Стратегический план реструктуризации системы оказания медицинской помощи населению Ярославской области
до 2015 года
I. Содержание проблемы.
Предпосылками модернизации системы здравоохранения области являются её неэффективность и громоздкость, негативная динамика показателей здоровья населения, недостаточная доступность и качество гарантированной медицинской помощи.
Актуальность проблемы реструктуризации стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи связана с необходимостью перехода от экстенсивной модели здравоохранения на прогрессивные медико-организационные формы оказания медицинской помощи с целью повышения эффективности использования ограниченного материального, финансового и кадрового потенциала отрасли.
В стационарном секторе сохраняется нерациональное распределение больничных коек по уровням организации медицинской помощи (городской, районный, областной), в результате чего неудовлетворительно используются больничные койки в маломощных больницах и перегружены крупные многопрофильные и специализированные больницы. Отсутствует интеграция в деятельности служб здравоохранения и социального обеспечения в использовании маломощных стационаров для организации медико-социальной помощи населению. Служба скорой медицинской помощи в значительной мере дублирует деятельность участковых служб.
Система реструктуризации стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи населению предполагает переход на многоуровневую систему оказания помощи, осуществление ступенчатого размещения средств по этапам обслуживания, развитие ресурсосберегающих технологий, переход на систему общей врачебной практики.
Преимущественное развитие первичной медико-санитарной помощи муниципального здравоохранения на основе общей врачебной практики позволит: обеспечить повышение доступности и качества медицинской помощи; более эффективного использования ресурсов здравоохранения; добиться сокращения дублирования в работе врачей; перенести оказание части неотложной помощи в систему общей врачебной практики.
В системе здравоохранения области постоянно происходят структурные изменения. В течение последнего десятилетия коечный фонд был уменьшен на 11,4 процента, значительные инвестиции были направлены на техническое переоснащение больниц, поликлиник, станций скорой медицинской помощи, развитие дневных стационаров. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» и областной целевой программы «Развитие амбулаторно-поликлинической помощи Ярославской области в рамках национального проекта в сфере здравоохранения на 2006-2007 годы» заметно улучшила ресурсное обеспечение амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи области.
В области началась серьезная работа по повышению роли стратегического планирования системы здравоохранения. Наиболее общие направления ее развития определены в Концепции развития системы здравоохранения Ярославской области на период до 2015 года, утвержденной постановлением Администрации Ярославской области от 28.02.2007 N 51-а «О Концепции развития системы здравоохранения Ярославской области на период до 2015 года».
Главной целью реструктуризации системы оказания медицинской помощи области является повышение качества и доступности медицинской помощи для населения Ярославской области.
Задачи реструктуризации системы оказания медицинской помощи населению Ярославской области:
- существенное укрепление амбулаторно-поликлинической помощи, позволяющее перевести на этот этап часть случаев стационарного лечения без ущерба для качества услуг;
- приоритетное развитие первичного звена здравоохранения (участковой службы), усиление профилактической направленности его деятельности и координирующей роли в системе медицинской помощи;
- оптимизация объемов стационарной помощи за счет сокращения необоснованных госпитализаций, интенсификации лечебно-диагностического процесса, дифференциации коечного фонда по степени интенсивности оказания стационарной помощи, развития стационарозамещающих технологий;
- повышение доступности качественной специализированной медицинской помощи для населения малых поселений (прежде всего сельского населения) на основе концентрации части этой помощи в более крупных подразделениях учреждений здравоохранения (межрайонных больницах);
- рост эффективности использования ресурсов здравоохранения во всех звеньях системы, использование возникающей экономии средств для повышения ресурсоемкости каждого случая лечения и качества медицинской помощи.
