ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2012 года N 1403-п

О внесении изменений в постановление Правительства области
от 07.12.2011 N 962-п



Правительство области

постановляет:

1. Внести в Областную целевую программу развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012 - 2014 годы, утверждённую постановлением Правительства области от 07.12.2011 N 962-п «Об утверждении Областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012 - 2014 годы», изменения согласно приложению.

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области
С.Н. Ястребов

     
     Приложение
к постановлению
Правительства области
от 11.12.2012 N 1403-п

ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в Областную целевую программу развития и поддержки
инновационной деятельности в Ярославской области
на 2012 - 2014 годы


     1. Раздел I изложить в следующей редакции:


 «ПАСПОРТ ОЦП

Сроки реализации ОЦП

10.01.2012 - 31.12.2014

Куратор ОЦП

заместитель Губернатора области Елфимов И.С.

Ответственный
исполнитель ОЦП

департамент
экономического
развития
Ярославской области

директор департамента экономического развития Ярославской области Шутов А.В.,
тел. 400-146;
заместитель директора департамента - председатель комитета по управлению инвестициями, инновациями и государственно-частному партнерству департамента экономического развития Ярославской области
Тамаров Б.В., тел. 401-917;
консультант комитета по управлению инвестициями, инновациями и государственно-частному партнерству департамента экономического развития Ярославской области Носкова Анна Вадимовна, тел. 400-132

Электронный
адрес размещения ОЦП в интернете

http://www.yarregion.ru/depts/der/default.aspx


Общая потребность в финансовых ресурсах

Источник финансирования

Плановый объем финансирования
(млн. руб.)

всего

в том числе по годам

2012

2013

2014*

Областной бюджет

107,6

42,9

32,4

32,3

Всего

107,6

42,9

32,4

32,3


* Объёмы финансирования в 2014 году будут уточняться в соответствии со сроками бюджетного планирования.».

2. После раздела I дополнить разделом следующего содержания:

     «I. Описание текущей ситуации и обоснование изменений


     1. Основные определения


Для целей ОЦП используются следующие определения:

инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях;

инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности;

инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых,

информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг;

государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Ярославской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ярославской области в целях создания правовых, экономических и организационных условий для стимулирования инновационной деятельности на территории Ярославской области;

инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;

инновационно активное предприятие (организация) - предприятие (организация) вне зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности, осуществляющее(ая) на постоянной (не разовой) основе разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических, управленческих процессов или иные виды инновационной деятельности;

субъекты инновационной деятельности - юридические лица любой организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие инновационную деятельность;

инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающих эффективное решение задач по внедрению инноваций;

инновационная система - совокупность субъектов, институтов (отношений между субъектами, правил взаимодействия), обеспечивающих производство и распространение инноваций в экономике и обществе;

инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов;

приоритетный инновационный проект Ярославской области - проект, реализация которого обеспечивает положительный экономический и социальный эффект для экономики Ярославской области, прошедший экспертизу и конкурсный отбор, утверждаемый в соответствии с порядком, установленным Правительством области, и включенный в инновационную программу;

грант Ярославской области в сфере развития инноваций - субсидия, предоставляемая безвозмездно и безвозвратно на конкурсной основе из областного бюджета для финансирования научной, научно-исследовательской, научно-технической, инновационной деятельности и экспериментальных разработок, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития Ярославской области.

    2. Анализ ситуации

Для Ярославской области, которая имеет развитые компетенции и высококвалифицированные кадры в сферах микроэлектроники и IT-технологий, приборостроения и точного машиностроения, фармацевтики и химии, активная инновационная политика и государственная поддержка инновационных проектов являются одним из приоритетов экономического развития региона.

Стратегия социально-экономического развития Ярославской области, разработанная на период до 2030 года, в качестве приоритетных задач выдвигает повышение инновационной составляющей экономики, увеличение темпов роста инвестирования в экономику при увеличении внутренних затрат на научные исследования и разработки, а также на создание объектов инновационной инфраструктуры.

Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от реализованных в производстве инноваций. Это подтверждает опыт и нашей страны. Инновационная продукция занимает в валовом внутреннем продукте России менее 3 процентов, в Финляндии - 30 процентов. По абсолютной численности научных сотрудников Россия занимает 5 место в мире (Science and Engineering indicators 2010), а по конкурентоспособности - 75 место. Россией подается международных патентных заявок в 10 раз меньше, чем Японией, и в 70 раз меньше, чем США. До внедрения доводится 0,5 процента от общего количества изобретений, созданных на территории Российской Федерации.

В сфере малого и среднего предпринимательства доля инновационных предприятий составляет не выше 4 процентов в Российской Федерации. Основными деструктивными факторами развития инновационной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства являются:

- отсутствие конкурентной среды на рынке сбыта электроэнергии, порождающее соответствующую отраслевую монополию;

- отсутствие эффективных механизмов налогового стимулирования (переход с 2011 года на оплату страховых взносов привел к существенному увеличению совокупного тарифа страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения);

- все еще низкий уровень доступа к финансовым ресурсам;

- низкий уровень правовой и экономической грамотности предпринимателей.

