АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2005 года N 267
(с изменениями на 27 апреля 2007 года)
_______________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Ярославской области от 27 апреля 2007 года N 144
_______________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы», в целях создания наиболее благоприятных условий сохранения здоровья матери и ребенка
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Здоровый ребенок» на 2006-2007 годы (далее Программа) и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) в течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ, а объекты строительства, предусмотренные Программой, включать в проект адресной инвестиционной программы Ярославской области с учетом возможностей областного бюджета.
3. Департаменту здравоохранения и фармации Администрации области (Барышев СВ.) при разработке проекта областного бюджета на 2006 год и последующие годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г. (пункт 4 в редакции постановления Администрации Ярославской области от 27 апреля 2007 года N 144 - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
А.И. Лисицын
Областная целевая программа «Здоровый ребенок» на 2006-2007 годы
Наименование Программы | областная целевая программа «Здоровый ребёнок» (далее - Программа) |
Основание разработки Программы | постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы» |
Государственный заказчик Программы | Администрация области в лице департамента здравоохранения и фармации Администрации области |
Основной разработчик Программы | департамент здравоохранения и фармации Администрации области |
Основные цели и задачи Программы | - улучшение демографических показателей в области, создание наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья матери и рождения здоровых детей; |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | - показатель материнской смертности |
Сроки и этапы реализации | 2006-2007 годы |
Исполнители Программы | департамент здравоохранения и фармации Администрации области, департамент строительства Ярославской области, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения Ярославской области |
Общая стоимость Программы | 200,102 млн. рублей, их них средства областного бюджета - 200,102 млн.рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - снижение материнской смертности в 1,5 раза; |
Куратор Программы, ответственное лицо для контактов | первый заместитель директора департамента здравоохранения и фармации Администрации области |
(раздел Паспорт Программы в редакции постановления Администрации Ярославской области от 27 апреля 2007 года N 144 - см. предыдущую редакцию)
Численность населения Ярославской области на 01.01.2004 составила 1350896 человек, из них детей в возрасте до 18 лет - 246848 человек. Рождаемость в Ярославской области в течение последних лет остается ниже среднего уровня по Российской Федерации.
В последние годы наблюдаются неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей: рост хронической патологии, смещение ее в ранний возраст, сочетанность патологии, увеличение числа детей с трофологической недостаточностью. За последние 15 лет увеличилось количество случаев бронхиальной астмы, атопического дерматита, психических расстройств, врожденных аномалий, новообразований, заболеваний органов пищеварения и т.д. В целом число детей, состоящих на диспансерном учете, увеличилось более чем в 2 раза.
Ежегодно в области рождается 11-12 тысяч детей, при этом каждый 3-й ребенок до месячного возраста имеет различные отклонения в состоянии здоровья.
В течение последних лет показатель материнской смертности в Ярославской области остаётся выше общероссийского. Требует внимания качество здоровья женщин фертильного возраста, а именно профилактика и лечение анемий, соматических заболеваний, негативно сказывающихся на течении и исходах беременности.
Показатель младенческой смертности последние 2 года перестал иметь тенденцию к снижению. Это говорит о том, что существующие технологии исчерпали свой ресурс. Увеличилась доля врожденных аномалий развития в структуре перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности. Растет заболеваемость новорожденных. Учитывая вышеизложенное, в Ярославской области необходимо создание целостной комплексной службы пренатальной диагностики.
Остаются актуальными проблемы внутрибольничного инфицирования, гемотрансмиссивных инфекций (ВИЧ- инфекция, гепатиты, сифилис и другие). Практически ни один из акушерских стационаров региона, ввиду отсутствия необходимых условий, не удовлетворяет требованиям, позволяющим проводить эффективные профилактические мероприятия в данном направлении. Весьма остро стоит проблема перераспределения потока поступающих в акушерские стационары в случаях планового или экстренного закрытия одного или нескольких из них, что также ухудшает эпидемическую обстановку в учреждениях родовспоможения.
