Недействующий


ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
УКАЗ

от 30 июня 2011 года N 296


Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2012 год
и на плановый период 2013 и 2014 годов



В целях разработки проекта областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. N 28-з «О бюджетном процессе»

постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

2. Правительству Ярославской области при разработке проекта областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов обеспечить соблюдение Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

3. Контроль за исполнением указа оставляю за собой.

4. Указ вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области
С.А. Вахруков

     
УТВЕРЖДЕНЫ
указом
Губернатора области
от 30.06.2011 N 296-п


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2012 год
и на плановый период 2013 и 2014 годов



1. Общие положения


Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. N 28-з «О бюджетном процессе». При подготовке учитывались положения следующих документов:

- Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах от 29 июня 2010 года;

- Основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов;

- Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов являются базой для формирования областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов определяют стратегию действий Правительства области в части доходов, расходов бюджета, межбюджетных отношений и долговой политики. Основная цель - решать большее количество текущих задач и задач развития в соответствии со стратегией социально-экономического развития региона в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.

2. Основные итоги региональной бюджетной и налоговой политики
2010 - начала 2011 годов


2.1. Основные итоги социально-экономического развития области в 2010 году


В 2010 году были преодолены кризисные тенденции в экономическом развитии Ярославской области и наметилась положительная динамика. Особенно важно это для промышленного производства. Индекс промышленного производства по сравнению с 2009 годом увеличился на 8,4 процента. Объем отгруженной продукции в промышленности в целом в 2010 году оказался даже чуть выше «докризисного» 2008 года (103 процента).

Возобновился рост инвестиционной активности. Благодаря реализации значительного числа масштабных проектов в рамках подготовки празднования 1000-летия основания города Ярославля по итогам 2010 года в регионе удалось обеспечить прирост объёма инвестиций в основной капитал, сохранить объемы строительных работ. В 2010 году организациями области, включая субъекты малого предпринимательства и объёмы неформальной деятельности, инвестировано в основной капитал 63 594,5 млн. рублей, что составило 105 процентов к уровню 2009 года (в сопоставимых ценах). На реализацию приоритетных инвестиционных проектов направлено 4,6 млрд. рублей внебюджетных инвестиций, что в 2,9 раза больше 2009 года. Область поддержала реализацию 35 приоритетных проектов с общим объемом инвестиций 27,9 млрд. рублей.

Юбилейные мероприятия в честь 1000-летия основания г. Ярославля позволили вывести область на качественно новый уровень развития, было привлечено 13 млрд. рублей федеральных средств.

В рамках реализации основных направлений антикризисных действий Правительства области на выполнение мероприятий комплексных инвестиционных планов модернизации 8 монопрофильных муниципальных образований области в 2010 году привлечено 2 866 млн. рублей, в том числе 1 547 млн. рублей бюджетных средств, из которых 1 362 млн. рублей составляют средства федерального бюджета.

На фоне развивающихся процессов в экономике в 2010 году происходило постепенное восстановление покупательского спроса: оборот розничной торговли увеличился на 5,1 процента, объем платных услуг - на 6 процентов.

В условиях экономического роста в 2010 году происходили позитивные изменения на региональном рынке труда. В январе-декабре 2010 года в органы службы занятости Ярославской области за содействием в трудоустройстве обратились 68,4 тыс. человек, или в 1,3 раза меньше, чем в 2009 году. Уровень регистрируемой безработицы на конец года составил 2,8 процента экономически активного населения (4,2 процента годом ранее).

В целом за 2010 год среднемесячная начисленная заработная плата по области сложилась в размере 16 005 рублей (в 2009 году - 14 455 рублей). Несмотря на невысокие темпы роста оплаты труда, Ярославская область удерживает высокие позиции в Центральном федеральном округе по размеру среднемесячной заработной платы - 5-ое место в декабре 2010 года (включая Москву и Московскую область).

Эффективное использование федеральных и областных средств в рамках реализации приоритетных национальных проектов позволило достичь значимых результатов. Реализация в Ярославской области мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» оказала существенное влияние на снижение смертности населения от управляемых причин, так, за 2010 год в сравнении с 2009 годом отмечается снижение смертности от острых и повторных инфарктов миокарда (на 6,1 процента), от острых нарушений мозгового кровообращения (на 21,5 процента).

В рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в 2010 году улучшили жилищные условия 2 136 семей. Кроме того, на территории Ярославской области были реализованы три программы по расселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, признанного непригодным для проживания или с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расселено 14,5 тыс. кв. метров жилищного фонда. Объем работ, выполненных организациями по виду деятельности «Строительство», в 2010 году составил 34,2 млрд. рублей, или 100,1 процента к уровню 2009 года.

