Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2007 года N 262-а

Об областной целевой программе "Молодежь" на 2008-2009 годы

(В редакции
постановления Администрации ЯО от 24.12.2007 N 705-а (ru76000200701043))

В соответствии с постановлением Администрации области от 24.05.2007 N 156-а "О ходе выполнения в 2006 году областной целевой программы "Молодежь" на 2006-2007 годы"

АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Молодежь" на 2008-2009 годы (далее - Программа).

2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) ежегодно в течение периода действия Программы включать ее в проект перечня областных целевых программ с учетом возможностей областного бюджета.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области разработать и принять аналогичные программы.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Воронина Н.П.

5. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Председатель Правительства -

первый заместитель

Губернатора области И.И. Скороходова

Утверждена

постановлением

Администрации области

от 18.07.2007 N 262-а

Областная целевая программа "Молодежь" на 2008-2009 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

областная целевая программа "Молодежь" (далее - Программа)

Основание разработки Программы

- Закон Ярославской области от 11 октября 2006 г. N 65-з "О молодежной политике";

 - постановление Администрации области от 24.05.2007 N 156-а "О ходе выполнения в 2006 году областной целевой программы "Молодежь" на 2006-2007 годы"

Государственный заказчик Программы

департамент по делам молодежи Ярославской области

Основные разработчики Программы

департамент по делам молодежи Ярославской области

Цель и задачи Программы

целью Программы является создание условий для наиболее полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
развитие и реализация системы мер государственной поддержки молодежных инициатив, программ и проектов;
содействие социальному становлению молодых граждан, расширению возможностей в выборе жизненного пути для достижения личного успеха и общественного развития;

 основными задачами Программы являются:
 - содействие развитию гражданственности, социальной зрелости молодых граждан;

 - разработка механизмов государственной поддержки молодежных инициатив, программ и проектов, организационное и педагогическое сопровождение их реализации;

 - осуществление комплексной профилактической работы в сфере решения проблем социальной адаптации подростков и молодежи;

 - совершенствование инфраструктуры, информационного и научно-методического обеспечения реализации программ молодежной политики

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- охват молодежи областными мероприятиями по различным направлениям государственной молодежной политики;

 - количество молодежных программ, поддержанных на конкурсной основе;

 - количество подростков, молодых людей, молодых семей, получивших социальные услуги;

 - количество услуг, предоставленных подросткам, молодежи и молодым семьям;

 - количество изданных номеров молодежного еженедельника "Юность";

 - количес тво информационных и методических материалов по различным направлениям государственной молодежной политики;

 - количество специалистов, прошедших подготовку (переподготовку) в сфере работы с молодежью

Сроки реализации Программы

2008-2009 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Программа реализуется за счет средств областного бюджета
 общая потребность в финансовых средствах - 33900 тысяч рублей, в том числе:
 в 2008 году - 16000 тысяч рублей;

 в 2009 году - 17900 тысяч рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- создание целостной системы взаимоотношений органов власти всех уровней (поселение, район, область) и структур, реализующих программы молодежной политики в Ярославской области, привлечение широких слоев насе-ления, общественных организаций, клубов и объеди-нений к решению этой задачи;

 - расширение спектра молодежных социально значимых инициатив;

 - достаточное обеспечение информацией, необходимой для реализации программ молодежной политики, всех субъектов этой деятельности;

 - повышение качественного уровня мероприятий молодежной политики;

 - охват молодежи областными мероприятиями по различным направлениям государственной молодежной политики - около 320 тысяч человек;

 - количество молодежных программ, поддержанных на конкурсной основе, - не менее 150;

 - количество подростков, молодых людей, молодых семей, получивших социальные услуги - около 130 тысяч человек;

 - количество услуг, предоставленных подросткам, молодежи и молодым семьям - не менее 110 тысяч;

 - количество изданных экземпляров молодежного еженедельника "Юность" - около 1,5 миллиона;

 - количество информационных и методических материалов по различным направлениям государственной молодежной политики -15;

 - количество специалистов, прошедших подготовку (переподготовку) в сфере работы с молодежью, - 250 человек

Ответственные лица для контактов

- Андреева Лариса Михайловна - директор департамента по делам молодежи Ярославской области,
 тел. 72-83-00;

 - Иванов Лев Михайлович - заместитель директора департамента по делам молодежи Ярославской области,
 тел. 30-45-76

Общая потребность в ресурсах


Наименование ресурсов

Единица измерения

Потребность

всего

в том числе по годам

2008

2009

Материально-технические ресурсы

Трудовые ресурсы

Финансовые ресурсы:

тыс. руб.

