ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2011 года N 475-п
____________________________________________________________________
Утратил силу с 9 августа 2018 года на основании Постановления Правительства ЯО от 09.08.2018 N 598-п.
____________________________________________________________________
В целях реализации требований действующего федерального законодательства по защите государственных информационных ресурсов Ярославской области Правительство области
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства области от 02.07.2010 N 479-п «О Регламенте создания, эксплуатации и ликвидации государственных информационных систем Ярославской области» изменение, изложив Регламент создания, эксплуатации и ликвидации государственных информационных систем Ярославской области, утвержденный постановлением, в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.А. Вахруков
РЕГЛАМЕНТ
создания, эксплуатации и ликвидации государственных информационных систем
Ярославской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент регулирует порядок приобретения, разработки, модернизации, внедрения (далее - создание) государственных информационных систем Ярославской области (далее - ГоИС ЯО), в том числе создание ГоИС ЯО, к которым предъявляются специальные требования по защите информации, используемых для реализации полномочий и обеспечения деятельности Правительства области и иных органов исполнительной власти области, а также порядок эксплуатации и ликвидации ГоИС ЯО. Регламент не распространяется на приобретение программного обеспечения, соответствующего стандартным требованиям к программному обеспечению рабочего места пользователя, рекомендованным советом по информатизации Ярославской области при Губернаторе Ярославской области (далее - Совет по информатизации) и утвержденным приказом департамента информатизации и связи Ярославской области от 31.12.2008 N 3 «Об утверждении Регламента мультисервисной информационно-телекоммуникационной сети органов государственной власти Ярославской области».
1.2. В процессе создания и эксплуатации ГоИС ЯО различают ведомственные и межведомственные ГоИС ЯО.
Ведомственные ГоИС ЯО - программные решения, предназначенные для сбора, накопления, обработки информации, автоматизации различных функций и задач государственного управления в рамках полномочий соответствующего органа государственной власти области или структурного подразделения аппарата Правительства области.
Межведомственные ГоИС ЯО - программные решения, предназначенные для сбора, накопления, обработки информации, автоматизации различных функций и задач государственного управления в рамках полномочий нескольких органов государственной власти области или структурных подразделений аппарата Правительства области.
1.3. Настоящий Регламент устанавливает порядок, сроки и содержание процесса создания, эксплуатации и ликвидации ГоИС ЯО. Блок-схема процесса создания ГоИС ЯО представлена в приложении 1 к Регламенту.
1.4. Установленные государственные полномочия по осуществлению единой политики в сфере создания и эксплуатации ГоИС ЯО осуществляет департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области (далее - уполномоченный орган).
1.5. Финансирование либо софинансирование проектов создания ГоИС ЯО за счет средств областного бюджета производится в соответствии с действующим законодательством и настоящим Регламентом.
2. Этапы создания ГоИС ЯО
2.1. Создание ГоИС ЯО состоит из следующих этапов:
2.1.1. Рассмотрение необходимости создания ГоИС ЯО.
2.1.2. Подготовительный этап.
2.1.3. Предпроектное обследование, подготовка технического задания.
2.1.4. Техническое проектирование, поставка программных модулей, разработка/модернизация, установка и настройка ГоИС ЯО (возможна реализация в несколько подэтапов).
2.1.5. Ввод ГоИС ЯО в постоянную эксплуатацию.
2.2. Документы для каждого этапа создания ГоИС ЯО, кроме указанного в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 данного раздела Регламента, утверждаются решениями рабочей группы по созданию ГоИС ЯО (далее - рабочая группа), которые оформляются протоколами.
3. Рассмотрение необходимости создания ГоИС ЯО
3.1. Орган исполнительной власти Ярославской области, структурное подразделение аппарата Правительства области (далее - инициатор) при возникновении необходимости создания ГоИС ЯО (далее - инициатива) готовит и передает на рассмотрение в уполномоченный орган обоснование своей инициативы по форме согласно приложению 2 к Регламенту.
3.2. Уполномоченный орган в течение десяти дней проводит изучение представленного обоснования и по итогам рассмотрения формулирует свое заключение, содержащее решение уполномоченного органа о наличии или отсутствии целесообразности создания ГоИС ЯО.
3.3. При положительном решении о целесообразности создания ГоИС ЯО процесс создания ГоИС ЯО переходит к следующему этапу, в противном случае уполномоченный орган представляет инициатору свое заключение, содержащее решение о нецелесообразности создания ГоИС ЯО. В случае несогласия с решением уполномоченного органа о нецелесообразности создания ГоИС ЯО инициатор имеет право вынести рассмотрение своей инициативы на ближайшее заседание Совета по информатизации. Совет по информатизации рассматривает как обоснование инициативы создания ГоИС ЯО, так и заключение, содержащее решение уполномоченного органа о нецелесообразности создания ГоИС ЯО, и даёт рекомендацию о целесообразности создания ГоИС ЯО.
