ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2012 года N 265-п
Об утверждении областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2012-2013 годы
В редакции
постановления Правительства ЯО от 27.09.2012 N 1018-п ru 76000201200708
постановления Правительства ЯО от 26.02.2013 N 172-п ru 76000201300399
постановления Правительства ЯО от 09.12.2013 N 1600-п ru76000201301430)
В соответствии с постановлением Правительства области от 03.11.2011 N 866-п "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2012-2013 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2012-2013 годы.
2. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.А. Вахруков
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 29.03.2012 N 265-п
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2012 - 2013 годы
I. Общие положения
В редакции постановления Правительства ЯО от 26.02.2013 N 172-п ru 76000201300399
Заказчик | Правительство Ярославской области |
Ответственный исполнитель ОЦП | управление по противодействию коррупции Правительства области (далее - УПК) |
Исполнители ОЦП | департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - ДИЗО), государственная жилищная инспекция Ярославской области (далее – ГЖИ), департамент информатизации и связи Ярославской области (далее – ДИС), департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области (далее – ДЖКК), управление массовых коммуникаций Правительства области (далее- УМК), управление государственной службы и кадровой политики Правительства области (далее - УГСиКП), государственно-правовое управление Правительства области (далее – ГПУ) |
ОИВ/СППО и другие юридические лица, заинтересованные в результатах ОЦП (прямые и косвенные заказчики) | ОИВ, СППО, ОМС, Общественная палата Ярославской области, прокуратура Ярославской области, правоохранительные органы области |
ОИВ/СППО и другие юридические лица, оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП | ОИВ, СППО, ОМС, Общественная палата Ярославской области, прокуратура Ярославской области, правоохранительные органы области |
Дата начала ОЦП | 01.01.2012 |
Дата окончания ОЦП | 31.12.2013 |
Куратор ОЦП | Губернатор области Ястребов С.Н. |
Ответственные лица для контактов | Четвериков Роман Николаевич - начальник УПК, тел. 40-19-09; |
Электронный адрес размещения ОЦП в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/ubb/default.aspx |
Общая потребность в ресурсах
В редакции
постановления Правительства ЯО от 09.12.2013 N 1600-п ru76000201301430
Источник | Единица | Предельный объем финансирования | ||
всего | 2012 год | 2013 год | ||
Областной | тыс. рублей | 5956 | 3252 | 2704 |
II. Содержание проблемы
Разработка ОЦП обусловлена необходимостью реализации на региональном уровне антикоррупционной политики в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. N 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" и Законом Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 40-з "О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области", а также Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года.
Областная целевая программа "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2010 - 2011 годы, утверждённая постановлением Правительства области от 25.06.2010 N 429-п "Об утверждении областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области на 2010-2011 годы", позволила создать систему предупреждения и профилактики коррупционных проявлений. В рамках указанной программы была разработана методика проведения мониторинга коррупционных проявлений на территории области (далее - мониторинг). Результаты проведённого мониторинга сопоставимы с результатами исследования наиболее авторитетного в данной области на международном уровне Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси интернешнл-Р" (http://www.transparency.org.ru) за 2010 год (далее – ТИ-Р), проведенного компанией Gallup International.
Необходимо отметить, что в отличие от респондентов, опрошенных специалистами данной компании в целом по России, жители Ярославской области отмечают снижение уровня коррупции за последние годы. По данным исследования ТИ-Р, 29,7 процента респондентов считают, что за последние 3 года уровень коррупции значительно повысился, а участники проведённого мониторинга полагают, что уровень коррупции в течение последних 3 лет снизился.
Оценка коррумпированности органов исполнительной власти в указанных исследованиях производилась по разным шкалам, однако в целом эти данные можно сопоставить. Уровень коррумпированности в исследовании ТИ-Р оценивался по 5-балльной шкале, где 1 - минимальный балл, а 5 – максимальный балл. По результатам исследования, институты государственной службы получили 3,9 балла, что указывает на практически максимальный уровень коррупции. По данным проведённого мониторинга, вариант ответа "большинство людей в высших органах власти берут взятки" в среднем по трем категориям респондентов (эксперты, предприниматели, население) составил 47,9 процента. Из этого можно сделать вывод, что респонденты Ярославской области оценивают степень коррумпированности высших должностных лиц более сдержанно, чем участники исследования ТИ-Р. При этом необходимо отметить, что эксперты и предприниматели, то есть наиболее подготовленная и образованная часть респондентов, оценивают степень коррумпированности на ещё более низком уровне, чем указанный средний балл, повышение показателя вызвано более критичными настроениями населения.
Показатели "взяткоёмкости" в различных сферах деятельности в указанных исследованиях во многом совпадают:
- правоохранительные органы (полиция): 27,7 процента по данным исследования ТИ-Р; 24,4 процента по результатам мониторинга;
- сфера образования: 18,3 процента по данным исследования ТИ-Р; 22,6 процента по результатам мониторинга;
- сфера медицинского обслуживания: 20,7 процента по данным исследования ТИ-Р; 20,8 процента по результатам мониторинга.
