АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2007 года N 472-а
__________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ярославской области
от 9 июля 2009 года N 666-п
__________________
В целях повышения эффективности управления земельными ресурсами Ярославской области и в соответствии с постановлением Администрации области от 16.07.2007 N 249-а «О Плане мероприятий Администрации области по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации», постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 «О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года», распоряжением Губернатора области от 14.08.2007 N 242-р «О разработке проекта областной целевой программы» Администрация области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Создание основ эффективного управления земельными ресурсами Ярославской области» на 2008 - 2009 годы (далее - Программа).
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) в течение периода действия Программы включать её в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учётом возможностей областного бюджета.
3. Департаменту финансов Ярославской области (Фёдоров А.П.) совместно с департаментом по управлению земельными ресурсами Ярославской области (Кузнецов А.Ю.) при формировании областного бюджета на 2008 - 2009 годы предусмотреть расходы на реализацию мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Гейко М.В.
5. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель Правительства -
первый заместитель
Губернатора области
И.И. Скороходова
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«СОЗДАНИЕ ОСНОВ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2008-2009 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | «Создание основ эффективного управления земельными ресурсами Ярославской области» (далее - Программа) |
Основание разработки Программы | - постановление Администрации области от 16.07.2007 N 249-а «О Плане мероприятий Администрации области по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации»; |
Государственный заказчик Программы | департамент по управлению земельными ресурсами Ярославской области |
Основной разработчик Программы | департамент по управлению земельными ресурсами Ярославской области |
Цель и задачи Программы | цель Программы - увеличение поступлений за землю в консолидированный бюджет в результате создания основ эффективного управления земельными ресурсами Ярославской области; |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | - общая сумма поступлений за землю в консолидированный бюджет; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2008-2009 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | 248,2 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты Программы | - увеличение общей суммы поступлений за землю в консолидированный бюджет: |
Ответственные лица для контактов | Кузнецов Алексей Юрьевич - директор департамента по управлению земельными ресурсами Ярославской области, тел. 58-23-99; |
Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов | Единица | Потребность | ||
всего | в том числе по годам | |||
2008 | 2009 | |||
Материально-технические ресурсы | - | - | - | - |
Трудовые ресурсы | человек | 40 | 40 | 40 |
Финансовые ресурсы: | ||||
- областной бюджет | млн. руб. | 248,2 | 77,2 | 171,0 |
- внебюджетные источники | - | - | - | - |
Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие) | в рамках межведомственного взаимодействия |
I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Состояние экономики государства находится в прямой зависимости от рационального использования природных ресурсов, в том числе и земли. Согласно основным принципам земельного права регулирование отношений по использованию и охране земли должно осуществляться исходя из представлений о земле как о природном объекте, который необходимо охранять как важнейшую составную часть природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав.
Основным условием увеличения поступлений за землю в бюджет является повышение эффективности использования земельных ресурсов в результате максимально возможного вовлечения земельных участков в оборот, создания системы учёта земельных участков, позволяющей обеспечить перераспределение их под контролем государства как в хозяйственных, так и в иных целях.
Вовлечение земельных участков, расположенных на территории региона, в хозяйственный оборот объективно необходимо и для реализации Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утверждённой постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 «О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года», одним из направлений которой является привлечение в область внешних инвесторов.
В настоящее время управление земельными ресурсами на территории Ярославской области осуществляется недостаточно эффективно в силу целого ряда причин.
Основная причина заключается в том, что земельное законодательство в Российской Федерации находится на этапе становления. Только в 1991 году была отменена монополия государства на землю, начался процесс приватизации земли. В условиях недостаточного законодательного регулирования передача земли в частную собственность проходила бессистемно, недостаточно эффективно осуществлялся учёт переданных в частную собственность земель. В результате государство фактически утратило функцию управления земельными ресурсами, должным образом не осуществляя учёт и инвентаризацию земель, планирование развития землепользования, а также контроль за использованием земель и их охраной. Финансирование мероприятий в сфере землепользования мизерно и осуществляется по остаточному принципу. При этом земельные отношения крайне политизированы. На сегодняшний день в области отсутствует достоверная база данных о свободных и предоставленных земельных участках, что препятствует осуществлению контроля за рациональным использованием земли, эффективному управлению земельными ресурсами Ярославской области.
Наиболее важную часть земельного фонда области составляют земли сельскохозяйственного назначения. Тем не менее, по приблизительным подсчетам около 30 процентов сельскохозяйственных земель в настоящее время не используются. Основная масса этих земель передана в долевую собственность граждан в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Отложенный экономический ущерб и упущенную экономическую выгоду из-за отсутствия землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения область несёт за счёт разрушения сельскохозяйственного производства и инфраструктуры, установления организационно-территориальных и земельно-правовых барьеров, препятствующих нормальной инвестиционной политике, ипотеке и обороту земель сельскохозяйственного назначения. Выявление невостребованных земельных долей позволит выделить неиспользуемую часть сельскохозяйственных земель, принять меры по их перераспределению в порядке землеустройства и зарегистрировать их в собственность области в установленном действующим законодательством порядке.
