Проводимые в течение последних двух лет реформы в бюджетной сфере привели к тому, что Ярославская область достигла положительных результатов в области управления общественными финансами. По методике оценки качества управления региональными финансами, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 N 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами", Ярославская область вошла в число регионов с высоким качеством управления региональными финансами. Реализация мероприятий программы реформирования финансов привела к достижению следующих результатов (абзац в редакции постановления Правительства ЯО от 10.07.2013 N 827-п ru76000201300880)
- сформирован Реестр государственных услуг Ярославской области, предоставляемых юридическим и физическим лицам органами исполнительной власти области, бюджетными учреждениями области и иными юридическими лицами, ежегодно проводится оценка потребности в государственных услугах;
- ежегодно формируются государственные задания для всей сети бюджетных учреждений;
- создана нормативная база для оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений, активизирована работа по переводу их в автономные;
- осуществлен переход к среднесрочному бюджетному планированию (трехлетний бюджет);
- проект бюджета формируется на основе данных реестра расходных обязательств с разделением на действующие и принимаемые расходные обязательства;
- формируются развернутые обоснования бюджетных ассигнований с показателями непосредственных результатов использования бюджетных средств;
- доля программно-целевых расходов бюджета достигла 52 процентов;
- усовершенствованы методики распределения финансовой помощи местным бюджетам с учетом принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
- создана система оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных образований области;
- более половины муниципальных образований области реализуют муниципальные программы реформирования финансов;
- сокращена доля налоговых льгот в доходах бюджета;
- упорядочены процедуры управления государственным долгом.
В то же время достигнутые результаты не являются окончательными, в сфере управления региональными финансами остается ряд проблем, требующих решения.
Для выявления проблем в финансовой сфере проведен анализ ситуации в Ярославской области по индикаторам оценки достигнутых субъектами Российской Федерации результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов. Методика проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов, включающая в себя перечень индикаторов оценки достигнутых субъектами Российской Федерации результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.07.2013 N 75н "Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов" в целях реализации единых подходов к оценке работы регионов по повышению эффективности бюджетных расходов. Каждый индикатор в зависимости от достигнутого значения оценивается в баллах от 0 до 5. Сводный показатель оценки достигнутых результатов определяется как сумма баллов по всем показателям и может варьироваться от 0 до 157 баллов. (абзац в редакции постановления Правительства ЯО от 08.11.2013 N 1480-п ru76000201301295)
Значения данных индикаторов за 2010 год в Ярославской области приведены в Перечне индикаторов оценки достигнутых Ярославской областью результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов (приложение 1 к РП). Анализ исходного состояния Ярославской области по степени достижения указанных индикаторов показывает, что к концу 2010 года область имеет неплохой стартовый уровень: 76 баллов из 157, что составляет более 48 процентов от максимально возможного уровня.
На достижении данного уровня положительно сказались:
- наличие трехлетнего бюджета как на уровне области, так и в большинстве муниципальных районов и городских округов;
- достаточно высокое качество планирования доходов областного бюджета и местных бюджетов;
- высокий удельный вес расходов областного бюджета, формируемых в рамках целевых (областных, региональных, ведомственных) программ;
- низкий уровень просроченной кредиторской задолженности областного бюджета;
- наличие порядка и методики планирования бюджетных ассигнований, которые предусматривают: составление обоснований бюджетных ассигнований в разрезе расходных обязательств, формализованное определение предельных объемов бюджетных ассигнований ГРБС, наличие механизма распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими целевыми программами;
- стабильность межбюджетных отношений, в том числе в части формирования и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области;
- наличие системы оценки качества финансового менеджмента ГРБС с публикацией итогов оценки в интернете;
- высокий уровень открытости информации о государственных финансах, о реализации областных и ведомственных целевых программ и результатах деятельности органов власти области.
Повышение уровня большого числа показателей, включенных в методику оценки достигнутых субъектами Российской Федерации результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, в Ярославской области нуждается в пристальном внимании, разработке и реализации специальных мер по улучшению ситуации. Среди таких показателей:
- наличие дефицита областного и местных бюджетов;
- достаточно высокий уровень государственного долга и долговой нагрузки на местные бюджеты;