АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 января 2006 года N 13

Об областной целевой программе "Трезвое поколение" на 2006-2007 годы

(В редакции постановления Администрации ЯО от 13.06.2007 N 196)

В соответствии с законами Ярославской области от 5 мая 1999 г. N 6-з "Об основных гарантиях прав ребенка в Ярославской области", от 30 июня 2003 г. N 31-з "О закупках (поставках) продукции для государственных нужд Ярославской области" и в целях формирования сознательного отказа от употребления алкоголя, табака у детей, подростков и молодежи Ярославской области

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Трезвое поколение" на 2006-2007 годы (далее - Программа) и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.

2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) ежегодно в течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учетом возможностей областного бюджета.

3. Департаменту образования Ярославской области (Степанова Т.А.) (абзац в редакции постановления Администрации ЯО от 13.06.2007 N 196):

3.1. Внести предложения при уточнении областного бюджета на 2006 год по разделу "Образование" о выделении дополнительных средств на реализацию Программы.

3.2. При формировании областного бюджета на 2007 год предусмотреть расходы по разделу "Образование", подразделу "Другие вопросы в области образования" на реализацию Программы.

4. Контроль за исполнением постановления возложить заместителя Губернатора области Воронина Н.П. (пункт в редакции постановления Администрации ЯО от 13.06.2007 N 196).

Губернатор области А.И. Лисицын

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Администрации области

от 16.01.2006 N 13

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ТРЕЗВОЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2006-2007 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


(В редакции постановления Администрации ЯО от 13.06.2007 N 196)

Наименование Программы

областная целевая программа "Трезвое поколение" (далее - Программа)

Основание разработки Программы

Закон Ярославской области от 5 мая 1999 г. N 6-з "Об основных гарантиях прав ребенка в Ярославской области"

Государственный заказчик Программы

департамент образования Ярославской области

Основной разработчик Программы

департамент образования Ярославской области

Основная цель Программы

создание условий для организации в общеобразовательных учреждениях области профилактики употребления алкоголя и табака у детей, подростков и молодежи Ярославской области

Основные задачи Программы

- разработка и издание программно-методических материалов по профилактике употребления алкоголя и табака у детей, подростков и молодежи Ярославской области;

 - организация деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по профилактике употребления алкоголя и табака детьми, подростками и молодежью Ярославской области.

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- доляобщеобразовательныхучреждений, обеспеченных учебно-методическими комплексами "За здоровый образ жизни";

 - доля школ, реализующих обучение по дополнительной образовательной программе "За здоровый образ жизни".

Основные мероприятия и этапы реализации Программы

- разработка дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни" для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования, среднего профессионального образования и учебно-методических комплексов для её реализации - 2006 г.;

 - экспертиза дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни" для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования, среднего профессионального образования и учебно-методических комплексов для её реализации - 2 полугодие 2006 г.;

 - апробация учебно-методических комплексов "За здоровый образ жизни" - 2 полугодие 2007 г.;

 - издание учебно-методических комплексов "За здоровый образ жизни", приобретение учебных пособий и информационных материалов - 2006-2007 гг.;

 - подготовка специалистов для реализации дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни" - 2007 г.;

 - реализация дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни" в образовательных учреждениях области - 2007 г.

Перечень разделов Программы

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
 II. Основные цели и задачи Программы
 III. Сроки и этапы реализации Программы
 IV. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
 V. Порядок контроля за ходом реализации Программы
 VI. Общая потребность в ресурсах
 VII. Перечень мероприятий Программы и объемы их финансирования

Общая стоимость Программы

1780 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета- 1780 тыс. рублей,
 в том числе:
 2006 г. - 780 тыс. рублей;

 2007 г. - 1000 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- наличие в 100 процентах общеобразовательных учреждений области учебно-методических комплексов "За здоровый образ жизни";

 - реализация с 01 сентября 2007 года в 20 процентах общеобразовательных учреждений области дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни".

Ответственные лица
 для контактов

первый заместитель директора департамента образования Ярославской области Груздев М.В., т.72-83-33;

 депутат Государственной Думы Ярославской области Губочкин П.И., т.30-48-68

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В последние годы в Российской Федерации в целом и в Ярославской области в частности отмечается значительный рост потребления психоактивных веществ среди детей, подростков и молодежи. Только официально в 2002 г. было зарегистрировано 98 114 несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем и табаком. Из них 60 процентов составляют подростки, имеющие алкогольные проблемы, 40 процентов - с проблемами наркотической и токсической зависимости. Наблюдается отчетливая тенденция к увеличению распространения табакокурения среди молодежи и более раннему началу регулярного курения. В старших классах курят 50 процентов мальчиков и 40 процентов девочек. По данным Роспотребнадзора, распространение табакокурения в России одно из самых высоких в мире. 42 процента случаев преждевременной смерти мужчин в возрасте 35-69 лет связано с курением.

По ряду показателей ситуация в Ярославской области хуже чем в Центральном федеральном округе и в целом по Российской Федерации. Число больных с алкогольными психозами в Ярославской области больше на 82 процента, чем в среднем по Центральному федеральному округу. Число больных с алкогольными психозами, установленными впервые в жизни, в 2002 г. на 64 процента, а в 2003 г. на 36 процентов было выше среднероссийского показателя (данные Национального научного центра наркологии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации за 2004 г.).

