Недействующий

Об областной целевой программе «Создание основ эффективного управления земельными ресурсами Ярославской области» на 2008 - 2009 годы (утратило силу)

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации области
от 15.10.2007 N 472-а

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«СОЗДАНИЕ ОСНОВ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2008-2009 ГОДЫ

     

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

«Создание основ эффективного управления земельными ресурсами Ярославской области» (далее - Программа)

Основание разработки Программы

- постановление Администрации области от 16.07.2007 N 249-а «О Плане мероприятий Администрации области по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации»;
- распоряжение Губернатора Ярославской области от 14.08.2007 N 242-р «О разработке проекта областной целевой программы»

Государственный заказчик Программы

департамент по управлению земельными ресурсами Ярославской области

Основной разработчик Программы

департамент по управлению земельными ресурсами Ярославской области

Цель и задачи Программы

цель Программы - увеличение поступлений за землю в консолидированный бюджет в результате создания основ эффективного управления земельными ресурсами Ярославской области;
задачи Программы:
- создание и актуализация государственной информационной системы земель Ярославской области, в том числе сбор информации о земельных участках, представляющих интерес для потенциальных инвесторов;
- инвентаризация земель, упорядочение прав пользования землями областной собственности;
- вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков в результате приобретения, возмездного изъятия, выделения невостребованных земельных долей

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- общая сумма поступлений за землю в консолидированный бюджет;
- степень наполнения информацией цифровой карты земель Ярославской области (устранение «белых пятен»);
- общая площадь земельных участков, приобретённых и оформленных в собственность области с целью вовлечения в хозяйственный оборот, для последующего распоряжения в целях пополнения бюджета и притока инвестиционных ресурсов

Сроки и этапы реализации Программы

2008-2009 годы

Объемы и источники финансирования Программы

248,2 млн. рублей, в том числе:
2008 год - 77,2 млн. рублей;
2009 год - 171,0 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты Программы

- увеличение общей суммы поступлений за землю в консолидированный бюджет:
в 2008 году- до 1950 млн. руб.,
в 2009 году - до 2250 млн.руб.;
- создание полной цифровой карты населённых пунктов и иных («межселенных») территорий Ярославской области (за 2 года - заполнение карты по землям населённых пунктов с 0 до 100 процентов);
- увеличение общей площади земельных участков, приобретённых и оформленных в собственность области с целью вовлечения в хозяйственный оборот, для последующего распоряжения в целях пополнения бюджета и притока инвестиционных ресурсов:
в 2008 году - до 5500 га,
в 2009 году - до 9500 га

Ответственные лица для контактов

Кузнецов Алексей Юрьевич - директор департамента по управлению земельными ресурсами Ярославской области, тел. 58-23-99;
Костенко Тамара Юрьевна - начальник отдела анализа и земельной политики департамента по управлению земельными ресурсами Ярославской области, тел. 58-23-96



Общая потребность в ресурсах

Наименование ресурсов

Единица

Потребность

всего

в том числе по годам

2008

2009

Материально-технические ресурсы

-

-

-

-

Трудовые ресурсы

человек

40

40

40

Финансовые ресурсы:

- областной бюджет

млн. руб.

248,2

77,2

171,0

- внебюджетные источники

-

-

-

-

Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие)

в рамках межведомственного взаимодействия

     
I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Состояние экономики государства находится в прямой зависимости от рационального использования природных ресурсов, в том числе и земли. Согласно основным принципам земельного права регулирование отношений по использованию и охране земли должно осуществляться исходя из представлений о земле как о природном объекте, который необходимо охранять как важнейшую составную часть природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав.

Основным условием увеличения поступлений за землю в бюджет является повышение эффективности использования земельных ресурсов в результате максимально возможного вовлечения земельных участков в оборот, создания системы учёта земельных участков, позволяющей обеспечить перераспределение их под контролем государства как в хозяйственных, так и в иных целях.

Вовлечение земельных участков, расположенных на территории региона, в хозяйственный оборот объективно необходимо и для реализации Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утверждённой постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 «О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года», одним из направлений которой является привлечение в область внешних инвесторов.

В настоящее время управление земельными ресурсами на территории Ярославской области осуществляется недостаточно эффективно в силу целого ряда причин.

Основная причина заключается в том, что земельное законодательство в Российской Федерации находится на этапе становления. Только в 1991 году была отменена монополия государства на землю, начался процесс приватизации земли. В условиях недостаточного законодательного регулирования передача земли в частную собственность проходила бессистемно, недостаточно эффективно осуществлялся учёт переданных в частную собственность земель. В результате государство фактически утратило функцию управления земельными ресурсами, должным образом не осуществляя учёт и инвентаризацию земель, планирование развития землепользования, а также контроль за использованием земель и их охраной. Финансирование мероприятий в сфере землепользования мизерно и осуществляется по остаточному принципу. При этом земельные отношения крайне политизированы. На сегодняшний день в области отсутствует достоверная база данных о свободных и предоставленных земельных участках, что препятствует осуществлению контроля за рациональным использованием земли, эффективному управлению земельными ресурсами Ярославской области.