2.2. Основные итоги бюджетной и налоговой политики 2010 - начала 2011 годов


2.2.1. Итоги бюджетной политики в части расходов бюджета.

Сохранена социальная направленность областного бюджета. Доля расходов областного бюджета на социальную сферу в 2010 году составила 51 процент, в 2009 году - 42 процента.

В целях оптимизации текущих расходов бюджетов и недопущения наращивания кредиторской задолженности по принятым обязательствам (особенно по заработной плате и социальным выплатам) проводился мониторинг кредиторской задолженности получателей бюджетных средств.

По состоянию на 01.01.2010 просроченная кредиторская задолженность составила по бюджетной деятельности 1 487 тыс. рублей, по предпринимательской деятельности - 2937,1 тыс. рублей. В результате проведенных мероприятий по инвентаризации и реструктуризации, а также ежемесячного мониторинга состояния просроченной кредиторской задолженности достигнуто её снижение до 512,9 тыс. рублей и 876,4 тыс. рублей соответственно.

В части расходов областного бюджета постоянным направлением деятельности органов исполнительной власти стала оптимизация бюджетных расходов и повышение их эффективности. Доля неэффективных расходов на государственное управление снизилась почти в 2 раза. Получили дальнейшее развитие принципы бюджетирования, ориентированного на результат, и повышение качества управления финансами путем реализации мероприятий программы реформирования финансов.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов предусматривалось первоочередное обеспечение выполнения действующих обязательств бюджета и реализацию ряда приоритетных направлений политики области. Обоснования бюджетных ассигнований сформированы главными распорядителями бюджетных средств с учетом требований федерального и регионального бюджетного законодательства, содержат расшифровку по видам планируемых ассигнований в увязке с показателями непосредственных и конечных результатов. Доля программных расходов бюджета в 2010 году достигла 56 процентов в сравнении с 52 процентами в 2009 году.

В 2010 году в рамках программы реформирования финансов внедрены и закреплены в практике главных распорядителей бюджетных средств новые механизмы и инструменты управления финансами:

- формирование государственных заданий на оказание государственных услуг для всей сети бюджетных учреждений, полный охват государственных услуг базовыми требованиями к качеству;

- автоматизация планирования областного бюджета и внедрение нового программного продукта «АИС Планирование и БОР», позволяющего сформировать проект областного бюджета в разрезе действующих и принимаемых обязательств, в увязке с целями и задачами деятельности главных распорядителей бюджетных средств и показателями результатов использования ассигнований;

- повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных образований области, снижение объемов просроченной кредиторской задолженности и объемов налоговых льгот;

- распределение субсидий на реформирование муниципальных финансов по итогам реализации первого этапа бюджетной реформы на местном уровне.

Многие из мероприятий, которые в рамках бюджетной реформы проводились впервые, должны стать ежегодными. Конечным результатом реализации программы реформирования финансов в 2010 году явилось повышение уровня качества управления финансами в Ярославской области до 98 баллов (из 100 возможных по оценке Министерства финансов Российской Федерации).

2.2.2. Итоги налоговой политики и формирование доходов бюджета.

В консолидированный бюджет области в 2010 году налоговые и неналоговые доходы (без учета возврата субсидий и субвенций, полученных из федерального бюджета) поступили в сумме 38 765,5 млн. рублей, что на 21,5 процента, или на 6 859,9 млн. рублей, выше аналогичных поступлений за 2009 год. Значительный рост доходов был обеспечен поступлением налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, акцизов.

В ходе реализации бюджетной и налоговой политики в 2010 - начале 2011 годов:

- на более качественном уровне продолжила работу межведомственная комиссия по укреплению налоговой дисциплины и легализации налоговой базы, а также аналогичные комиссии на уровне администраций городских округов и муниципальных районов области. Проведено 134 заседания комиссий, рассмотрена деятельность 606 налогоплательщиков.

В результате всего комплекса принятых на областном и местном уровне мер налогоплательщики-должники перечислили в консолидированный бюджет области 284,3 млн. рублей.

В течение года была активизирована деятельность управления по налоговым преступлениям Управления внутренних дел по Ярославской области. Особое внимание уделено проблеме своевременного перечисления налоговыми агентами сумм удержанного с работников налога на доходы физических лиц. Информацией о состоянии задолженности послужил ежемесячный мониторинг платежей 479 организаций, организованный на уровне финансовых органов области. По результатам мониторинга управлением по налоговым преступлениям Управления внутренних дел по Ярославской области проведены проверочные мероприятия в отношении должностных лиц организаций-должников;

- для поддержки малого бизнеса были сохранены пониженные ставки налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения для отдельных категорий субъектов малого предпринимательства;

- сохранен мораторий на увеличение коэффициента К2 по единому налогу на вмененный доход;

- продолжена работа с крупнейшими налогоплательщиками бюджета области с целью обеспечения своевременного поступления платежей в бюджет, увеличения налогооблагаемой базы.