33900

16000

17900

- областной бюджет

тыс. руб.

33900

16000

17900

Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие в зависимости от особенностей программы)

I. Содержание проблемы


Областная целевая программа "Молодежь" на 2008-2009 годы разработана исходя из результатов анализа положения молодежи, основных проблем, стоящих перед подростками и молодыми людьми. Также учтен опыт реализации государственной молодежной политики в Ярославской области и выполнения аналогичных программ в предыдущие годы. Областная целевая программа "Молодежь" на 2008-2009 годы направлена на создание правовых, экономических и организационных условий для развития эффективной социализации, гражданского становления, социальной адаптации и интеграции молодежи Ярославской области в экономическую, культурную и политическую жизнь.

В структуре населения Ярославской области молодежь составляет более 342 тысяч человек (25,8 процента населения). При этом 76 процентов молодых людей проживают в городах области и лишь 24 процента - в условиях сельской местности.

Наблюдавшаяся в 90-х годах тенденция роста численности молодежи, связанная с высокими показателями рождаемости в 70-80 годы прошлого века, в настоящее время сменилась снижением. Это обусловлено ежегодным сокращением населения области в целом на 11-13 тысяч человек в год.

Социологические опросы и анализ статистических данных свидетельствуют о том, что большая часть молодых семей, проживающих в Ярославской области, ориентирована на малодетность. Эта особенность репродуктивного поведения обусловлена как сложностями материального положения молодых семей, так и недостаточностью соответствующих мер их социально-экономической поддержки.

Тип благополучной молодой семьи в нормативных документах Российской Федерации определяется как семья, ориентированная на рождение двух и более детей. По данным опросов в молодёжной среде только 11 процентов опрошенных считают приемлемым иметь в семье троих и более детей. Молодые люди, проживающие в так называемом "гражданском браке", который в последнее время получил определенное распространение в молодежной среде, в подавляющем большинстве вообще не хотят иметь детей, так как ориентированы, как правило, на обучение, карьерный рост, достижение материального успеха.

За последние годы количество заключаемых браков растет, но в то же время, растет и количество разводов. В 2006 году вступили в брак 16818 молодых людей (в 2005 году - 16560) и расторгнули брак 7836 человек (в 2005 году - 7236). Несмотря на положительную динамику отношения браков и разводов, абсолютный показатель количества разводов по-прежнему высок.

Тенденции сокращенного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения молодого поколения. Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки молодых семей, и, в частности, помощь в приобретении и строительстве жилья могут наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

Социальное неблагополучие проявляется и в высокой доле смертности от несчастных случаев, отравлений и травм. Доля этих причин в смертности всех возрастов возросла с 11,7 процента до 12,8 процента. В последние годы не уменьшается количество случаев суицида среди молодежи. В 2005 году доля молодых людей, покончивших жизнь самоубийством, составила 10,6 процента от всех умерших молодых людей, в 2006 году эта доля возросла до 12,3 процента. На 26 процентов выросли за год показатели смертности молодежи от отравлений алкоголем.

В области сохраняются неблагоприятные тенденции медико-демографических показателей. Удельный вес практически здоровых детей составляет 14,4 процента. Каждый четвертый ребенок в возрасте до 1 года имеет различные отклонения в состоянии здоровья.

Показатели общей и первичной заболеваемости подрастающего поколения по-прежнему высоки. Однако следует отметить относительную стабилизацию ситуации: рост показателя в 2006 году по сравнению с 2005 годом не превысил 1 процент.