Важной проблемой остаётся формирование законодательной базы, направленной на поддержку инноваций. Сейчас эта работа в регионах серьёзно тормозится многочисленными пробелами в федеральном законодательстве.

Только в июле 2011 года были приняты изменения в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», вступившие в силу с 21.07.2011 и с 01.10.2011. Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в новой редакции регулирует отношения между субъектами научной деятельности, органами государственной власти и потребителями инновационной продукции (работ и услуг), в том числе в сфере предоставления государственной поддержки инновационной деятельности. В новую редакцию указанного Федерального закона вошла статья, содержащая определения в сфере инновационной деятельности, и новые главы, описывающие основные принципы государственной поддержки инновационной деятельности, а именно:

- субъекты и формы государственной поддержки;

- полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- источники финансирования государственной поддержки;

- порядок оценки эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности.

Проблемной составляющей в законодательной работе является и своевременное принятие подзаконных актов. Так, например, до сих пор не проработан ряд нормативных актов, необходимых для реализации Федерального закона от 2 августа 2009 года N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности в части создания малых предприятий при вузах.

Сегодня только инновационный подход к развитию экономики может обеспечить конкурентоспособность страны на международном рынке и региона на территории страны.

В России инновационный потенциал Ярославской области оценивается недостаточно высоко. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в 2010 году из обследуемых организаций различных видов экономической деятельности созданием и использованием передовых производственных технологий занимались 132 организации (в 2009 году - 117 организаций). Ими использовано 3267 единиц передовых производственных технологий (в 2009 году - 3285), изобретено 5 технологий (в 2009 году - 5). Среди всех используемых технологий основные группы приходятся на производство, обработку и сборку (43,3 процента), связь и управление (34,6 процента), проектирование и инжиниринг (14,6 процента).

В 2010 году научно-исследовательской деятельностью в области занималось 28 организаций, из них:

- 42,9 процента - организации, занятые научными исследованиями и разработками;

- 35,7 процента - организации сферы образования;

- 7,1 процента - организации, занятые в обрабатывающем производстве.

Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки (без учета внешних совместителей), составила на конец 2010 года 5838 человек (91,2 процента к 2009 году).

Затраты на научные исследования и разработки в 2010 году в фактически действовавших ценах составили 4168,3 млн. рублей (102,8 процента к 2009 году), из них средства федерального бюджета - 1666,8 млн. рублей. Внутренние расходы на исследования и разработки составили 3339,6 млн. рублей, из них внутренние текущие затраты - 3274,7 млн. рублей (в том числе затраты на оплату труда - 1145,5 млн. рублей).

В 2010 году подготовкой аспирантов и докторантов занималось 12 организаций области, из них вузов - 8, научно-исследовательских институтов - 3, учреждений дополнительного профессионального образования - 1. Общая численность аспирантов на 01.01.2011 составила 1155 человек (92,5 процента к уровню 2009 года). В 2010 году приняты в аспирантуру 384 человека, в том числе в вузы - 373, в научно-исследовательские институты - 10, в учреждения дополнительного профессионального образования - 1 человек. По сравнению с предыдущим годом численность принятых в аспирантуру уменьшилась на 11,7 процента, в том числе в вузы - на 9,2 процента. Вместе с тем численность принятых в научно-исследовательские институты снизилась на 56,5 процента. В докторантуру приняты 20 человек (на уровне 2009 года). Фактический выпуск аспирантов в 2010 году составил 311 человек (с защитой диссертации - 77, в том числе аспирантов вузов - 298 человек). Выпуск докторантов в 2010 году составил 16 человек, с защитой диссертации - 3. Количество докторантов вузов на конец года составило 55 человек.

Динамика инновационной активности показывает, что доля инновационно активных предприятий и организаций с 2006 года увеличилась с 7,2 процента до 9,3 процента в 2009 году, однако число созданных передовых производственных технологий уменьшилось с 7 единиц до 5, а объем отгруженной инновационной продукции упал с 17 064, 9 млн. рублей до 7 278,2 млн. рублей (см. таблицу).

     Динамика инновационной активности с 2006 года по 2009 год

N п/п

Показатель

Единица измерения

Годы

2006

2007

2008

2009

1.

Доля инновационно активных предприятий и организаций в общем количестве субъектов промышленной деятельности

процентов

7,2

9,2

8,7

9,3

2.

Число созданных передовых производственных технологий

единиц

7

12

9

5

3.

Объём отгруженной инновационной продукции

млн. руб.

5283,6

6110,5

17064,9

7278,2


По итогам 2010 года можно выделить следующие показатели:

     

N п/п

Показатель

Единица измерения

2010 год

1

2

3

4

1.

Удельный вес инновационно активных организаций в общем количестве обследованных организаций

процентов

10

2.

Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции организаций, осуществлявших технологические инновации

процентов

21,3

3.

Количество организаций, занимавшихся созданием передовых производственных технологий

единиц

5

4.

Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции

процентов

12,1

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»