ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2010 года N 370-п
Об областной целевой программе "Обеспечение муниципальных районов Ярославской области документами территориального планирования" на 2010-2012 годы
(в редакции
постановления Правительства ЯО от 28.10.2010 N 803-п ru 76000201000821,
постановления Правительства ЯО от 27.04.2011 N 336-п ru 76000201100340
постановления Правительства ЯО от 13.10.2011 N 803-п ru 76000201100865
постановления Правительства ЯО от 15.03.2011 N 195-п ru 76000201200190)
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Ярославской области от 27.08.2008 N 449-п "О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ", в целях обеспечения муниципальных районов Ярославской области документами территориального планирования
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Обеспечение муниципальных районов Ярославской области документами территориального планирования" на 2010-2012 годы.
2. Департаменту строительства Ярославской области при формировании областного бюджета на 2010, 2011, 2012 годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы, указанной в пункте 1, в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных главному распорядителю бюджетных средств.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Епанешникова А.В.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.А. Вахруков
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 31.05.2010 N 370-п
В редакции
постановления Правительства ЯО от 13.10.2011 N 803-п ru 76000201100865
постановления Правительства ЯО от 15.03.2011 N 195-п ru 76000201200190
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Обеспечение муниципальных районов Ярославской области документами территориального планирования" на 2010-2012 годы
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Заказчик ОЦП | Правительство Ярославской области |
Ответственный исполнитель ОЦП | департамент строительства Ярославской области |
Исполнители ОЦП | органы местного самоуправления муниципальных районов Ярославской области |
Участники ОЦП | юридические и физические лица, занимающиеся разработкой градостроительной документации |
Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, заинтересованные в результатах ОЦП | организации коммунального комплекса, осуществляющие эксплуатацию дорог, сетей инженерно-технического обеспечения; |
Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП | органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципальных районов; |
Дата начала ОЦП | 31.05.2010 |
Дата окончания ОЦП | 31.12.2012 |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области |
Ответственные лица для контактов | председатель комитета градостроительного развития - главный архитектор Ярославской области Волков Андрей Михайлович, |
Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/str/tmpPages/programs.aspx. |
ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ
В редакции
постановления Правительства ЯО от 15.03.2011 N 195-п ru 76000201200190
Источники финансирования | Объем финансирования, тыс. рублей | |||
всего | в том числе по годам | |||
2010 | 2011 | 2012 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Областной бюджет | 9182,6 | 1743,0 | 5542,8 | 1896,8 |
Внебюджетные источники | 0 | 0 | 0 | 0 |
Справочно: | ||||
Местные бюджеты | 6118,0 | 1198,0 | 3655,4 | 1264,6 |
Итого | 15300,6 | 2941,0 | 9198,2 | 3161,4 |
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований является основным назначением территориального планирования. Территориальное планирование в соответствии с градостроительным законодательством на уровне субъекта Российской Федерации - Ярославской области должно осуществляться на основании системы документов территориального планирования трех уровней:
- субъекта Российской Федерации - посредством подготовки, утверждения и реализации схемы территориального планирования Ярославской области;
- муниципальных районов - посредством подготовки, утверждения и реализации схем территориального планирования муниципальных районов;
- городских округов, городских и сельских поселений - посредством подготовки, утверждения и реализации генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений.
Обеспечение комплексности территориального планирования всех вышеуказанных уровней - одна из основных задач развития территорий Ярославской области. В то же время отсутствие одного звена в системе нарушает комплексность подхода к развитию территории как области в целом, так и отдельных муниципальных образований, поскольку положения документов территориального планирования высшего уровня должны быть отражены в документах территориального планирования низшего уровня.
На сегодняшний день схема территориального планирования Ярославской области разработана и утверждена постановлением Правительства области от 23.07.2008 N 385-п "Об утверждении схемы территориального планирования Ярославской области" (далее - Схема территориального планирования Ярославской области), разработано 83 генеральных плана городских округов, городских и сельских поселений области. Однако схемы территориального планирования не разработаны ни в одном из 17 муниципальных районов, и до настоящего времени эта работа не начата. Под полным обеспечением документами территориального планирования на территории области понимается наличие утвержденной схемы территориального планирования Ярославской области, утвержденных схем территориального планирования муниципальных районов области, утвержденных генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений области. Таким образом, обеспеченность области документами территориального планирования на сегодняшний день составляет 83,16 процента от полного обеспечения документами территориального планирования всех вышеуказанных уровней системы.