Эпидемиологическая обстановка по инфекциям, передающимся половым путем, характеризуется снижением ряда показателей заболеваемости за исключением ВИЧ-инфекции и гепатитов. Подавляющая часть случаев заражения произошла при половых контактах и употреблении психоактивных веществ инъекционным способом. Ежегодно в Ярославской области обследуется на ВИЧ около 15 процентов населения. Всего на 01.01.2007 в области выявлено 1213 человек с данной инфекцией. Ярославская область по данному показателю занимает 40-е место в Российской Федерации, а по распространенности - 45-е место.

Развитие болезней, связанных с употреблением психоактивных веществ, несет угрозу не только для соматического и психического, но и для социального здоровья нации. В Ярославском регионе, как и в целом по России, увеличивается количество больных наркоманией, причем подавляющее большинство из них - лица молодого возраста до 30 лет. С 1996 года число несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества, возросло на 60 процентов. За 2006 год в областной наркологической службе зарегистрировано 646 несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, что на 9 процентов больше, чем в 2005 году (594 несовершеннолетних).

Большая часть молодежи объективно уделяет недостаточно внимания своему здоровью. Тем не менее, по данным областного социологического опроса, около трети опрошенных молодых жителей Ярославской области назвали здоровье приоритетной ценностью.

Необходимо формировать у молодежи потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенстве; внедрять физическую культуру и спорт в режим учебы, труда и отдыха; развивать сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных объединений и объектов; расширять оздоровительную и профилактическую работу с детьми, подростками и молодежью.

Для Ярославской области остается актуальной проблема социальной дезадаптации в молодежной среде. За 2006 год выявлено 6 894 человека в возрасте от 14 до 29 лет, совершивших преступления. Из 12221 выявленных человек всех возрастов, совершивших преступления, люди молодого возраста составили более половины - 56,4 процента (в 2005 году эта доля составляла 62,5 процента). Преступность несовершеннолетних по-прежнему характеризуется увеличением доли преступлений, имеющих насильственную направленность против личности.

К числу причин, способствующих процессам социальной дезадаптации подрастающего поколения, по-прежнему относится семейное неблагополучие. Из-за отсутствия семейных ценностей и разрушения социальных связей получила широкое распространение проблема безнадзорности, беспризорности, асоциального поведения несовершеннолетних.

Социально-негативные явления в молодежной среде должны оставаться в центре внимания государства и общества. Важнейшим инструментом сохранения потенциала молодого поколения является организационная структура профилактической работы, включающая в себя не только органы государственной власти и местного самоуправления, но и широкие слои общественности.

Экономическая ситуация и сложившийся в регионе рынок труда, уровень безработицы, несоответствие спроса и предложения рабочих рук делают актуальной для области задачу профессиональной подготовки молодёжи и максимальной занятости новых специалистов.

Численность безработных, официально зарегистрированных в государственной службе занятости, составила на начало 2007 года 11,9 тысячи человек, против 12,0 тысячи человек на аналогичный период 2006 года. Таким образом, можно говорить об относительной стабилизации ситуации в сфере безработицы молодых людей в Ярославской области. При практически не изменившемся абсолютном показателе молодежной безработицы (более того, снижение составило 0,05 процента), доля молодежной безработицы в общей численности безработных области возросла незначительно: с 31,9 процента до 32,3 процента.

Качественным признаком является структурная безработица, когда ищущие работу по уровню квалификации и опыту не соответствуют изменившемуся спросу на рынке труда.

Для выпускников учебных заведений остро стоит проблема поиска работы, особенно для выпускников учреждений начального профессионального образования. Качественными признаками образовательной сферы является то, что, с одной стороны, растет коммерциализация ссузов и вузов, с другой стороны, система получения профессионального образования до конца не соответствует потребностям рынка труда. Происходит уменьшение доли выпускников ссузов и вузов, получивших направления на работу по заявкам работодателей.

Одним из важнейших направлений государственной политики по снижению напряженности рынка труда, увеличению возможностей трудоустройства и творческой самореализации молодежи, является работа по профессиональной ориентации подрастающего поколения, содействию занятости молодых граждан, в том числе сезонной занятости подростков и студенческой молодежи; в то же время важно ориентировать систему профессионального образования с учетом потребностей экономики.

Социально-экономические реформы последнего десятилетия оказали существенное влияние на социальное положение молодежи, ее социальное самочувствие.