Также вовлечению земельных участков в хозяйственный оборот препятствует незавершенность процесса разграничения государственной собственности на землю. Распоряжение областью земельными участками, отнесёнными в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъекта Российской Федерации, возможно лишь после государственной регистрации прав на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности области на указанные земельные участки приводит к тому, что распоряжаются ими по своему усмотрению органы местного самоуправления муниципальных образований области, которые фактически осуществляют отвод земель и их перераспределение. Таким образом, область выпустила из своих рук стратегическое управление земельно-ресурсным потенциалом. В данной ситуации область несёт потери за счёт снижения общей суммы бюджетных поступлений от регистрации сделок с земельными участками, от реализации земельных участков на торгах и др.
Для повышения эффективности использования земельных ресурсов на территории области необходимо в первую очередь провести работы по созданию и актуализации планово-картографического материала территории области, осуществить сбор и закрепление информации о свободных земельных участках, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных площадок, провести землеустройство на землях, находящихся согласно закону в областной собственности, увеличить процент вовлеченных в хозяйственный оборот земельных участков путём изъятия неиспользуемых и неэффективно используемых земель, выделения невостребованных земельных долей, регистрации права собственности области на земельные участки в целях разграничения государственной собственности на землю.
Комплексный подход к решению указанных задач позволит в возможно короткие сроки создать эффективную систему учёта земельных участков, разработать механизмы для вовлечения в хозяйственный оборот земель области, увеличить бюджетные поступления за землю и, как следствие, перейти на следующий этап, когда Ярославская область сможет наиболее рационально и выгодно распорядиться собственными земельными участками и в рамках созданной системы оказывать содействие в решении проблем эффективного использования земельных ресурсов на территориях муниципальных образований. Помимо этого необходимо учитывать, что проведение землеустроительных работ, постановка земельных участков на кадастровый учёт способствуют стимулированию налоговых поступлений в консолидированный бюджет.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа ставит целью увеличить поступления за землю в консолидированный бюджет в результате создания основ эффективного управления земельными ресурсами Ярославской области.
Основными задачами для достижения указанной цели являются:
- создание и актуализация государственной информационной системы земель Ярославской области: формирование цифровой карты;
- инвентаризация земельных участков, разграничение областной собственности, проведение землеустройства на землях, являющихся областной собственностью, регистрации права собственности Ярославской области на земельные участки;
- сбор информации о неиспользуемых и неэффективно используемых земельных участках в границах Ярославской области, выявление земель сельскохозяйственного назначения, которые не используются землепользователями и в соответствие с законодательством принятие мер по их перераспределению в порядке землеустройства;
- сбор и актуализация информации о земельных участках, представляющих интерес для потенциальных инвесторов.
III. СРОКИ, ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Мероприятия Программы реализуются в течение 2008 - 2009 годов. При выполнении мероприятий Программы не предусматривается их деление на этапы.
N п/п | Наименование показателя | Значение показателя на начало реализации Программы | Плановое значение | |
в 2008 | в 2009 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Общая сумма поступлений за землю в консолидированный бюджет, млн.руб. | 1745* | 1950 | 2250 |
2. | Степень наполнения информацией цифровой карты земель Ярославской области, % | 0 | 50 | 100 |
3. | Общая площадь земельных участков, приобретённых и оформленных в собственность области с целью вовлечения в хозяйственный оборот, для последующего распоряжения в целях пополнения бюджета и притока инвестиционных ресурсов, га | 3837** | 5500 | 9500 |
* - ожидаемые поступления доходов в консолидированный бюджет в 2007 году согласно информации департамента финансов области, а также фактическое поступление от продажи земельных участков по состоянию на 01.10.2007
** - по состоянию на 25.10.2007
IV. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Экономическая эффективность Программы заключается в увеличении доходов от использования и продажи земельных участков, приобретённых и оформленных в государственную собственность Ярославской области в результате приобретения земель сельскохозяйственного назначения в рамках преимущественного права Ярославской области, возмездного изъятия неиспользуемых или используемых не по целевому назначению земель, выделения невостребованных земельных долей.
Сбор информации о земельных участках, находящихся в собственности Ярославской области и представляющих интерес для потенциальных инвесторов, даст возможность оперативно осуществлять подбор земельных участков для размещения объектов инвестиционной деятельности в соответствии с параметрами инвестиционного проекта, что увеличит инвестиционную привлекательность области.
Регистрационные, земельно-кадастровые и земельно-оценочные действия при проведении инвентаризации земель обеспечат защиту прав собственности на землю и будут способствовать решению фискальных задач.
Оценка эффективности Программы будет осуществляться исходя из следующих показателей:
- общая сумма поступлений за землю в консолидированный бюджет;
- степень наполнения информацией цифровой карты земель Ярославской области (устранение «белых пятен»);
- общая площадь земельных участков, приобретённых и оформленных в собственность области с целью вовлечения в хозяйственный оборот для последующего распоряжения в целях пополнения бюджета и притока инвестиционных ресурсов.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с методикой, указанной в приложении к Программе.
V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Государственным заказчиком Программы является департамент по управлению земельными ресурсами Ярославской области, который с целью реализации Программы в соответствии с действующим законодательством:
- осуществляет координацию работы исполнителей программных мероприятий;
- заключает договоры и государственные контракты с исполнителями работ;
- проводит согласование объёмов финансирования;