Для увеличения доходов бюджета в части поступления акцизов принято решение стимулирования производства пива на территории области. Дополнительно поступило в бюджет 450 млн. рублей акцизов.

Благодаря действиям Правительства области открытым акционерным обществом «Ростовский оптико-механический завод» была получена субсидия из федерального бюджета на погашение долгов. В результате в консолидированный бюджет области поступило 118,7 млн. рублей.

Разработан механизм расчета с бюджетом по долгам  открытого акционерного общества «Славич» и открытого акционерного общества «Гаврилов-Ямский льнокомбинат». В общей сложности от них поступило средств на сумму 51 млн. рублей в погашение долгов со значительным сроком давности;

- проводился мониторинг расчетов с бюджетом по основным налогам по 160 крупным и средним организациям области;

- органами местного самоуправления муниципальных образований области продолжена работа по идентификации земельных участков и предоставлению данных сведений в налоговые органы. В начале 2011 года завершена работа по переоценке кадастровой стоимости земель населенных пунктов;

- продолжена совместная работа Правительства области, Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области и управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Ярославской области по вопросу сокращения задолженности и увеличения собираемости транспортного налога;

- осуществлялась работа по оптимизации региональных налоговых льгот. Усовершенствована Методика оценки экономической и социальной эффективности налоговых льгот, утвержденная постановлением Правительства области от 11.03.2009 N 223-п «Об оценке бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот». Количество льготных категорий сокращено на 3 вида деятельности. Сумма выпадающих доходов бюджета 2010 года в результате предоставления налоговых льгот составила 631 млн. рублей, при этом 221 млн. рублей (35 процентов от всей суммы) в виде льгот по налогам получили участники инвестиционной деятельности, реализующие приоритетные инвестиционные проекты на территории региона;

- проведены работы по вовлечению 186 земельных участков общей площадью 2 348,5 га, в том числе образуемых в счет невостребованных земельных долей, в экономический и гражданский (хозяйственный) оборот для привлечения инвестиций в экономику Ярославской области;

- с целью оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ярославской области за счет имущества и имущественных прав Ярославской области проведены мероприятия по созданию и развитию на территории области индустриальных парков и перспективных площадок, обеспечение их объектами инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов;

- в течение 2010 года в областной бюджет поступило 43,2 млн. рублей доходов от реализации имущества и земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области.

2.2.3. Итоги политики в сфере межбюджетных отношений.

В 2010 году политика Ярославской области в части межбюджетных отношений была направлена на повышение уровня финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований области, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований области, обеспечение сбалансированности местных бюджетов, повышение качества финансового менеджмента муниципальных финансов.

Повышение финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований области в значительной степени достигалось за счет предоставления финансовой помощи из областного бюджета в виде дотаций и субсидий.

Для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальным образованиям области выделялись дотации. В результате применения механизма выравнивания было достигнуто сокращение разницы фактической бюджетной обеспеченности между самым «бедным» и самым «богатым» муниципальным образованием области с 3,6 раза до 1,17 раза, или сокращение дифференциации муниципальных образований области более чем в три раза.

Кроме дотаций на выравнивание, муниципальным образованиям области из областного бюджета были предусмотрены дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов.

В условиях напряженного исполнения местных бюджетов в 2010 году с учетом своевременного финансирования дотаций органы местного самоуправления муниципальных образований области смогли обеспечить выполнение расходных обязательств в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и первоочередных социально значимых расходов. Не было допущено образования просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы в муниципальных образованиях области.

В 2010 году были оптимизированы пропорции между различными формами финансовой помощи местным бюджетам путем частичного сокращения целевых субсидий и увеличения размера дотаций. Количество субсидий сократилось по сравнению с предыдущим годом с 76 до 59. При этом объем дотаций увеличился относительно 2009 года на 11,7 процента.

Межбюджетные трансферты из областного бюджета предоставлялись при условии соблюдения муниципальными образованиями области требований статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Внесены изменения в методики расчета и предоставления субсидий из областного бюджета на реализацию отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований области, дифференцирован подход к определению уровня софинансирования из областного бюджета с учетом уровня бюджетной обеспеченности.

Главными распорядителями средств областного бюджета проводилась работа по обеспечению соответствия методик предоставления и распределения субсидий местным бюджетам установленным требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, особенно в части принципов бюджетирования, ориентированного на результат: требованиям к результативности, эффективности, условиям перераспределения субсидий.

Распределение целевых видов финансовой помощи осуществлялось соответствующими главными распорядителями бюджетных средств.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»