Стратегический план реструктуризации системы оказания медицинской помощи населению Ярославской области до 2015 года (далее - Стратегический план) предусматривает комплекс организационных, управленческих, финансово-экономических мероприятий, разработанных на основе следующих принципов:
- соответствия мощности и структуры сети учреждений здравоохранения доказательной (обоснованной) потребности в гарантируемой государством медицинской помощи. Эта потребность определяется с учетом численности и состава населения, показателей здоровья (прежде всего болезненности населения), показателей объемов медицинской помощи (посещения врача, койко-дни, вызовы скорой медицинской помощи), предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
- использования модели общей врачебной практики. Стратегический план нацеливает на организацию работы первичного звена по принципу врача общей практики. В небольших сельских поселениях будут работать семейные врачи. Развитие института врача общей практики будет обеспечиваться как путем привлечения молодых врачей, получивших образование по специальности общая врачебная практика, так и, главным образом, путем переобучения по очно-заочной форме, без длительного отрыва от основной работы. Предусматривается постепенное освоение ими отдельных функций специалистов, расширение круга обязанностей и повышение ответственности за здоровье постоянно обслуживаемого населения. Каждый этап приближения к модели общей врачебной практики поощряется материально. Стратегический план предусматривает существенное повышение роли общих врачебных практик, перемещение на этот уровень 70-80 процентов случаев лечения, снижения на этой основе нагрузки на узких специалистов и стационары;
- развитие дневных стационаров в составе амбулаторных учреждений. В соответствии с показателями Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи Стратегический план нацеливает на перемещение части объемов стационарной помощи на амбулаторный этап и ускоренный рост стационарозамещающих технологий. Это обеспечивается не формальным переводом части коек стационаров в койки дневного пребывания, а созданием и расширением дневных стационаров в амбулаторных учреждениях;
- дифференциации медицинских организаций и их подразделений по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса. Предусматривается формирование подразделений для долечивания пациентов, оказания медико-социальной помощи;
- постепенность и взаимообусловленность структурных преобразований. Рационализация сети медицинских организаций начинается с реорганизации первичной медицинской помощи. Процесс превращения участковых врачей во врачей общей практики будет сопровождаться повышением эффективности первичной медико-санитарной помощи населению, что вызовет постепенное сокращение потребности населения в оказании специализированной амбулаторной и стационарной помощи, а в последующем и скорой медицинской помощи. Преобразования в структуре должностей врачей-специалистов амбулаторного приема, в структуре коечного фонда и сети стационаров, а также в количестве бригад скорой медицинской помощи проводятся после достижения реального прогресса в повышении эффективности первичной медико-санитарной помощи;
- достижения баланса между эффективностью и физической доступностью медицинской помощи. Стратегический план обеспечивает согласование стремления граждан получать медицинскую помощь рядом с местом проживания с требованиями повышения качества оказываемой им помощи. С одной стороны, учитываются факторы доступности (расстояние между местом проживания и медицинской организацией, состояние дорог, развитие общественного транспорта и проч.), с другой, - требования к техническому оснащению и уровню профессионализма работников для оказания специализированной помощи в соответствии с современными медицинскими стандартами. На местном уровне сохраняются подразделения, отвечающие требованиям мощности минимально допустимых функциональных блоков для оказания амбулаторной и стационарной помощи разных профилей. Оказание остальной необходимой специализированной помощи перемещается на более высокий уровень;
- трехуровневое построение сети учреждений здравоохранения: районный, межмуниципальный и региональный. Расчетная мощность сети, необходимая для удовлетворения потребностей населения муниципального образования, распределяется между этими уровнями. Основная часть медицинской помощи оказывается на муниципальном уровне, другая часть перемещается на межмуниципальный уровень - в учреждения, выполняющие функции межмуниципальных медицинских учреждений и центров. Часть необходимой специализированной помощи оказывается на региональном уровне.
На основе расчетных показателей сети медицинских организаций и проведенных согласований определяется рекомендуемая структура этой сети по уровням оказания медицинской помощи (районный, межмуниципальный, региональный).
С учетом проведенных согласований предлагается следующий уточненный состав медицинских округов:
- Даниловский медицинский округ: