ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2012 года N 14-п
Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области на 2012 год
В редакции постановления Правительства ЯО от 29.12.2012 N 1546-п ru 76000201201605
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2392-р "О распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования на 2012 год" и Законом Ярославской области от 23 декабря 2011 г. N 50-з "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области на 2012 год.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.А. Вахруков
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Правительства области
от 27.01.2012 N 14-п
КОМПЛЕКС МЕР
по модернизации системы общего образования в Ярославской области на 2012 год
I. Текущее состояние системы общего образования Ярославской области
В общеобразовательных учреждениях Ярославской области, по данным на конец 2011 года, обучается 112,4 тыс. детей, в том числе 16,9 тыс. человек в 237 сельских школах.
Система общего образования характеризуется:
- устойчивыми образовательными результатами, сопоставимыми со среднероссийскими, а по отдельным предметам превышающими среднероссийские показатели;
- развитой сетью общеобразовательных учреждений, включающей школы-гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением отдельных предметов, ежегодно перепроектируемой и модернизируемой под потребности населения;
- отсутствием в системе общего образования ветхих и аварийных зданий; 100 процентов общеобразовательных школ области имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности;
- отсутствием в системе образования школ, демонстрирующих откровенно низкий уровень образовательных результатов; все школы области имеют свидетельства о государственной аккредитации;
- развитой системой дополнительного образования, которая обеспечивает удовлетворение потребностей обучающихся в дополнительном образовании и в определенной мере способствует укреплению и сохранению здоровья детей и подростков;
- наличием специально разработанных 335 маршрутов школьных автобусов, обеспечивающих доставку к месту получения общего образования почти 6 тыс. детей из отделенных сельских территорий;
- наличием нормативной и правовой базы, необходимой для функционирования и развития общеобразовательных школ;
- использованием для финансирования реализации основных общеобразовательных программ начального, основного и полного (среднего) общего образования системы муниципальных заданий, в которых определены показатели объема и качества образовательных услуг для каждого образовательного учреждения;
- наличием системы ресурсного обеспечения образовательных учреждений на основе норматива бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося; норматив бюджетного финансирования включает расходы на обеспечение фонда оплаты труда и фонда материального обеспечения; с 01 сентября 2011 года в норматив бюджетного финансирования дополнительно включены расходы на организацию внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в объеме 10 часов;
- использованием программно-целевого метода при планировании текущих расходов по отрасли "Образование" путем формирования ведомственной целевой программы департамента образования Ярославской области и областных целевых программ, направленных на решение системных проблем отрасли;
- наличием квалифицированного педагогического персонала;
- становлением новой системы адресного модульного повышения квалификации учителей;
- наличием обновленной, ориентированной на результат системы оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений;
- наличием региональной системы мониторинга образовательных результатов обучающихся школ области;
- наличием системы предметных и надпредметных олимпиад, конкурсов и т.п. муниципального и регионального уровня, позволяющей обучающимся проявить свои способности в различных видах деятельности (значительная часть олимпиад и конкурсов проводится с использованием дистанционных технологий, что позволяет принять в них участие детям, проживающим в отдаленных районах области);
- наличием элементов государственно-общественного управления образованием: во многих школах области сформированы управляющие советы, значительная часть школ использует практику публичных отчетов по результатам своей деятельности перед общественностью.
Для обеспечения доступности общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в области создан центр дистанционного обучения детей-инвалидов. В настоящее время в нем обучается 172 ребенка. Организованы мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательных учреждений через реализацию областной целевой программы "Доступная среда".
В регионе реализуются областные целевые программы, направленные на создание новой, ориентированной на результат системы управления и финансирования бюджетной сферы области, повышение самостоятельности бюджетных учреждений:
- областная целевая программа "Реформирование региональных финансов в Ярославской области" на 2010-2011 годы;
- областная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов региональных финансов в Ярославской области" на 2011-2013 годы.
Развитию самостоятельности и автономности общеобразовательных школ области способствует реализация на территории области положений Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Ряд областных целевых программ направлен на развитие школьной инфраструктуры и улучшение материальной базы общеобразовательных учреждений:
- областная целевая программа "Развитие материально-технической базы физической культуры и спорта Ярославской области" на 2011-2012 годы;
- областная целевая программа "Развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений Ярославской области" на 2011-2014 годы;
- областная целевая программа "Развитие информатизации Ярославской области" на 2011-2013 годы.
Поддержка талантливых детей области обеспечивается за счет средств областной целевой программы "Семья и дети Ярославии".
Вместе с тем в системе общего образования области имеется ряд проблем, требующих решения:
1. Образовательные результаты выпускников школ области существенно отличаются по среднему баллу. Это свидетельствует о том, что в регионе пока не сформирован равный доступ всех обучающихся к качественному общему образованию. Образовательные результаты не в полной мере соответствуют требованиям общества и личности.
2. Учебно-материальная база значительной части школ области не соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) к условиям получения образования. Для перехода к новым образовательным стандартам требуется существенная модернизация учебно-материальной базы общеобразовательных школ и закупка учебно-лабораторного оборудования.
3. Существующая школьная инфраструктура в отдельных случаях не отвечает современным требованиям и не обеспечивает равный доступ обучающихся к образовательным ресурсам.
4. В настоящее время сформированы и функционируют отдельные элементы работы с талантливыми и одаренными детьми. Отсутствие системных механизмов работы с талантливыми детьми обусловливает недостаточную эффективность данного направления деятельности. Педагогическая поддержка индивидуальных образовательных траекторий талантливых детей нормативно и финансово пока не обеспечена.
5. Учительский корпус общеобразовательных школ имеет тенденцию к старению, приток в школы молодых специалистов, а значит, и обновление педагогических коллективов незначительны. Значительная часть руководителей школ не имеет профессионального образования управленца. Молодые специалисты, начинающие работать в школах, не готовы к работе по реализации ФГОС.
6. Применяемые в образовательном процессе образовательные технологии не всегда эффективны и не позволяют достигать результатов образования, востребованных государством, обществом и личностью.
7. Требует совершенствования система аттестации педагогических работников образовательных учреждений области.
8. Требует развития региональная система оценки качества образования.
9. Продолжают снижаться показатели здоровья обучающихся.
10. Для выравнивания образовательных результатов необходимо формирование фонда поддержки развития общеобразовательных школ, результаты которых ниже средних по региону.
II. Описание итогов реализации комплекса мер по модернизации в 2011 году системы общего образования в Ярославской области
В рамках проекта комплексной модернизации образования в истекшем году были получены следующие результаты:
1. Для создания условий для перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты:
- разработаны и утверждены в установленном порядке нормативные правовые акты, нормирующие переход школ на обучение по новым федеральным образовательным стандартам;
- во все школы области для организации учебного процесса в 1-х классах закуплены комплекты современного учебного оборудования, включающие в себя: рабочее место учителя (компьютер, документ, камеру), интерактивную доску, программное обеспечение;
- современные комплекты оборудования также поставлены в 5 школ области, в которых реализуется пилотный проект по введению нового образовательного стандарта, и 52 школы, реализующие программы повышенного уровня, - гимназии и лицеи. Двадцать шесть школ области, реализующих программы профильного обучения физике и химии, получили современное оборудование для организации образовательного процесса. Осуществлена поставка кабинетов химии в 12 школ и кабинетов физики в 14 школ. Для 25 опорных школ из всех муниципальных образований области и 11 школ, имеющих кадетские классы, приобретены комплекты современного спортивного оборудования;
- приобретены учебники для всех первоклассников 2011 года;
- проведены семинары для руководителей и учителей начальных классов по обсуждению требований к новым образовательным программам школы и к новым образовательным результатам;
- отработаны в пилотном режиме механизмы организации образовательного процесса по новым образовательным стандартам в течение 2010-2011 года в пяти школах области;
- разработана и реализована образовательная программа повышения квалификации учителей начальных классов по новым федеральным государственным образовательным стандартам, по ней прошли обучение все учителя (650 чел.), принявшие первоклассников 2011 года;
- подготовлены тьюторы для сопровождения учителей первых классов, реализующих образовательные программы в соответствие с новыми ФГОС.
Принятые меры позволили с 01 сентября 2011 года всем первоклассникам (23 процента обучающихся начальной школы) приступить к освоению новых федеральных государственных образовательных стандартов.
2. Для развития системы поддержки талантливых детей:
- разработана методика выявления талантливых и одаренных детей;
- разработана модель педагогического сопровождения и развития талантливых и одаренных детей области;
- созданы отдельные элементы системы организации работы с одаренными детьми на региональном уровне: разработаны и реализованы образовательные программы профильных лагерей для старшеклассников, реализован ряд региональных проектов, предоставляющих возможности проявления способностей детей, с использованием ресурсов сети интернет (интернет-олимпиады, интернет-проекты, конкурсы и т.п.);
- создан и постоянно актуализируется региональный банк данных о достижениях одарённых детей области и их педагогах-наставниках;
- созданы три ресурсных центра по сопровождению талантливых детей;
- разработаны подходы к формированию норматива бюджетного финансирования на реализацию и сопровождение индивидуальной образовательной траектории талантливых и одаренных детей области.
Принятые меры позволили упорядочить деятельность по выявлению талантливых детей, разработать и апробировать различные варианты их сопровождения.
3. Для формирования региональной системы оценки качества образования:
- разработаны и апробированы целевые показатели результативности и эффективности деятельности общеобразовательных школ;
- разработан и внедрен в практику работы образовательных учреждений оригинальный программный продукт "Автоматизированная система информации образовательного учреждения";
- разработана, апробирована и внедрена в практику методика самооценки образовательных учреждений, позволяющая соотнести планируемые и фактические образовательные результаты, выявить тенденции развития, определить проблемные зоны и спланировать новый уровень достижений обучающихся.
Используемый в регионе кластерный подход к анализу образовательных результатов позволяет каждой школе сравнить результаты своей деятельности с похожими образовательными учреждениями области.
Государственным учреждением области Центром оценки и контроля качества образования регулярно проводится мониторинг учебных достижений выпускников начальной школы по двум предметам: математике и русскому языку.
Разрабатываются подходы к оценке социальных компетенций обучающихся.
Отдельные элементы региональной системы оценки качества образования пока не позволяют в полной мере управлять качеством образования.