Действующий

О Концепции Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010 - 2012 годы


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 03.08.2009 N 803-п

Концепция Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего
предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы



I. Описание проблемы, обоснование целесообразности её решения в рамках Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы

Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемой частью государственной политики Ярославской области и одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона.

Тенденции развития малого и среднего предпринимательства Ярославской области сохраняют положительную динамику на протяжении последних лет. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, на 01 января 2009 года хозяйственную деятельность осуществляли 52719 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 35990 индивидуальных предпринимателей, 14486 малых предприятий, включая микропредприятия (юридические лица), 203 средних предприятия (юридические лица). Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике области составила 16,3 процента. Объём инвестиций малых предприятий (юридических лиц), без микропредприятий за 2008 год составил 3,5 процента от общего объёма инвестиций по Ярославской области. Число субъектов малого и среднего предпринимательства достигло показателя в 40 единиц на 1000 человек населения. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Ярославская область занимает 1 место по количеству малых предприятий (без учёта микропредприятий) на 1000 человек населения и 5 место по доле занятых на малых предприятиях в Центральном федеральном округе.

Структура малого предпринимательства Ярославской области представлена следующими сферами: торговля - 44,9 процента, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 15,2 процента, строительство - 15,0 процентов, промышленность - 11,5 процента, транспорт и связь - 4,1 процента, услуги гостиниц и ресторанов - 2,7 процента, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 2,1 процента.

Сложившаяся структура обусловлена тенденциями, превалировавшими в региональной экономике в течение почти 15 лет,: сохранение высокой доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли вместе с ограниченной долей в научно-технической и производственной сферах. При определении приоритетных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области следует больше внимания уделять производственному сектору, предприятиям в сфере информационно-коммуникационных технологий, содействовать инновационной активности малых и средних предприятий региона и увеличению доли наукоёмких организаций.

Развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий повышения уровня жизни, становления в Ярославской области среднего класса и формирования устойчивой социально-экономической среды. В международной практике в малом и среднем предпринимательстве занято до 60-70 процентов работающего населения, являющегося основой среднего класса. Задача увеличения доли среднего класса в общей численности населения поставлена и на федеральном, и на областном уровне. В долгосрочной перспективе необходимо ориентироваться на достижение средних показателей занятости населения в малом и среднем предпринимательстве европейских стран.

В условиях экономического кризиса остро стоит проблема обеспечения занятости населения региона. Обеспечение самозанятости населения в собственном бизнесе является важным источником решения проблем безработицы и реализации потенциала человеческого капитала региона.

Также в развитых странах в малом и среднем бизнесе осуществляется часть научных и опытно-конструкторских разработок и создаётся значительная доля инновационной продукции. Необходимо содействие инновационной активности малых и средних фирм Ярославской области в целях их интеграции с крупными промышленными предприятиями в рамках промышленных кластеров, позволяя крупному бизнесу снижать издержки и совершенствовать качество собственной продукции. Использование потенциала малых и средних фирм позволяет диверсифицировать структуру экономики региона, повысить качество и спрос на продукцию, выпускаемую предприятиями области.

Решение указанных вопросов соответствует целям стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года и позволяет достичь стратегической цели Правительства Ярославской области - создать благоприятные условия для развития бизнеса за счёт снижения административных барьеров и создания инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

При разработке Концепции Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы (далее - Концепция) был проведён комплексный SWOT-анализ (приложение к Концепции) сложившегося положения и перспектив развития предпринимательского сектора региона, выявлены условия функционирования и основные проблемные факторы и угрозы, препятствующие развитию, и определены направления и способы поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области.

Анализ факторов, влияющих в целом на развитие предпринимательского сектора Ярославской экономики, позволяет выделить несколько наиболее острых проблемных вопросов, связанных с деятельностью малого и среднего бизнеса:

недоступность долгосрочных финансовых ресурсов, что вызвано следующими причинами:

- ограниченные возможности предпринимателей для предоставления залогового обеспечения и гарантий по кредитам;

- высокие процентные ставки по кредитам и короткие сроки предоставления кредитов;

- высокие риски финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (в первую очередь, - начинающих свой бизнес);

- недостаточный уровень рентабельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Решение проблемы доступности долгосрочного финансирования позволяет сформировать в секторе малого и среднего предпринимательства ресурсы для освоения новых рыночных ниш и долгосрочного развития.

Для развития в регионе малого и среднего предпринимательства органам государственной власти области необходимо проводить мероприятия, направленные на снижение рисков предпринимательской деятельности и повышение эффективности взаимодействия с некоммерческими организациями, выражающими интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;

ограниченные возможности для аренды производственных и офисных площадей:

- нехватка производственных площадей в первую очередь препятствует развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере обрабатывающего производства;

- для начинающих предпринимателей высокая стоимость аренды офисных помещений создаёт барьеры для начала коммерческой деятельности, достижения и сохранения достаточного уровня рентабельности. Решение вопросов аренды офисов начинающими предпринимателями способствует вовлечению молодёжи в предпринимательскую деятельность;

дефицит квалифицированных кадров, что связано со следующими причинами:

- естественная убыль населения на протяжении последних десятилетий;

- конкуренция субъектов малого и среднего предпринимательства с крупными субъектами хозяйственной деятельности за привлечение квалифицированных специалистов.

Нехватка квалифицированных кадров препятствует развитию малого и среднего предпринимательства во всех сферах деятельности. Для решения проблемы необходимо осуществлять мероприятия, направленные на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

растущий уровень расходов на ресурсное обеспечение, увеличение тарифов на энергоресурсы при низкой энергетической эффективности, что в первую очередь отражается на деятельности предприятий производственного сектора.

Малые и средние предприятия в сфере обрабатывающих производств и инновационной сфере в наибольшей степени зависят от увеличения стоимости энергетических ресурсов по сравнению со сферой торговли и услуг.

В связи с ростом тарифов на энергоресурсы и ограниченными лимитами на подключение мощностей необходимо реализовать мероприятия по стимулированию внедрения энергосберегающих технологий субъектами малого и среднего предпринимательства. Данная мера позволит снизить внутренние издержки малых предприятий;