ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности
Ярославской области»
на 2008-2012 годы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | - областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области» (далее - Программа). |
Основание разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | - департамент агропромышленного комплекса Ярославской области (далее - департамент АПК). |
Основной разработчик Программы | - департамент АПК. |
Цель и задачи Программы | - целью Программы является устойчивое развитие агропромышленного комплекса на основе повышения конкурентоспособности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции; |
- задачами Программы являются: | |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | - объемы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий; |
Сроки реализации Программы | - 2008-2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | - общая потребность в финансовых ресурсах составляет 19 943,81 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - увеличение объема производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 21,8 процента к уровню 2006 года; |
Ответственные лица для контактов | - определяются постановлением Правительства Ярославской области |
Общая потребность в ресурсах
млн. рублей
Наименование ресурсов | Всего | В том числе по годам | |||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
Финансовые ресурсы, |
|
|
|
|
|
| |||
- областной бюджет | 4885,01 | 475,26 | 698,25 | 818,10 | 1287,20 | 1606,20 | |||
- внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
| |||
- предполагаемое привлечение средств из федерального бюджета |
|
|
|
|
|
| |||
- предполагаемое привлечение средств из местных бюджетов |
|
|
|
|
|
|
I. Содержание проблемы
В агропромышленном комплексе Ярославской области отмечается сокращение сельскохозяйственного производства в течение длительного периода. За последние 8 лет, с 2000 по 2007 год, посевные площади сельскохозяйственных культур сокращены на 24 процента, в том числе площадь зерновых культур - на 48 процентов, кормовых культур - на 19 процентов, картофеля - на 8 процентов, поголовье крупного рогатого скота - на 35 процентов, коров - на 39 процентов, овец - на 29 процентов. В результате сокращены объемы производства сельскохозяйственной продукции: зерна - на 41 процент, картофеля - на 17 процентов, кормов собственного производства - на 23 процента, крупного рогатого скота - на 19 процентов, молока - на 13,5 процента.
Быстрыми темпами снижается численность работающих в сельскохозяйственном производстве (ежегодно в среднем 6 процентов за последние 5 лет). В 2007 году на сельскохозяйственных предприятиях Ярославской области число работающих составило 21,4 тысячи человек, что на 39 процентов меньше, чем в 2000 году.
Обеспеченность кадрами массовых профессий сельскохозяйственных предприятий Ярославской области в 2007 году составила 94,4 процента, специалистами - 92,7 процента.
Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве в 2007 году составила 6053 рубля, что в 1,8 раза ниже, чем в среднем по Ярославской области.
Показатель обновления машинно-тракторного парка в среднем за год не превышает 1,5 процента, в тоже время выбытие (списание) техники составляет более 8 процентов (разница более чем в 5 раз). В связи с этим в 2007 году по сравнению с 2000 годом парк тракторов уменьшился в 1,5 раза, зерноуборочных комбайнов в 1,6 раза, кормоуборочных комбайнов в 1,3 раза.
В настоящее время остается недостаточным уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство. В 2007 году объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составил 8,2 процента от общего объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий Ярославской области. В основном это связано с тем, что сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков экономического и природного характера, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.
В связи с тем, что в течение длительного времени существенным образом не улучшаются внешние и внутренние условия ведения хозяйственной деятельности, удельный вес убыточных предприятий не сокращается: за 2001 год данный показатель составил 43 процента, за 2007 год - 47 процентов.
На низком уровне остается рентабельность производственно-финансовой деятельности. На этот показатель в значительной мере влияет неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности.
Основными причинами ухудшения экономических показателей агропромышленного комплекса являются:
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, в связи с опережающим ростом цен, прежде всего, на топливо, электроэнергию, промышленную продукцию, услуги связи по сравнению с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию;
- неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно малых форм хозяйствования, к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;
- отсутствие экономических условий для альтернативной занятости в сельской местности;
- исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
Проводимые в настоящее время мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» существенно не влияют на улучшение их финансового положения.