3.4. В случае принятия положительного решения уполномоченного органа о целесообразности создания ГоИС ЯО Совет по информатизации дает рекомендации о полной или упрощенной процедуре её создания, без стадии предпроектного обследования.
3.5. Совет по информатизации может самостоятельно выступать инициатором создания ГоИС ЯО.
4. Подготовительный этап
4.1. После получения положительного решения уполномоченного органа или рекомендации Совета по информатизации о целесообразности создания ГоИС ЯО инициатор при участии уполномоченного органа и департамента информатизации и связи Ярославской области (далее - ДИС) в течение месяца разрабатывает проект концепции ГоИС ЯО, содержащей следующие разделы:
4.1.1. Общие положения.
4.1.2. Правовая основа создания ГоИС ЯО.
4.1.3. Обоснование необходимости создания ГоИС ЯО в настоящее время.
4.1.4. Цель (цели) создания ГоИС ЯО.
4.1.5. Задачи, решаемые с помощью создания ГоИС ЯО.
4.1.6. Основные требования к ГоИС ЯО.
4.1.7. Состав и структура ГоИС ЯО.
4.1.8. Основные принципы создания и функционирования ГоИС ЯО.
4.1.9. Место новой ГоИС ЯО в системе существующих ГоИС ЯО, взаимодействие / интеграция новой ГоИС ЯО с существующими ГоИС ЯО.
4.1.10. Определение необходимости специальных мер защиты модернизируемой или вновь создаваемой ГоИС ЯО в зависимости от установленной действующим законодательством классификации информации, которая будет содержаться в ГОИС ЯО.
4.2. Подготовленный проект концепции ГоИС ЯО инициатор передает на рассмотрение в Совет по информатизации.
4.3. При утверждении концепции ГоИС ЯО Совет по информатизации дает рекомендации о целесообразности выделения пилотного подпроекта создания ГоИС ЯО.
4.4. В случае, если финансирование создания ГоИС не предусмотрено областными или ведомственными целевыми программами и требует дополнительного финансирования, одобренный Советом по информатизации проект концепции ГоИС ЯО выносится на рассмотрение Правительства области для утверждения. Проект соответствующего нормативного правового акта готовит инициатор, если создающаяся ГоИС ЯО носит ведомственный характер, или уполномоченный орган, если ГоИС ЯО межведомственная.
4.5. В течение пяти дней после утверждения концепции ГоИС ЯО уполномоченный орган формирует рабочую группу. Состав рабочей группы утверждается приказом директора уполномоченного органа.
4.6. При предъявлении специальных требований к защите информации создаваемой ГоИС ЯО в состав рабочей группы по согласованию с ДИС включаются представители организации, имеющей лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, а также проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации (далее - организация-лицензиат).
4.7. В случае создания ведомственной ГоИС ЯО в состав рабочей группы, кроме перечисленных в пункте 4.6 данного раздела Регламента, включаются представители уполномоченного органа, ДИС и инициатора. Руководителем рабочей группы является представитель инициатора, его заместителем - представитель уполномоченного органа или ДИС.
4.8. В случае создания межведомственной ГоИС ЯО в состав рабочей группы, кроме перечисленных в пункте 4.6 данного раздела Регламента, включаются представители уполномоченного органа, ДИС, представители инициатора, а также представители заинтересованных органов исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделений аппарата Правительства области. Руководителем рабочей группы является представитель уполномоченного органа, его заместителем - представитель инициатора или ДИС.
4.9. Рабочая группа осуществляет реализацию последующих этапов создания ГоИС ЯО.
5. Предпроектное обследование, подготовка технического задания
5.1. Рабочая группа выносит решение о целесообразности проведения предпроектного обследования проекта создания ГоИС ЯО сторонней организацией по договору (государственному контракту).
5.2. В случае принятия рабочей группой решения о проведении предпроектного обследования сторонней организацией рабочая группа в течение десяти дней готовит техническое задание на проведение предпроектного обследования.
5.3. В случае принятия рабочей группой решения о нецелесообразности проведения предпроектного обследования проекта создания ГоИС ЯО рабочая группа проводит данное обследование самостоятельно.
5.4. Финансирование проведения предпроектного обследования предусмотрено в рамках областных и ведомственных целевых программ развития информатизации Ярославской области. Средства для проведения предпроектных исследований предусматриваются отдельной строкой в областной или ведомственной целевой программе в размере до пяти процентов от общей суммы расходов по программам. Заказчиком проведения предпроектных обследований выступает уполномоченный орган или Правительство Ярославской области.