Особую тревогу вызывает резкий рост популярности у детей и молодежи употребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя, пива. Количество подростков, употребляющих психоактивные вещества, прогрессирует с каждым годом. По данным социологических исследований, проведенных в г.Ярославле, 85 процентов подростков в возрасте 15-16 лет уже употребляют алкоголь, причем первое место принадлежит пиву, 60 процентов подростков начали его пить с 13 лет. Возникли такие явления как пивной алкоголизм, подростковый алкоголизм и даже детский алкоголизм.

Важным фактором, способствующим увеличению масштабов потребления алкоголя, табака и других психоактивных веществ, является придание им в молодежной среде статуса субкультуры. Алкоголь, сигареты, наркотические средства и психоактивные вещества становятся непременным атрибутом вечеринок, дискотек, концертов модных молодежных групп.

Следствием высокой алкоголизации населения и распространенности табакокурения является очень низкая средняя продолжительность жизни мужчин, которая составляет 56 лет. По этому показателю Ярославская область занимает последнее место в Центральном федеральном округе.

Анализ психологической, педагогической, медицинской литературы по проблеме злоупотребления психоактивными веществами детьми и подростками позволил выявить недостатки, существующие в теории и практике общественного противостояния угрозе здоровью нации.

Во-первых, существует противоречие между реальной опасностью нарастающего процесса алкоголизации в обществе и недостаточной готовностью общеобразовательных институтов скоординировать свою деятельность, направленную на противостояние этому процессу.

Во-вторых, имеет место недостаточная эффективность традиционных способов воздействия на подростков при быстром росте числа злоупотребляющих психоактивными веществами.

В-третьих, изолированные попытки педагогов, психологов, медиков противодействовать алкоголизации подростков не обеспечивают целенаправленного и скоординированного взаимодействия в этом направлении.

На разрешение данных противоречий и направлены меры, предусмотренные программой "Трезвое поколение".

II. Основные цели и задачи Программы


Главной целью Программы является формирование сознательного отказа от употребления алкоголя, табака у детей, подростков и молодежи Ярославской области.

Программа направлена на решение следующих задач:

- снижение уровня потребления алкоголя, табака детьми, подростками и молодежью Ярославской области;

- снижение негативных социальных последствий, обусловленных алкоголизацией детей, подростков и молодежи;

- формирование у детей, подростков и молодежи Ярославской области установки на трезвый, здоровый образ жизни;

- создание у детей, подростков и молодежи Ярославской области психологической устойчивости к воздействию информации, рекламирующей употребление алкоголя, табака.

III. Сроки и этапы реализации Программы


Мероприятия Программы реализуются в течение 2006 - 2007 годов.

IV. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы


(В редакции постановления Администрации ЯО от 13.06.2007 N 196)

Разработка и тиражирование дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни", обучение специалистов позволят:

- обеспечить наличие учебно-методических комплексов "За здоровый образ жизни" в 100 процентах общеобразовательных учреждений;

- начать реализацию дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни" в 20 процентах общеобразовательных учреждений, тем самым препятствуя развитию негативных явлений в подростковой среде, способствуя снижению уровня потребления алкоголя и обеспечению высококвалифицированного педагогического сопровождения данного направления работы.

Оценка эффективности реализации Программы определяется в соответствии с методикой, указанной в приложении к Программе.

V. Порядок контроля за ходом реализации Программы


Контроль за исполнением Программы осуществляют департамент образования Ярославской области и управление по социальной и демографической политике Администрации области (абзац в редакции постановления Администрации ЯО от 13.06.2007 N 196).

Проверка целевого использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

VI. Общая потребность в ресурсах


(В редакции постановления Администрации ЯО от 13.06.2007 N 196)

Наименование
 ресурсов

Единица
 измерения

Потребность, тыс. рублей

Всего

в том числе по годам

2006

2007

Материально-технические ресурсы:

-

-

-

Трудовые ресурсы

-

-

-

-

Финансовые ресурсы:

тыс. руб.

1780

780

1000

- областной бюджет

тыс. руб.

1780

780

1000

- внебюджетные источники

-

-

-

-

VII. Перечень мероприятий Программы и объемы их финансирования


(В редакции постановления Администрации ЯО от 13.06.2007 N 196)

N п/п

Наименование мероприятия
 (в установленном порядке)

Исполнители
 (в установленном порядке)

Источник
 финансирования

Срок
 исполнения

Сумма финансирования по годам в тыс. руб.
 (в установленном порядке)

2006

2007

1

2

3

4

5

6

7

1.

Разработка дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни" для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, учреждений НПО, СПО и учебно-методических комплексов для её реализации

ДО

областной
 бюджет

2006 г.

525

2.

Экспертиза дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни" для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, учреждений НПО, СПО и учебно-методических комплексов для её реализации

ДО

областной бюджет

2 полугодие 2006 г.

75

3.

Апробация учебно-методических комплексов "За здоровый образ жизни" в образовательных учреждениях области

ДО
 муниципальные образования области
 ОУ

областной
 бюджет

2 полугодие 2006 г.

180

4.

Издание учебно-методи-ческих комплексов "За здоровый образ жизни", приобретение учебных пособий и информационных материалов

ДО

областной
 бюджет

2007 г.

1000

5.

- Исключен : постановление Администрации ЯО от 13.06.2007 N 196

6.

Реализация дополнительной образовательной программы "За здоровый образ жизни" в образовательных учреждениях области

ДО
 муниципальные образования области
 ОУ

2007 г.

ИТОГО по годам

780

1000

ВСЕГО

1780

Используемые сокращения:

ДО - департамент образования Администрации области

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»