Таким образом, доминирующие сферы коррупционных проявлений в Ярославской области соответствуют всероссийским. Однако если сравнивать полученные результаты с данными всероссийского опроса Фонда ИНДЕМ (2005 г.), то можно отметить, что относительно ситуации 5-6-летней давности риск коррупции в разных сферах заметно снизился. Например, риск коррупции в сфере государственного медицинского обслуживания в 2005 году оценивался респондентами на уровне 37,7 процента (в настоящее время в Ярославской области этот показатель снизился практически в два раза), а в сфере высшего образования - 52,1 процента (в настоящее время снизился почти на 30 процентов). Это говорит о том, что фактически ситуация в области меняется в лучшую сторону и борьба с коррупцией осуществляется достаточно эффективно.
Достаточное количество жителей Ярославской области согласно с тезисом "коррупцию можно победить только всем миром" (43,8 процента), что превышает аналогичный показатель по всероссийскому опросу (33,4 процента).
Среди предпринимателей Ярославской области также выше процент респондентов, согласных с тезисом "готов принять участие в борьбе с коррупцией" (52,9 процента), по сравнению с аналогичным показателем исследования ТИ-Р (43 процента).
Всё это свидетельствует о повышении уровня готовности населения области к действиям, направленным не на достижение личного блага любой ценой, а на стремление к созидательной общественной деятельности, направленной на борьбу с коррупцией.
Более подробное рассмотрение результатов мониторинга позволяет сделать следующие выводы.
Среди респондентов проведённого исследования доминирует отношение к коррупции как к негативному явлению, что особенно ярко выражено в оценках экспертов, большинство из которых являются государственными служащими. При этом для респондентов групп "населения" и "предприниматели" более близка позиция, которая выражается в том, что коррупция есть неизбежное (в ряде случаев - необходимое) зло. Большинство респондентов этих категорий признают, что с помощью взятки им в свое время удалось решить конкретную проблему. При этом следует подчеркнуть, что зафиксированные коррупционные проявления носят преимущественно бытовой характер, то есть относятся не к высшим сферам государственной власти и крупному бизнесу (хотя именно этих субъектов население чаще всего обвиняет в коррумпированности), а к работе бюджетных учреждений сферы медицины и образования, правоохранительных органов. Необходимо отметить, что граждане часто сами выступают инициаторами коррупционной сделки, считая её наиболее простым и быстрым способом решения проблемы (43,1 процента респондентов из числа населения признают взятку элементом традиционных взаимодействий).
Сам термин "коррупция" ассоциируется у респондентов со злом и преступлением, что не мешает им участвовать в коррупционных сделках, не воспринимаемых ими как случаи коррупции. Например, вручение подарков преподавателям накануне экзаменов и наём репетиторов, гарантирующих поступление в высшие учебные заведения, воспринимается как проявление коррупции менее чем половиной респондентов из группы "население". Толерантность к неформальным договоренностям с сотрудниками правоохранительных органов и государственных медицинских учреждений также достаточно высока. При этом наблюдается желание снять с себя ответственность за участие в коррупционной сделке ("у меня не было выбора") и (или) полностью переложить её на должностное лицо, которое согласилось в ней участвовать. Эта позиция характерна и для предпринимателей, которые склонны оправдывать свое участие в коррупционных сделках абстрактными причинами ("бизнес не защищен", "у бизнеса нет легальных способов влиять на власть").
Также следует отметить, что уровень коррупции, предполагаемый респондентами, намного превышает реальный. Например, те граждане, которые имели личный опыт дачи взятки, её средний размер оценили в 10 300 руб., а те, кто слышал подобную информацию от знакомых, - в гораздо большую сумму - 19700 руб.
Данное противоречие объясняется сильным влиянием средств массовой информации (далее - СМИ), оказываемым на граждан различными сообщениями криминального характера. При этом наличие единичных случаев нарушения закона в организациях, находящихся даже за пределами Ярославской области, может способствовать возникновению негативного отношения человека к местным институтам государственной власти и органам местного самоуправления. Данная закономерность является важной для понимания психологических аспектов отношения населения к теме коррупции, которая благодаря СМИ стала особенно популярной, и у человека, не обладающего информацией о реальной ситуации в данной сфере, под влиянием постоянных напоминаний о коррупции складывается ощущение того, что данное явление в работе большинства встречается достаточно часто.
