Недействующий

Об утверждении областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области» на 2008-2012 годы (утратил силу)

     
            УТВЕРЖДЕНА
Законом Ярославской области
                      от 03.07.2008  N 35-з



ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности
Ярославской области»
на 2008-2012 годы


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

     Наименование Программы

- областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области» (далее - Программа).

     Основание разработки Программы

 - постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»;

- постановление Губернатора области от 22.06.2007 N 572 «О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года».

Государственный заказчик Программы

     - департамент агропромышленного комплекса Ярославской области (далее - департамент АПК).

     Основной разработчик Программы

- департамент АПК.

Цель и задачи Программы

- целью Программы является устойчивое развитие агропромышленного комплекса на основе повышения конкурентоспособности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;

     - задачами Программы являются:
создание общих условий функционирования агропромышленного комплекса;
развитие животноводства и птицеводства;
развитие растениеводства;
развитие и поддержка малых форм хозяйствования в сельской местности;
достижение финансовой устойчивости агропромышленного комплекса;
снижение рисков в агропромышленном комплексе;
     развитие пищевой и перерабатывающей промышленности: комбикормовой, молокоперерабатывающей, мукомольной, мясоперерабатывающей, хлебопекарной, рыбоперерабатывающей, льноперерабатывающей (первичной переработки льна), консервной, кондитерской;
     использование консалтинговых услуг.

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

     - объемы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий;
     - производительность труда в хозяйствах всех категорий.

Сроки реализации Программы

     - 2008-2012 годы

Объемы и источники финансирования Программы

     - общая потребность в финансовых ресурсах составляет 19 943,81 млн. рублей, в том числе:
     - за счет средств областного бюджета 4 885,01 млн. рублей;
     - за счет внебюджетных источников 9 252,00 млн. рублей;
     - предполагаемое привлечение средств из федерального бюджета 5 719,80 млн. рублей;
     - предполагаемое привлечение средств из местных бюджетов 87,00 млн. рублей.

     Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

     - увеличение объема производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 21,8 процента к уровню 2006 года;
     - повышение производительности труда в хозяйствах всех категорий по сравнению с 2006 годом на 30,4 процента.

     Ответственные лица для контактов

     - определяются постановлением Правительства Ярославской области


Общая потребность в ресурсах

                                                                                            

млн. рублей

Наименование ресурсов

Всего
по Программе

В том числе по годам

2008

2009

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

Финансовые ресурсы,
в том числе:


19943,81


3075,56


3107,75


3602,40


4451,70


5706,40

- областной бюджет

4885,01

475,26

698,25

818,10

1287,20

1606,20

- внебюджетные источники


9252,00


1790,00


1385,00


1540,30


1850,50


2686,20

- предполагаемое привлечение средств из федерального бюджета



5719,80



810,30



1024,50



1244,00



1294,00



1347,00

- предполагаемое привлечение средств из местных бюджетов



87,00



-



-



-



20,00



67,00


I. Содержание проблемы


В агропромышленном комплексе Ярославской области отмечается сокращение сельскохозяйственного производства в течение длительного периода. За последние 8 лет, с 2000 по 2007 год, посевные площади сельскохозяйственных культур сокращены на 24 процента, в том числе площадь зерновых культур - на 48 процентов, кормовых культур - на 19 процентов, картофеля - на 8 процентов, поголовье крупного рогатого скота - на 35 процентов, коров - на 39 процентов, овец - на 29 процентов. В результате сокращены объемы производства сельскохозяйственной продукции: зерна - на 41 процент, картофеля - на 17 процентов, кормов собственного производства - на 23 процента, крупного рогатого скота - на 19 процентов, молока - на 13,5 процента.

Быстрыми темпами снижается численность работающих в сельскохозяйственном производстве (ежегодно в среднем 6 процентов за последние 5 лет). В 2007 году на сельскохозяйственных предприятиях Ярославской области число работающих составило 21,4 тысячи человек, что на 39 процентов меньше, чем в 2000 году.

Обеспеченность кадрами массовых профессий сельскохозяйственных предприятий Ярославской области в 2007 году составила 94,4 процента, специалистами - 92,7 процента.

Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве в 2007 году составила 6053 рубля, что в 1,8 раза ниже, чем в среднем по Ярославской области.

Показатель обновления машинно-тракторного парка в среднем за год не превышает 1,5 процента, в тоже время выбытие (списание) техники составляет более 8 процентов (разница более чем в 5 раз). В связи с этим в 2007 году по сравнению с 2000 годом парк тракторов уменьшился в 1,5 раза, зерноуборочных комбайнов в 1,6 раза, кормоуборочных комбайнов в 1,3 раза.

В настоящее время остается недостаточным уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство. В 2007 году объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составил 8,2 процента от общего объема инвестиций  в основной капитал крупных и средних предприятий Ярославской области. В основном это связано с тем, что сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков экономического и природного характера, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.

В связи с тем, что в течение длительного времени существенным образом не улучшаются внешние и внутренние условия ведения хозяйственной деятельности, удельный вес убыточных предприятий не сокращается: за 2001 год данный показатель составил 43 процента, за 2007 год - 47 процентов.

На низком уровне остается рентабельность производственно-финансовой деятельности. На этот показатель в значительной мере влияет неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности.

Основными причинами ухудшения экономических показателей агропромышленного комплекса являются:

- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, в связи с опережающим ростом цен, прежде всего, на топливо, электроэнергию, промышленную продукцию, услуги связи по сравнению с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию;

- неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно малых форм хозяйствования, к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;

- отсутствие экономических условий для альтернативной занятости в сельской местности;

- исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.  

Проводимые в настоящее время мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» существенно не влияют на  улучшение их финансового положения.