Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства области от 17.02.2011 N 90-п

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 17.02.2011 N 90-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 16.09.2011 N 674-п)


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области» на 2011-2014 годы



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Заказчик ОЦП

Правительство Ярославской области

Ответственный исполнитель ОЦП

департамент образования Ярославской области

Исполнители ОЦП

органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области;
департамент строительства Ярославской области;
департамент экономического развития Ярославской области;

Участники ОЦП

юридические и физические лица, занимающиеся реконструкцией и строительством зданий и сооружений, инвесторы, общеобразовательные учреждения Ярославской области

ОИВ/СППО и другие юридические лица, заинтересованные в результатах ОЦП

юридические лица, оказывающие услуги в организации строительства, капитального ремонта, реконструкции зданий дошкольных образовательных учреждений

ОИВ/СППО и другие юридические лица, оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП

потенциальные инвесторы, участники проекта государственно-частного партнёрства по строительству общеобразовательных учреждений;
органы местного самоуправления муниципальных образований области, осуществляющие управление
в сфере образования

Дата начала ОЦП

01.01.2011

Дата окончания ОЦП

31.12.2014

Куратор ОЦП

заместитель Губернатора области Костин В.Г.

Ответственные лица для осуществления контактов

ведущий специалист отдела развития общего и дополнительного образования
департамента образования Ярославской области Беляков Алексей Владимирович, тел. 40 08 63

Электронный адрес для размещения ОЦП в информационно-телекоммуникационнойсети «Интернет»

http:// www.yarregion.ru/depts/dobr/tmpPages/
programs.aspx



II. ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ

Источники финансирования

Единица измерения

Объём финансирования

всего

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Областной бюджет

млн. руб.

1004,8

173,7

392,4

230,7

208,0

Справочно:
местные бюджеты


млн. руб.


701,43


111,25


82,29


482,16


25,73

Всего

млн. руб.

1706,23

284,95

474,69

712,86

233,73



III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ


Удовлетворение потребностей населения в дошкольном образовании путем увеличения количества мест в образовательных учреждениях является одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 «О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года».

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует всем гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи.

Дошкольное образование - важный этап жизни человека, его становления и развития. Оно является исходной, неотъемлемой и полноценной ступенью образовательной системы, где закладываются основополагающие качества личности, формируется интеллект, способности. Дошкольное образование выступает важнейшим институтом социализации, механизмом дальнейшей горизонтальной и вертикальной мобильности ребенка.

Именно то, что дошкольный период является решающим для всего последующего развития человека, определяет социокультурную значимость системы дошкольного образования. Для современного российского общества доступность дошкольного образования выступает не столько самоцелью, сколько показателем социальной стабильности общественного развития, определяющим уровень его социально-экономического развития. Возможность свободного устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение выступает важным фактором при планировании рождения детей. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года было указано на то, что региональные и местные власти должны обеспечить потребность населения в детских садах и ясельных группах. В системе образования области проблема обеспечения доступности дошкольного образования относится к числу приоритетных, требующих незамедлительного решения, так как существующая региональная сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет потребность населения в них.

ОЦП ориентирована на решение данной проблемы.

В Ярославской области на 01 января 2011 года действует  597 образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования (в том числе 432 самостоятельные дошкольные образовательные учреждения), которые посещают 56287 детей. Организованным дошкольным образованием в области охвачено 73 процента детей в возрасте 1-6 лет, что значительно выше чем в среднем по Российской Федерации (около 59 процентов) и Центральному федеральному округу (60,6 процента).

В период 1990-2005 годов в условиях демографического спада и сокращения контингента воспитанников 201 здание дошкольных образовательных учреждений области было выведено из системы образования и передано коммерческим структурам, учреждениям социальной сферы, управленческим структурам, под жилые помещения, под негосударственные образовательные учреждения; 41 здание не эксплуатируется.

В связи с тем, что за период 1990-2005 годов в области не только не строились новые здания, но и выводились из системы образования здания действующих дошкольных образовательных учреждений, а также в связи с неуклонным ростом рождаемости, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения очереди в детские дошкольные учреждения в большинстве муниципальных образований области. Проблема дефицита мест в детских дошкольных учреждениях приводит к снижению доступности дошкольного образования. Количество детских дошкольных учреждений в настоящее время является недостаточным для удовлетворения спроса на получение услуг дошкольного образования. По данным на  01 января 2011 года количество детей, ожидающих места в дошкольном образовательном учреждении, составило по области 26887 человек, из них 18057 - дети в возрасте 1-6 лет.

Отсутствие свободных площадей в муниципальных образованиях области, которые могут быть переданы негосударственным структурам, препятствует развитию сети негосударственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. Обеспечению условий для притока в систему дошкольного образования негосударственных финансовых ресурсов препятствует отсутствие комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы дошкольного образования. На 01 января 2011 года функционирует 10 негосударственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.

Ограничение доступа к дошкольному образованию выступает фактором социальной уязвимости как детей, так и родителей. Родители, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения, не имеющие возможности обратиться к их альтернативным формам, зачастую вынуждены отказаться от официальной занятости, что ограничивает возможности трудоспособных родителей в социальной мобильности, их профессиональном и карьерном росте. Отсутствие свободных мест в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, обостряет следующие социальные проблемы:

- невозможность устройства на работу социально активного населения- родителей, вынужденных воспитывать детей в домашних условиях, что, в свою очередь, влияет на уровень материального благосостояния семьи;   - низкий уровень социализации детей, не получающих дошкольного образования, их недостаточная подготовленность к получению образования в школе.

Индивидуальные предприниматели сегодня не готовы создавать условия, отвечающие требованиям, предъявляемым к предоставлению услуг дошкольного образования в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Кроме того, образовательная деятельность, осуществляемая индивидуальными предпринимателями, не подлежит лицензированию, следовательно гарантии соблюдения установленных условий и требований при организации образовательного процесса отсутствуют.

Проблема дефицита мест в детских дошкольных учреждениях особенно актуальна для г. Ярославля, где очередь на получение услуг дошкольного образования для детей в возрасте 1-6 лет - 9365 человек, что составляет 52 процента от общего количества детей региона данной возрастной категории, ожидающих место в дошкольном образовательном учреждении. В г. Рыбинске - 2226 человек (12 процентов), Ярославском муниципальном районе - 1062 человека (6 процентов), в Ростовском и Тутаевском муниципальных районах - свыше 900 человек (5 процентов), Углическом муниципальном районе - 763 человека (4 процента).

Проблема нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях является актуальной для всех муниципальных образований области, но не все готовы на данном этапе к участию в реализации ОЦП. Расширение сети дошкольных учреждений в области в результате строительства новых зданий за счёт средств областного бюджета и местных бюджетов позволит сократить очередь на предоставление дошкольных образовательных услуг в муниципальных образованиях, подготовивших проектно-сметную документацию, прошедшую государственную экспертизу, и готовых участвовать в софинансировании строительных работ.

Приведение в соответствие с нормативными требованиями возвращённых в систему образования зданий бывших детских садов позволит сэкономить денежные средства на строительство новых зданий. В период 2011-2014 годов планируется вернуть в систему образования 7 зданий.

Невыполнение мероприятий по ремонту и строительству зданий в целях открытия дополнительных мест в учреждениях дошкольного образования приведёт к снижению количества детей, получающих данную государственную услугу, обострению социальной напряжённости в отдельных муниципальных образованиях области.

Программно-целевой метод решения указанной проблемы позволит в период 2011-2014 годов реализовать конкретные проекты.