5.5. В результате предпроектного обследования должен быть подготовлен комплект документов, указанных в разделе 1 перечней документов, необходимых для создания и эксплуатации ГоИС ЯО, и общих требований к ним (приложение 3 к Регламенту).
5.6. Комплект документов, подготовленный в результате предпроектного обследования, передается для рассмотрения на ближайшее заседание Совета по информатизации.
5.7. Итогом рассмотрения Советом по информатизации комплекта документов, подготовленного в результате предпроектного обследования, является рекомендация о включении проекта создания ГоИС ЯО в областные и ведомственные целевые программы развития информатизации Ярославской области или направлении комплекта документов на доработку.
5.8. После принятия Советом по информатизации рекомендации о включении проекта создания ГоИС ЯО в областные и ведомственные целевые программы развития информатизации уполномоченный орган представляет соответствующие проекты создания ГоИС ЯО для включения в областные и ведомственные целевые программы развития информатизации Ярославской области.
6. Техническое проектирование, поставка программных модулей, разработка/модернизация, установка и настройка ГоИС ЯО
6.1. В случае, если создаваемая/модернизируемая ГоИС ЯО является ведомственной, главным распорядителем бюджетных средств (далее - заказчик), необходимых для создания ГоИС ЯО, выступает инициатор или Правительство области, в случае создания/модернизации межведомственной ГоИС ЯО - уполномоченный орган или Правительство области.
6.2. Заказчик согласно срокам реализации и финансирования проектов областных целевых программ осуществляет организационные мероприятия по подготовке и заключению договора (государственного контракта) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по созданию ГоИС ЯО (далее - договор). При предъявлении специальных требований к защите информации создаваемой ГоИС ЯО исполнителем (субисполнителем) договора должна быть организация-лицензиат.
6.3. Представители исполнителя договора (далее - подрядчик) включаются в состав рабочей группы.
6.4. Обязательными условиями договора являются:
6.4.1. Подготовка учебных мультимедийных материалов (электронных учебников) по работе с разворачиваемой ГоИС ЯО.
6.4.2. Обучение пользователей, администраторов, операторов навыкам эксплуатации созданной ГоИС ЯО.
6.4.3. Подготовка необходимых документов, перечень которых определен в техническом задании на разработку ГоИС ЯО.
6.5. Рабочая группа обеспечивает контроль создаваемой ГоИС ЯО требованиям технического задания, являющегося неотъемлемой частью договора, в том числе требованиям в области защиты информации.
6.6. В случае необходимости приобретения дополнительного оборудования и (или) системного программного обеспечения для создаваемой/модернизируемой ГоИС ЯО, в том числе для обеспечения информационной безопасности, подрядчик совместно с рабочей группой разрабатывает техническое задание на закупку оборудования и (или) системного программного обеспечения для ГоИС ЯО, обеспечивает доработку технической и эксплуатационной документации в соответствии с изменениями. При создании межведомственной ГоИС ЯО заказчиком поставки оборудования и (или) системного программного обеспечения является ДИС. При создании ведомственной ГоИС ЯО заказчиком поставки оборудования и (или) системного программного обеспечения является инициатор.
6.7. В случае рекомендации Совета по информатизации в проектах создания ГоИС ЯО должен быть определен пилотный подпроект с соответствующим его выделением в договоре. Оплата работ при реализации пилотного подпроекта происходит только в случае признания итогов реализации пилотного подпроекта соответствующими требованиям технического задания, а затем происходит полномасштабное развертывание ГоИС ЯО.
В случае признания результатов реализации пилотного подпроекта неудовлетворительными договор подлежит расторжению. При расторжении договора заказчик проводит повторную работу по заключению договора с новым исполнителем.
6.8. Следующей стадией данного этапа работ является стадия опытной эксплуатации созданной ГоИС ЯО.
6.9. По результатам опытной эксплуатации подрядчик согласно условиям договора производит доработку и донастройку ГоИС ЯО, доработку технической и эксплуатационной документации ГоИС ЯО.
6.10. В случае предъявления специальных требований к защите информации создаваемой ГоИС ЯО для проведения работ по оценке достаточности и эффективности примененных методов и средств защиты информации в ГоИС ЯО и (при необходимости) проведения аттестации ГоИС ЯО либо отдельных ее элементов на соответствие требованиям информационной безопасности привлекается организация-лицензиат. Ввод ГоИС ЯО в постоянную эксплуатацию допускается только при наличии положительного заключения о соответствии результатов оценки достаточности и эффективности примененных средств и методов защиты информации требованиям законодательства по защите информации (положительного заключения по результатам аттестационных испытаний).