Важным результатом проведённого мониторинга является вывод о том, что жители Ярославской области в целом слабо информированы о мерах противодействия коррупции, предпринимаемых на территории региона. Согласно данным мониторинга, 47 процентам респондентов населения области ничего не известно о мерах антикоррупционной политики, что является высоким показателем, свидетельствующим о необходимости усиления информационной работы органов власти области в данном направлении; обладают отдельной информацией по данному вопросу 41,8 процента респондентов. Дефицит информации у населения области является основной причиной того, что чаще можно встретить мнения граждан об их неудовлетворенности предпринимаемыми органами власти мерами, направленными на борьбу с коррупцией. В условиях преобладания сообщений СМИ, в первую очередь, ориентированных на освещение негативных событий, информация о мерах, предпринимаемых в борьбе с коррупцией, становится менее заметной. Вместе с тем, в обществе существует потребность в получении объективных данных о состоянии данной проблемы в целом, что оказывает положительное влияние на перспективы повышения степени удовлетворенности граждан предпринимаемыми мерами по противодействию коррупции на территории Ярославской области. На основании этого одной из задач реализации ОЦП является антикоррупционная пропаганда и просвещение. Реализация мероприятий данной задачи позволит довести до сведения населения области объективную информацию о состоянии дел в сфере противодействия коррупции и информировать население области о деятельности органов власти области в данной сфере.
Всё изложенное свидетельствует о необходимости и в дальнейшем объединения усилий и координации действий правоохранительных органов и субъектов антикоррупционной деятельности. Для этого требуется программно-целевой подход, сосредоточение усилий на приоритетных направлениях профилактики коррупционных правонарушений, а также проведение ряда организационных мероприятий.
Описание ситуации в сфере противодействия коррупции на территории области свидетельствует о необходимости дальнейшей реализации комплексных мер в сфере противодействия коррупции на территории области:
- координации действий субъектов антикоррупционной деятельности, в том числе правоохранительных органов, в данном направлении;
- проведения антикоррупционного мониторинга, мониторинга коррупционных проявлений на территории области;
- обеспечения открытости деятельности органов государственной власти Ярославской области;
- обеспечения информированности населения области о деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления области в сфере противодействия коррупции;
- повышения антикоррупционного сознания населения области.
III. Цель ОЦП
Наименование | Показатель | Обоснование плановых значений показателя | |||||
наименование | единица измерения | весовой коэффици-ент | значение | ||||
базовое | планируемое | ||||||
2012 | 2013 | ||||||
Развитие и обеспечение функционирования системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений | доля населения области, удовлетворенная деятельностью органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области по обеспечению ими реализации государственной антикоррупционной политики на территории области | % | 1 | 39 | 41 | 43 | показатель выведен с помощью мониторинга коррупционных проявлений, проведённого на территории области |
IV. Задачи и мероприятия ОЦП
В редакции постановления Правительства ЯО от 27.09.2012 N 1018-п ru 76000201200708
постановления Правительства ЯО от 26.02.2013 N 172-п ru 76000201300399
постановления Правительства ЯО от 09.12.2013 N 1600-п ru76000201301430
N | Наименование задачи, мероприятия | Весовой коэффициент | Результат | Год начала | Год окончания | Затраты с разбивкой по годам и источникам финансирования, тыс. руб. | Ответственный исполнитель | |||||
наименование | единица измерения | значение | ||||||||||
базовое | план | 2012 год | 2013 год | |||||||||
2012 год | 2013 год | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1. | Задача 1. | 0,2 | количество помещений ОИВ, оборудованных специальными техническими средствами | единиц | 0 | не менее 5 | не менее 3 | 2012 | 2013 | 573 | 1320 | УПК, ДИС, иные ОИВ |
1.1. | Мероприятие 1. | 0,1 | количество помещений ОИВ | единиц | 0 | не менее 5 | не менее 3 | 2012 | 2013 | 0 | 0 | УПК, ДИС, иные ОИВ |
1.2. | Мероприятие 2. | 0,4 | утверждение проектных работ по установлению специальных технических средств в ОИВ | да/нет | нет | да | да | 2012 | 2013 | 43 | 0 | УПК, ДИС, иные ОИВ |