Исследования показывают, что доля лиц, относящих себя к наиболее ущемлённым по экономическим показателям группам, уменьшилась на 1,6 процента и составила 19 процентов, а доля относящих себя к наиболее благополучным слоям населения увеличилась по сравнению с 2006 годом на 4,4 процента и составила 60,7 процента. Таким образом, можно говорить о повышении за прошедший год материального положения молодежи региона в целом, прежде всего за счет формирования основной группы со средним достатком в сочетании с продолжающимся процессом дифференциации молодого поколения по материальным доходам (соотношение доли самых бедных и самых богатых групп молодежи в 2007 году стабилизировалось и осталось аналогичным 2006-му году).

Результаты социологических опросов говорят о том, что интерес молодых людей к политике ослабевает. Количество молодых респондентов в той или иной степени интересующихся этой сферой снизилось с 8,1 процента до 6,6 процента, а доля тех, кто совсем не интересуется этой сферой, напротив, выросла с 43,7 процента до 44 процентов. Индекс интереса молодежи по сравнению с прошлым годом вырос незначительно. Обращает на себя внимание факт отстранённости значительной части молодёжи от различных форм организованной политической деятельности, остающийся низким уровень симпатий и популярности у молодёжи любых партий в целом.

Несколько иная ситуация складывается в сфере общественной активности молодых людей, их отношения к реализации своих гражданских инициатив.

Опросы показывают, что более 40 процентов молодых респондентов проявляют активный интерес к положению молодежи региона, 52 процента опрошенных проявляют умеренный интерес, и лишь 8 процентов молодежи совсем не интересует общественная проблематика.

Участие в деятельности институтов молодежной политики: общественных объединений, ассоциаций, студенческих профкомов - принимает 28 процентов опрошенных молодых людей. Потенциальный же круг участников молодежных инициатив в 2 раза больше, чем привлекаемый в настоящий момент. Если в программах молодежных структур области принимает участие около трети опрошенной молодежи, то декларируют готовность своего участия в них более половины (55 процентов) опрошенных.

Адаптация молодёжи в общественной сфере должна способствовать повышению социальной активности, интереса и участия в политических и экономических преобразованиях в стране. Необходимо усиление механизмов, способствующих повышению интенсивности молодёжного движения в регионе, поддержка позитивных социальных инициатив молодых людей и развитие положительного опыта деятельности молодёжных общественных организаций.

Молодежь является, с одной стороны, потенциалом позитивных перемен в обществе, а с другой стороны, возможным фактором социальной нестабильности. Усилия программ государственной молодежной политики, таким образом, должны быть направлены на активизацию созидающего потенциала молодых людей.

Анализ положения молодежи в регионе позволяет определить основные задачи органов государственной власти, ответственных за реализацию молодежной политики.

В данных условиях особенно важно развивать систему мер молодежной политики и социальной поддержки молодых граждан по таким направлениям, как: профилактика здорового образа жизни, активизация гражданской позиции и воспитание патриотизма, поддержка молодых семей, повышение профессионализма и конкурентоспособности, поддержка молодых людей в трудных жизненных ситуациях.

Следует отметить, что проблемы, стоящие перед молодежью, способы и механизмы их решения не являются уникальными для Ярославской области. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р, исходит из подобного анализа в целом по России, ставит аналогичные задачи перед органами власти всех уровней и направлена на объединение государственных и негосударственных ресурсов в сфере реализации молодежной политики.

Преемственный характер обеспечивается закреплением и развитием тех позитивных результатов в сфере молодежной политики, которых удалось достичь к 2005 году областным органам исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи муниципальных образований. К их числу относятся вопросы поддержки деятельности и развития сети социальных учреждений для молодежи, подготовки специалистов по работе с молодежью, укрепления благополучия молодых семей, в том числе и система их государственной поддержки в улучшении жилищных условий, содействия деятельности молодежных общественных объединений, организации трудовой занятости молодежи, сохранения организационных основ и механизмов конкурсной реализации молодежной политики, целевой поддержки адресных площадок лучшего опыта реализации проектов для молодежи, а также продуманных и обоснованных молодежных идей и инициатив.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»