ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 декабря 2011 года N 962-п
Об утверждении Областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012 - 2014 годы
В редакции
постановления Правительства ЯО от 29.03.2012 N 262-п ru76000201200226
постановления Правительства ЯО от 11.12.2012 N 1403-п ru76000201201568
постановления Правительства ЯО от 02.12.2013 N 1559-п ru76000201301380
постановления Правительства ЯО от 21.03.2014 N 237-п ru76000201400323
В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2011N 621-п "О Концепции Областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012 -2014 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Областную целевую программу развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012-2014 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Елфимова И.С.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.А. Вахруков
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012 - 2014 годы
(В редакции постановления Правительства ЯО от 21.03.2014 N 237-п ru76000201400323)
Сроки реализации ОЦП | 10.01.2012 - 31.12.2014 | |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области Секретарев Д.М. | |
Ответственный | департамент | директор департамента |
Электронный | http://www.yarregion.ru/depts/der/default.aspx |
(В редакции
постановления Правительства ЯО от 21.03.2014 N 237-п ru76000201400323)
Источник финансирования | Плановый объем финансирования | |||
всего | в том числе по годам | |||
2012 | 2013 | 2014 | ||
Областной бюджет | 64,9 | 38,5 | 18,4 | 8,0 |
Всего | 64,9 | 38,5 | 18,4 | 8,0 |
I. Описание текущей ситуации и обоснование изменений
Раздел в редакции постановления Правительства ЯО от 11.12.2012 N 1403-п ru 76000201201568.
1. Основные определения
Для целей ОЦП используются следующие определения:
инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях;
инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности;
инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг;
государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Ярославской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ярославской области в целях создания правовых, экономических и организационных условий для стимулирования инновационной деятельности на территории Ярославской области;
инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;
инновационно активное предприятие (организация) - предприятие (организация) вне зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности, осуществляющее(ая) на постоянной (не разовой) основе разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических, управленческих процессов или иные виды инновационной деятельности;
субъекты инновационной деятельности - юридические лица любой организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие инновационную деятельность;
инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающих эффективное решение задач по внедрению инноваций;
инновационная система - совокупность субъектов, институтов (отношений между субъектами, правил взаимодействия), обеспечивающих производство и распространение инноваций в экономике и обществе;
инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов;
приоритетный инновационный проект Ярославской области - проект, реализация которого обеспечивает положительный экономический и социальный эффект для экономики Ярославской области, прошедший экспертизу и конкурсный отбор, утверждаемый в соответствии с порядком, установленным Правительством области, и включенный в инновационную программу;
грант Ярославской области в сфере развития инноваций - субсидия, предоставляемая безвозмездно и безвозвратно на конкурсной основе из областного бюджета для финансирования научной, научно-исследовательской, научно-технической, инновационной деятельности и экспериментальных разработок, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития Ярославской области.
2. Анализ ситуации
Для Ярославской области, которая имеет развитые компетенции и высококвалифицированные кадры в сферах микроэлектроники и IT-технологий, приборостроения и точного машиностроения, фармацевтики и химии, активная инновационная политика и государственная поддержка инновационных проектов являются одним из приоритетов экономического развития региона.
Стратегия социально-экономического развития Ярославской области, разработанная на период до 2030 года, в качестве приоритетных задач выдвигает повышение инновационной составляющей экономики, увеличение темпов роста инвестирования в экономику при увеличении внутренних затрат на научные исследования и разработки, а также на создание объектов инновационной инфраструктуры.
Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от реализованных в производстве инноваций. Это подтверждает опыт и нашей страны. Инновационная продукция занимает в валовом внутреннем продукте России менее 3 процентов, в Финляндии - 30 процентов. По абсолютной численности научных сотрудников Россия занимает 5 место в мире (Science and Engineering indicators 2010), а по конкурентоспособности – 75 место. Россией подается международных патентных заявок в 10 раз меньше, чем Японией, и в 70 раз меньше, чем США. До внедрения доводится 0,5 процента от общего количества изобретений, созданных на территории Российской Федерации.
В сфере малого и среднего предпринимательства доля инновационных предприятий составляет не выше 4 процентов в Российской Федерации. Основными деструктивными факторами развития инновационной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства являются:
- отсутствие конкурентной среды на рынке сбыта электроэнергии, порождающее соответствующую отраслевую монополию;
- отсутствие эффективных механизмов налогового стимулирования (переход с 2011 года на оплату страховых взносов привел к существенному увеличению совокупного тарифа страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения);
- все еще низкий уровень доступа к финансовым ресурсам;
- низкий уровень правовой и экономической грамотности предпринимателей.
Важной проблемой остается формирование законодательной базы, направленной на поддержку инноваций. Сейчас эта работа в регионах серьезно тормозится многочисленными пробелами в федеральном законодательстве.
Только в июле 2011 года были приняты изменения в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", вступившие в силу с 21.07.2011 и с 01.10.2011. Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" в новой редакции регулирует отношения между субъектами научной деятельности, органами государственной власти и потребителями инновационной продукции (работ и услуг), в том числе в сфере предоставления государственной поддержки инновационной деятельности. В новую редакцию указанного Федерального закона вошла статья, содержащая определения в сфере инновационной деятельности, и новые главы, описывающие основные принципы государственной поддержки инновационной деятельности, а именно:
- субъекты и формы государственной поддержки;
- полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- источники финансирования государственной поддержки;
- порядок оценки эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности.
Проблемной составляющей в законодательной работе является и своевременное принятие подзаконных актов. Так, например, до сих пор не проработан ряд нормативных актов, необходимых для реализации Федерального закона от 2 августа 2009 года N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности в части создания малых предприятий при вузах.
Сегодня только инновационный подход к развитию экономики может обеспечить конкурентоспособность страны на международном рынке и региона на территории страны.
В России инновационный потенциал Ярославской области оценивается
недостаточно высоко. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в 2010 году из обследуемых организаций различных видов экономической деятельности созданием и использованием передовых производственных технологий занимались 132 организации (в 2009 году - 117 организаций). Ими использовано 3267 единиц передовых производственных технологий (в 2009 году – 3285), изобретено 5 технологий (в 2009 году – 5). Среди всех используемых технологий основные группы приходятся на производство, обработку и сборку (43,3 процента), связь и управление (34,6 процента), проектирование и инжиниринг (14,6 процента).
В 2010 году научно-исследовательской деятельностью в области занималось 28 организаций, из них:
- 42,9 процента - организации, занятые научными исследованиями и разработками;
- 35,7 процента - организации сферы образования;
- 7,1 процента - организации, занятые в обрабатывающем производстве.
Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки (без учета внешних совместителей), составила на конец 2010 года 5838 человек (91,2 процента к 2009 году).
Затраты на научные исследования и разработки в 2010 году в фактически действовавших ценах составили 4168,3 млн. рублей (102,8 процента к 2009 году), из них средства федерального бюджета - 1666,8 млн. рублей. Внутренние расходы на исследования и разработки составили 3339,6 млн. рублей, из них внутренние текущие затраты - 3274,7 млн. рублей (в том числе затраты на оплату труда – 1145,5 млн. рублей).
В 2010 году подготовкой аспирантов и докторантов занималось 12 организаций области, из них вузов - 8, научно-исследовательских институтов – 3, учреждений дополнительного профессионального образования – 1. Общая численность аспирантов на 01.01.2011 составила 1155 человек (92,5 процента к уровню 2009 года). В 2010 году приняты в аспирантуру 384 человека, в том числе в вузы – 373, в научно-исследовательские институты – 10, в учреждения дополнительного профессионального образования – 1 человек. По сравнению с предыдущим годом численность принятых в аспирантуру уменьшилась на 11,7 процента, в том числе в вузы – на 9,2 процента. Вместе с тем численность принятых в научно-исследовательские институты снизилась на 56,5 процента. В докторантуру приняты 20 человек (на уровне 2009 года). Фактический выпуск аспирантов в 2010 году составил 311 человек (с защитой диссертации – 77, в том числе аспирантов вузов – 298 человек). Выпуск докторантов в 2010 году составил 16 человек, с защитой диссертации – 3. Количество докторантов вузов на конец года составило 55 человек.
Динамика инновационной активности показывает, что доля инновационно - активных предприятий и организаций с 2006 года увеличилась с 7,2 процента до 9,3 процента в 2009 году, однако число созданных передовых производственных технологий уменьшилось с 7 единиц до 5, а объем отгруженной инновационной продукции упал с 17 064, 9 млн. рублей до 7 278,2 млн. рублей (см. таблицу).
Динамика инновационной активности с 2006 года по 2009 год
N | Показатель | Единица измерения | Годы | |||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |||
1. | Доля инновационно - активных предприятий и организаций в общем количестве субъектов промышленной деятельности | процентов | 7,2 | 9,2 | 8,7 | 9,3 |
2. | Число созданных передовых производственных технологий | единиц | 7 | 12 | 9 | 5 |
3. | Объем отгруженной инновационной продукции | млн. руб. | 5283,6 | 6110,5 | 17064,9 | 7278,2 |
По итогам 2010 года можно выделить следующие показатели: