Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 2 июля 2010 года N 479-п

О РЕГЛАМЕНТЕ СОЗДАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 9 августа 2018 года на основании Постановления Правительства ЯО от 09.08.2018 N 598-п.
____________________________________________________________________

(в ред. Постановлений Правительства ЯО от 29.06.2011 N 475-п, от 18.11.2014 N 1172-п)


В целях реализации Закона Ярославской области от 6 мая 2010 года N 12-з "О государственных информационных ресурсах Ярославской области"

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Регламент создания и эксплуатации государственных информационных систем Ярославской области.

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 18.11.2014 N 1172-п)

2. Установить, что с 1 января 2011 года финансирование проектов создания государственных информационных систем Ярославской области осуществляется в рамках мероприятий, направленных на развитие информатизации Ярославской области, утвержденных областных и ведомственных целевых программ.

3 - 4. Утратили силу с 18 ноября 2014 года. - Постановление Правительства ЯО от 18.11.2014 N 1172-п.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Краснова А.С.

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 18.11.2014 N 1172-п)

6. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ



Утвержден
постановлением
Правительства области
от 02.07.2010 N 479-п

РЕГЛАМЕНТ СОЗДАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ


(в ред. Постановления Правительства ЯО от 18.11.2014 N 1172-п)

1. Общие положения


1.1. Регламент создания и эксплуатации государственных информационных систем Ярославской области (далее - Регламент) устанавливает порядок приобретения, разработки, внедрения, модернизации и эксплуатации государственных информационных систем Ярославской области (далее - ГоИС ЯО), обеспечивающих реализацию полномочий и обеспечение деятельности структурных подразделений аппарата Правительства области и иных органов исполнительной власти Ярославской области, а также порядок вывода ГоИС ЯО из эксплуатации. Действие Регламента не распространяется на приобретение программного обеспечения, входящего в состав ИТ-стандарта рабочего места пользователя, утвержденного распоряжением Губернатора области от 29.11.2011 N 577-р "Об утверждении ИТ-стандарта рабочего места пользователя".

1.2. Установленные государственные полномочия по осуществлению единой политики в сфере создания и эксплуатации ГоИС ЯО осуществляет департамент информатизации и связи Ярославской области (далее - уполномоченный орган).

1.3. При создании и эксплуатации ГоИС ЯО различают ведомственные и межведомственные ГоИС ЯО. Ведомственные ГоИС ЯО - программно-аппаратные комплексы, предназначенные для сбора, накопления, обработки информации, автоматизации различных функций и задач государственного управления в рамках полномочий конкретного органа исполнительной власти или структурного подразделения аппарата Правительства области. Межведомственные ГоИС ЯО - программно-аппаратные комплексы, предназначенные для сбора, накопления, обработки информации, автоматизации различных функций и задач государственного управления в рамках полномочий нескольких органов исполнительной власти или структурных подразделений аппарата Правительства области.

1.4. Финансирование либо софинансирование создания ГоИС ЯО за счет средств областного бюджета, федерального бюджета и внебюджетных источников производится в соответствии с действующим законодательством.

2. Формирование требований к ГоИС ЯО

2.1. Рассмотрение инициативы создания (модернизации) ГоИС ЯО


2.1.1. Орган исполнительной власти Ярославской области, структурное подразделение аппарата Правительства области, выступающие с инициативой создания (модернизации) ГоИС ЯО (далее - инициатор), при возникновении необходимости создания или модернизации ГоИС ЯО готовит и передает на рассмотрение в уполномоченный орган обоснование необходимости создания (модернизации) ГоИС ЯО по форме согласно приложению 1 к Регламенту.

2.1.2. Уполномоченный орган проводит изучение представленного обоснования и по итогам его рассмотрения формулирует свое заключение в отношении инициативы создания (модернизации) ГоИС ЯО. В случае согласования инициативы создания ГоИС ЯО уполномоченным органом в соответствии с требованиями к учету и классификации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых за счет средств бюджета Ярославской области, утвержденными постановлением Правительства области от 12.08.2014 N 795-п "О требованиях к учету и классификации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых за счет средств бюджета Ярославской области", ГоИС ЯО присваивается уникальный идентификационный номер объекта учета в Реестре государственных информационных ресурсов, государственных информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Ярославской области (далее - Реестр). В случае отказа в согласовании инициативы создания ГоИС ЯО уполномоченный орган направляет инициатору мотивированное уведомление.

2.1.3. В процессе создания (модернизации) информация о ГоИС ЯО в Реестре обновляется на каждом этапе работ.

2.2. Разработка концепции ГоИС ЯО


2.2.1. После согласования инициативы создания ГоИС ЯО уполномоченным органом инициатор формирует рабочую группу по созданию ГоИС ЯО (далее - рабочая группа). При создании ведомственной ГоИС ЯО в состав рабочей группы включаются представители уполномоченного органа и инициатора, руководителем рабочей группы назначается представитель инициатора, его заместителем - представитель уполномоченного органа. При создании межведомственной ГоИС ЯО в состав рабочей группы включаются также представители заинтересованных органов исполнительной власти Ярославской области (далее - ОИВ ЯО) и структурных подразделений аппарата Правительства области (далее - СППО), руководителем рабочей группы назначается представитель уполномоченного органа, его заместителем - представитель инициатора. К участию в деятельности рабочей группы могут привлекаться представители подведомственных организаций и независимые эксперты.

2.2.2. Рабочая группа разрабатывает проект концепции ГоИС ЯО, осуществляет предварительную оценку сроков и стоимости выполнения работ по созданию ГоИС ЯО, в зависимости от сложности создаваемой системы определяет состав этапов ее создания, целесообразность выполнения пилотного внедрения, комплектность проектной и эксплуатационной документации. Структура концепции ГоИС ЯО приведена в приложении 2 к Регламенту.

2.2.3. Рабочая группа определяет организацию, осуществляющую закупку товаров, работ, услуг в целях создания (модернизации) ГоИС ЯО (далее - заказчик).

2.2.4. Концепция ГоИС ЯО согласовывается с советом по информатизации Ярославской области при Губернаторе Ярославской области, образованным постановлением Губернатора области от 22.06.2005 N 370 "Об образовании совета по информатизации Ярославской области при Губернаторе Ярославской области" (далее - совет по информатизации). Под согласованием с советом по информатизации подразумевается очное рассмотрение концепции ГоИС ЯО на заседании совета по информатизации или ее рассмотрение рабочей группой экспертов при совете по информатизации с оформлением протокола рассмотрения. После согласования концепция ГоИС ЯО утверждается руководителем заказчика. Заказчик, основываясь на предварительных оценках стоимости работ по созданию (модернизации) ГоИС ЯО, включает соответствующие мероприятия в проект профильной областной целевой или региональной программы (корректирует их) при ее разработке (корректировке), а также вносит необходимые мероприятия в план-график закупок (корректирует их).

2.3. Техническое проектирование ГоИС ЯО


2.3.1. В зависимости от сложности создаваемой ГоИС ЯО рабочая группа проводит обследование объекта автоматизации самостоятельно либо разрабатывает техническое задание на проведение обследования и разработку проектной документации. Во втором случае для проведения обследования заказчик привлекает организацию по государственному контракту.

2.3.2. При предъявлении специальных требований к защите информации, содержащейся в ГоИС ЯО, к обследованию объекта автоматизации в обязательном порядке привлекается организация, имеющая лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, а также на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, и на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (далее - лицензиат).

2.3.3. В результате обследования объекта автоматизации должна быть подготовлена проектная документация ГоИС ЯО. Проектная документация готовится на основе требований государственных стандартов на автоматизированные системы ГОСТ 34.201-89, ГОСТ 34.602-89 и РД 50-34.698-90, а также требований нормативных документов в области информационной безопасности и государственных закупок. Состав проектной документации ГоИС ЯО определяет рабочая группа. Примерный перечень проектных документов ГоИС ЯО приведен в приложении 3 к Регламенту. Проектная документация в обязательном порядке согласовывается с уполномоченным органом.