Одной из основных причин сложившейся ситуации является отсутствие бюджетных средств на уровне муниципальных районов для организации данной работы. Низкая активность муниципальных районов в подготовке документов территориального планирования связана зачастую не только с дефицитом бюджетных средств, но и с отсутствием квалифицированных кадров, способных грамотно организовать и обеспечить подготовку градостроительной документации на уровне района.
Необходимость подготовки схем территориального планирования муниципальных районов области обусловлена требованиями градостроительного законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительным кодексом Российской Федерации утверждение схем территориального планирования муниципальных районов, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд являются исключительными полномочиями муниципальных районов. В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 31 декабря 2012 года при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую. Исходя из этого подготовка схем территориального планирования муниципальных районов области позволит в полной мере реализовывать полномочия по принятию органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд муниципальных районов в случаях, связанных с размещением объектов муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения: объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения, автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения вне границ населенных пунктов.
Анализ проблемы необеспеченности документами территориального планирования муниципальных районов области выявил ее сильные и слабые внутренние стороны.
К сильным сторонам относятся:
- наличие опыта разработки документов территориального планирования на уровне области, городских округов, городских и сельских поселений;
- наличие опыта разработки областной целевой программы по обеспечению документами территориального планирования муниципальных образований области - городских округов, городских и сельских поселений;
- наличие сформированной нормативной правовой базы для подготовки документов территориального планирования;
- наличие средств местных бюджетов для подготовки документов территориального планирования;
- наличие на рынке научно-исследовательских услуг в сфере градостроительного проектирования;
- наличие программ социально-экономического развития муниципальных районов области.
К слабым сторонам, которые и являются причинами сложившейся ситуации, можно отнести:
- слабую активность муниципальных районов в подготовке документов территориального планирования, связанную с:
отсутствием квалифицированных кадров, способных грамотно организовать и обеспечить подготовку градостроительной документации на уровне района;
отсутствием у муниципальных районов бюджетных средств для организации данной работы;
- несоответствие нормативной правовой базы органов местного самоуправления федеральному градостроительному законодательству;
- мероприятия по социально-экономическому развитию не увязаны с территориальным планированием развития муниципальных районов. Выявление сильных и слабых сторон, характеризующих проблему отсутствия документов территориального планирования муниципальных районов области, важно прежде всего в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволят или не позволят достигнуть поставленной цели в том или ином направлении.
К основным угрозам можно отнести:
- территориальную диспропорцию и диспропорцию в социально-экономическом развитии районов;
- необоснованные затраты на строительство объектов местного значения муниципального района;
- снижение уровня освоения территории области, увеличение числа исчезающих населенных пунктов;
- после 31 декабря 2012 года отсутствие возможности принятия решений органами местного самоуправления муниципальных районов:
по подготовке документации по планировке территорий для размещения объектов для нужд муниципального района;
о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для нужд муниципальных районов в случаях, связанных с размещением объектов местного значения муниципального района при отсутствии других вариантов возможного размещения: объектов местного значения муниципального района; автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения вне границ населенных пунктов;
- отсутствие условий и обоснованных положений для участия в федеральных и региональных программах по обеспечению населения ресурсами электро-, газо-, тепло- и водоснабжения;
- отсутствие методических рекомендаций федерального уровня.
К основным возможностям можно отнести:
- привлечение к участию в конкурсных процедурах возможно большего числа квалифицированных разработчиков градостроительной документации путем использования официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг при размещении муниципального заказа на разработку проектов документов территориального планирования;
- наличие федерального и регионального законодательства, регламентирующего территориальное планирование.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз со стороны внешней среды позволит выработать стратегию действий по данному вопросу. Существующую проблему предлагается решить программными методами для последовательного обеспечения муниципальных районов документами территориального планирования с привлечением средств областного и местных бюджетов.
Таблица анализа рисков приведена в приложении 1 к ОЦП.