Наиболее важную часть земельного фонда области составляют земли сельскохозяйственного назначения. Тем не менее, по приблизительным подсчетам около 30 процентов сельскохозяйственных земель в настоящее время не используются. Основная масса этих земель передана в долевую собственность граждан в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Отложенный экономический ущерб и упущенную экономическую выгоду из-за отсутствия землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения область несёт за счёт разрушения сельскохозяйственного производства и инфраструктуры, установления организационно-территориальных и земельно-правовых барьеров, препятствующих нормальной инвестиционной политике, ипотеке и обороту земель сельскохозяйственного назначения. Выявление невостребованных земельных долей позволит выделить неиспользуемую часть сельскохозяйственных земель, принять меры по их перераспределению в порядке землеустройства и зарегистрировать их в собственность области в установленном действующим законодательством порядке.

Также вовлечению земельных участков в хозяйственный оборот препятствует незавершенность процесса разграничения государственной собственности на землю. Распоряжение областью земельными участками, отнесёнными в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъекта Российской Федерации, возможно лишь после государственной регистрации прав на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности области на указанные земельные участки приводит к тому, что распоряжаются ими по своему усмотрению органы местного самоуправления муниципальных образований области, которые фактически осуществляют отвод земель и их перераспределение. Таким образом, область выпустила из своих рук стратегическое управление земельно-ресурсным потенциалом. В данной ситуации область несёт потери за счёт снижения общей суммы бюджетных поступлений от регистрации сделок с земельными участками, от реализации земельных участков на торгах и др.

Для повышения эффективности использования земельных ресурсов на территории области необходимо в первую очередь провести работы по созданию и актуализации планово-картографического материала территории области, осуществить сбор и закрепление информации о свободных земельных участках, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных площадок, провести землеустройство на землях, находящихся согласно закону в областной собственности, увеличить процент вовлеченных в хозяйственный оборот земельных участков путём изъятия неиспользуемых и неэффективно используемых земель, выделения невостребованных земельных долей, регистрации права собственности области на земельные участки в целях разграничения государственной собственности на землю.

Комплексный подход к решению указанных задач позволит в возможно короткие сроки создать эффективную систему учёта земельных участков, разработать механизмы для вовлечения в хозяйственный оборот земель области, увеличить бюджетные поступления за землю и, как следствие, перейти на следующий этап, когда Ярославская область сможет наиболее рационально и выгодно распорядиться собственными земельными участками и в рамках созданной системы оказывать содействие в решении проблем эффективного использования земельных ресурсов на территориях муниципальных образований. Помимо этого необходимо учитывать, что проведение землеустроительных работ, постановка земельных участков на кадастровый учёт способствуют стимулированию налоговых поступлений в консолидированный бюджет.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Программа ставит целью увеличить поступления за землю в консолидированный бюджет в результате создания основ эффективного управления земельными ресурсами Ярославской области.

Основными задачами для достижения указанной цели являются:

- создание и актуализация государственной информационной системы земель Ярославской области: формирование цифровой карты;

- инвентаризация земельных участков, разграничение областной собственности, проведение землеустройства на землях, являющихся областной собственностью, регистрации права собственности Ярославской области на земельные участки;

- сбор информации о неиспользуемых и неэффективно используемых земельных участках в границах Ярославской области, выявление земель сельскохозяйственного назначения, которые не используются землепользователями и в соответствие с законодательством принятие мер по их перераспределению в порядке землеустройства;

- сбор и актуализация информации о земельных участках, представляющих интерес для потенциальных инвесторов.

III. СРОКИ, ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятия Программы реализуются в течение 2008 - 2009 годов. При выполнении мероприятий Программы не предусматривается их деление на этапы.

N п/п

Наименование показателя

Значение показателя на начало реализации Программы

Плановое значение

в 2008
году

в 2009
году

1

2

3

4

5

1.

Общая сумма поступлений за землю в консолидированный бюджет, млн.руб.

1745*

1950

2250

2.

Степень наполнения информацией цифровой карты земель Ярославской области, %

0

50

100

3.

Общая площадь земельных участков, приобретённых и оформленных в собственность области с целью вовлечения в хозяйственный оборот, для последующего распоряжения в целях пополнения бюджета и притока инвестиционных ресурсов, га

3837**

5500

9500