2.3.4. Основываясь на разработанных в ходе обследования объекта автоматизации проектно-сметных документах, заказчик корректирует мероприятия по созданию (модернизации) ГоИС ЯО и планы-графики закупок.

3. Создание ГоИС ЯО

3.1. Определение исполнителя создания ГоИС ЯО


3.1.1. ГоИС ЯО создаются, модернизируются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

3.1.2. На основе разработанной проектной документации заказчик в соответствии с действующим законодательством определяет начальные цены государственных контрактов на проведение работ по созданию (модернизации) ГоИС ЯО, а также на поставку и пусконаладку оборудования, системного программного обеспечения, выполнение работ по технической защите информации (при необходимости).

3.1.3. Заказчик осуществляет проведение закупочных процедур в соответствии с планом реализации соответствующей целевой программы и планом-графиком закупок, заключает государственные контракты. В государственном контракте на проведение работ по созданию ГоИС ЯО предусматриваются:

- передача исключительных прав на создающуюся в рамках контракта ГоИС ЯО или неисключительных прав на использование закупаемого для создания ГоИС ЯО программного обеспечения в собственность Ярославской области;

- в случае передачи исключительных прав также предусматривается передача исходного кода, разработанного при исполнении контракта программного обеспечения;

- подготовка учебных материалов, а также обучение администраторов и пользователей работе с создаваемой ГоИС ЯО;

- гарантийный срок работы ГоИС ЯО - не менее одного года.

3.1.4. Представители организации, победившей в результате проведения процедуры закупки работ по созданию (модернизации) ГоИС ЯО (далее - исполнитель), включаются в состав рабочей группы.

3.2. Разработка ГоИС ЯО


3.2.1. Исполнитель производит разработку или адаптацию программного обеспечения ГоИС ЯО в соответствии с требованиями технического задания, являющегося неотъемлемой частью государственного контракта, готовит эксплуатационную документацию ГоИС ЯО. Эксплуатационная документация готовится на основе требований государственных стандартов на автоматизированные системы ГОСТ 34.201-89 и РД 50-34.698-90, а также требований нормативных документов в области информационной безопасности. Состав эксплуатационной документации ГоИС ЯО определяет рабочая группа. Примерный перечень эксплуатационных документов ГоИС ЯО приведен в приложении 4 к Регламенту.

3.2.2. Рабочая группа обеспечивает контроль соответствия создаваемой (модернизируемой) ГоИС ЯО требованиям технического задания, в том числе требованиям в области защиты информации, а также разработку плана приемочных испытаний, планов обучения пользователей и администраторов.

3.2.3. Уполномоченный орган при участии исполнителя и организаций, осуществляющих поставку оборудования, производит монтаж технических средств, пусконаладочные работы и подготовку информационно-коммуникационной инфраструктуры задействованных ОИВ ЯО к внедрению ГоИС ЯО. Исполнитель производит установку необходимого системного программного обеспечения на технических средствах.

3.2.4. По окончании разработки исполнитель разворачивает программное обеспечение ГоИС ЯО и демонстрирует рабочей группе, администраторам и пользователям ГоИС ЯО все аспекты ее работы с целью верификации сформулированных требований. Этап разработки завершается, когда прототип ГоИС ЯО готов к тестированию.

3.3. Тестирование ГоИС ЯО


3.3.1. Во время этапа тестирования производится испытание ГоИС ЯО в реалистичной модели рабочей среды. Рабочая группа занимается приоритизацией ошибок. Исполнитель производит устранение обнаруженных ошибок.

3.3.2. Одновременно с тестированием исполнитель при участии рабочей группы производит доработку эксплуатационной документации ГоИС ЯО.

3.3.3. После создания приемлемой для использования версии ГоИС ЯО производится ее пилотное внедрение (внедрение системы в часть рабочей среды или для части пользователей).

3.3.4. В случае предъявления специальных требований к защите информации, содержащейся в ГоИС ЯО, для проведения работ по оценке достаточности и эффективности примененных методов и средств защиты информации в ГоИС ЯО, проверке их соответствия требованиям информационной безопасности привлекается лицензиат. Пилотное внедрение ГоИС ЯО признается успешным только при положительном заключении лицензиата о результатах оценки защиты информации.