1.3. | Мероприятие 3. | 0,5 | специальные технические средства в ОИВ установлены | да/нет | нет | да | да | 2012 | 2013 | 530 | 1320 | УПК, ДИС, иные ОИВ |
2. | Задача 2. | 0,4 | количество подготовленных отчётов по результатам проведённого мониторинга коррупционных проявлений на территории области с выводами и рекомендациями | единиц | 0 | не менее 2 | не менее 2 | 2012 | 2013 | 698 | 374 | УПК, |
2.1. | Мероприятие 1. | 0,1 | количество подготовленных отчётов по результатам проведённого мониторинга коррупционных проявлений на территории области с выводами и рекомендациями | единиц | 0 | не менее 1 | не менее 1 | 2012 | 2013 | 520 | 305 | УПК |
2.2. | Мероприятие 2. | 0,05 | количество подготовленных отчетов по результатам исследования в фокус-группах | единиц | 0 | 1 | 2012 | 2013 | 78 | 0 | УПК | |
2.3. | Мероприятие 3. | 0,1 | количество подготовленных отчётов по результатам проведённого мониторинга (ежеквартально) | единиц | 0 | не менее 4 | не менее 4 | 2012 | 2013 | 0 | 0 | УПК |
2.4. | Мероприятие 4. | 0,05 | количество приобретённых и установленных программных продуктов для осуществления антикоррупционного мониторинга | единиц | 0 | не менее 1 | не менее 1 | 2012 | 2013 | 100 | 69 | УПК |
2.5. | Мероприятие 5. | 0,1 | количество подготовленных отчётов по результатам проведённого мониторинга (по каждому полугодию) | единиц | 0 | не менее 2 | не менее 2 | 2012 | 2013 | 0 | 0 | ДИЗО |
2.6. | Мероприятие 6. | 0,1 | количество подготовленных отчётов по результатам проведённого мониторинга (по каждому полугодию) | единиц | 0 | не менее 2 | не менее 2 | 2012 | 2013 | 0 | 0 | ДИЗО |
2.7. | Мер оприятие 7. | 0,1 | количество подготовленных отчётов по результатам проведённого мониторинга (по каждому полугодию) | единиц | 0 | не менее 2 | не менее 2 | 2012 | 2013 | 0 | 0 | УПК |
2.8. | Мероприятие 8. | 0,1 | количество подготовленных отчётов по результатам проведённого мониторинга (по каждому полугодию) | единиц | 0 | не менее 2 | не менее 2 | 2012 | 2013 | 0 | 0 | УПК |
2.9. | Мероприятие 9. | 0,1 | количество подготовленных отчётов по результатам мониторинга (по каждому полугодию) | единиц | 0 | не менее 2 | не менее 2 | 2012 | 2013 | 0 | 0 | ГЖИ |
2.10. | Мероприятие 10. | 0,1 | количество подготовленных отчётов по результатам мониторинга (по каждому полугодию) | единиц | 0 | не менее 2 | не менее 2 | 2012 | 2013 | 0 | 0 | ДЖКК |
2.11. | Мероприятие 11. | 0,05 | количество подготовленных отчётов по результатам мониторинга (по каждому полугодию) | единиц | 0 | не менее 2 | не менее 2 | 2012 | 2013 | 0 | 0 | ГПУ, ОИВ |
2.12. | Мероприятие 12. | 0,05 | количество подготовленных отчётов по результатам мониторинга (по каждому полугодию) | единиц | 0 | не менее 2 | не менее 2 | 2012 | 2013 | 0 | 0 | УГСиКП, |
3. | Задача 3. | 0,3 | доля населения области от общего количества населения области, информированного о деятельности ОИВ в сфере противодействия коррупции | % | 0 | 42 | 45 | 2012 | 2013 | 1831 | 810 | УПК, УМК |
3.1. | Мероприятие 1. | 0,1 | количество людей, принявших участие в данных мероприятиях | человек | 0 | не менее 50 | не менее 50 | 2012 | 2013 | 62 | 85 | УПК, УМК |
3.2. | Мероприятие 2. | 0,2 | количество вышедших в СМИ материалов и сюжетов | единиц | 0 | не менее 20 | 2012 | 2013 | 389 | 0 | УКиОС, УПК | |
3.3. | Мероприятие 3. | 0,1 | количество распространённых антикоррупционных просветительских материалов (тираж) | единиц | 0 | не менее 100 | не менее 50 | 2012 | 2013 | 100 | 48 | УПК, УМК |
3.4. | Мероприятие 4. | 0,1 | количество изготовленных агитационно-просветительских аудио- и видеороликов (в т.ч. мультипликационных) в сфере противодействия коррупции | единиц | 0 | не менее 2 | не менее 1 | 2012 | 2013 | 71 | 30 | УПК, УМК |
3.5. | Мероприятие 5. | 0,2 | количество выходов агитационно-просветительских аудио- и видеороликов (в т.ч. мультипликационных) в сфере противодействия коррупции в эфирах телевизионных каналов и радиоэфирах | единиц | 0 | не менее 200 | не менее 50 | 2012 | 2013 | 379 | 150 | УПК |
3.6. | Мероприятие 6. | 0,3 | количество изготовленных и размещённых на территории области агитационных материалов (наружной рекламы и др.) в сфере противодействия коррупции | единиц | 0 | не менее 50 | не менее 30 | 2012 | 2013 | 830 | 497 | УПК, УМК |
4. | Задача 4. | 0,1 | количество государственных и муниципальных служащих области, прошедших курсы повышения квалификации в сфере противодействия коррупции | человек | 0 | не менее 15 | не менее 30 | 2012 | 2013 | 150 | 200 | УПК, УГСиКП |