3.3.5. Пилотное внедрение ГоИС ЯО завершается предварительными испытаниями системы. Решение об успешной или неудовлетворительной оценке итогов предварительных испытаний принимает заказчик на основе письменного заключения рабочей группы. К оценке результатов пилотного внедрения ГоИС ЯО могут привлекаться независимые эксперты. В случае успешности предварительных испытаний этап тестирования завершается. В случае признания результатов предварительных испытаний неудовлетворительными государственный контракт на создание ГоИС ЯО расторгается.

3.4. Внедрение ГоИС ЯО


3.4.1. Рабочей группой и заказчиком проводятся работы по организационной и методической подготовке задействованных ОИВ ЯО и СППО, в том числе подготовка изменений, вносимых в нормативные правовые документы, должностные инструкции специалистов.

3.4.2. Специалисты уполномоченного органа и заказчика осуществляют окончательную подготовку информационно-коммуникационной инфраструктуры задействованных ОИВ ЯО и СППО к развертыванию ГоИС ЯО.

3.4.3. Исполнитель производит установку окончательной версии компонентов ГоИС ЯО на серверах и рабочих местах пользователей, производит обучение пользователей и администраторов работе с ГоИС ЯО.

3.4.4. В случае предъявления специальных требований к защите информации, содержащейся в ГоИС ЯО, для проведения работ по проведению аттестации ГоИС ЯО (при необходимости) либо отдельных ее элементов привлекается лицензиат. Ввод ГоИС ЯО в эксплуатацию допускается только при наличии положительного заключения по результатам аттестационных испытаний.

3.4.5. После развертывания ГоИС ЯО и обучения пользователей исполнитель сдает ее заказчику в опытную эксплуатацию. Опытная эксплуатация завершается приемочными испытаниями. Выявленные в ходе опытной эксплуатации и приемочных испытаний проблемы устраняются исполнителем. После устранения всех замечаний рабочая группа готовит письменное заключение о готовности ГоИС ЯО к постоянной эксплуатации. Заказчик согласовывает эксплуатационную документацию ГоИС ЯО с уполномоченным органом и подписывает акт о завершении работ.

3.5. Регламентация работы ГоИС ЯО


3.5.1. Рабочая группа определяет организацию, обеспечивающую функционирование созданной ГоИС ЯО (далее - владелец). Для межведомственных ГоИС ЯО владельцем определяется уполномоченный орган (или его подведомственная организация), для ведомственных ГоИС ЯО - инициатор. По согласованию с уполномоченным органом рабочая группа может определить владельцем иную организацию.

3.5.2. После завершения работ по созданию (модернизации) ГоИС ЯО владелец при участии рабочей группы дорабатывает организационно-распорядительную документацию и направляет ее на согласование в совет по информатизации. Примерный перечень организационно-распорядительных документов, необходимых для ввода ГоИС ЯО в постоянную эксплуатацию, содержится в приложении 5 к Регламенту. Совет по информатизации согласовывает документы или направляет их на доработку. После согласования итогового комплекта документов они проходят процедуру утверждения.

3.5.3. В случае создания ГоИС ЯО владелец осуществляет разработку проекта постановления Правительства области о вводе ГоИС ЯО в постоянную эксплуатацию, содержащего в качестве приложения регламент работы созданной ГоИС ЯО, и выносит его на рассмотрение Правительства области. После принятия постановления Правительства области ГоИС ЯО считается принятой в постоянную эксплуатацию. В случае модернизации ГоИС ЯО владелец вносит изменения в существующие нормативные правовые документы (при необходимости).

3.5.4. Копии всех документов, а также учебные мультимедийные материалы передаются владельцем в уполномоченный орган, который организует хранение бумажных копий документов и размещение электронных копий документов (кроме документов, содержащих конфиденциальную информацию) в ГоИС ЯО "ДИАрама", в библиотеке общего доступа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»