Большинство акушерских стационаров не имеют своей полноценной службы анестезиологии и реанимации, вследствие чего приходится переводить больных в критических состояниях в реанимационные отделения многопрофильных больниц.
Существует также ряд иных проблем: в настоящее время в области отсутствует областная централизованная служба оказания неотложной помощи новорожденному, т.е областной перинатальный центр. Те подразделения, где эта помощь оказывается, расположены на базах муниципальных лечебно-профилактических учреждений г.Ярославля. В то же время остается неудовлетворительной материально-техническая база областного родильного дома. Он расположен в приспособленном здании 1937 года постройки, что не позволяет активно внедрять современные технологии оказания медицинской помощи матери и ребенку, а также не дает возможности создать на его базе структуры, отвечающие современным требованиям.
Медицинская помощь, оказываемая в родовспомогательных учреждениях, требует совершенствования, что связано, главным образом, с недостаточной материально - технической базой отделений, особенно с оснащением современной диагностической и лечебной аппаратурой.
Для решения данных проблем необходимо создание областного перинатального центра и улучшение материально-технической базы службы материнства и детства центральных районных больниц, что обеспечит этапность в оказании помощи и преемственность в работе службы родовспоможения и детства, освоение новых современных технологий.
Остро стоит проблема устройства детей до 3-х лет, оставшихся без попечения родителей. Увеличилось количество детей, рожденных в асоциальных семьях и соответственно оставленных на попечение государства.
Для решения сложившейся проблемы необходимо осуществить строительство двухэтажного здания с переходом к областному специализированному дому ребенка N 1.
Основные цели Программы: улучшение демографических показателей в масштабе области; снижение материнской, перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности, детской инвалидности по отдельным нозологическим группам; повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, улучшение качества жизни детей до 3-х лет, оставшихся без попечения родителей; повышение уровня медицинской помощи оказываемой матери и новорожденному, обеспечение преемственности ее оказания в сложных и критических ситуациях; уменьшение числа новорожденных с пороками развития; внедрение новых технологий в лечении детей с тяжелыми заболеваниями для снижения общей смертности и инвалидности; улучшение здоровья и качества жизни детей.
Данные цели могут быть достигнуты путем решения следующих задач:
- строительства областного перинатального центра, позволяющего в полном объеме оказывать любой вид помощи в службе родовспоможения, выполняющего организационно - методические, лечебно - диагностические, консультативные и организационные функции в масштабе региона;
- приоритетного развития профилактических мероприятий в службе охраны материнства и детства на основе применения высокотехнологичных лечебных и диагностических методик, мониторинга состояния здоровья детей, активной пропаганды здорового образа жизни среди населения;
- внедрения в масштабах области системы мониторинга и создания единого регистра беременных с целью проведения активных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития осложнений беременности и родов;
- создания многоуровневой службы пренатальной диагностики на основе внедрения высокотехнологичных методик, в том числе инвазивных и цитогенетических методов пренатальной диагностики;
- развития неонатальной службы в масштабах региона путем создания областного отделения реанимации и выхаживания новорожденных;
- развития специализированной службы акушерской анестезиологии и реанимации;
- рационального вложения финансовых ресурсов в развитие медицинских технологий, позволяющих получить максимальный эффект при минимальном уровне затрат на их развитие;
- совершенствования материально - технической базы службы охраны здоровья матери и ребенка;
- оптимизации существующих и применения новых организационно - хозяйственных форм деятельности лечебно - профилактических учреждений.
Реализация Программы намечена на 2006 - 2007 годы с дальнейшим её пролонгированием.
Предполагается создание многоуровневой службы пренатальной диагностики на базе областного родильного дома, включая развитие инвазивных и цитогенетических методов, дальнейшее внедрение в масштабах области системы мониторинга и регистра беременных, дооснащение на базе областного родильного дома созданного отделения реанимации новорожденных и акушерской реанимации, проектирование и строительство областного перинатального центра, последовательное внедрение в регионе новых лечебно - диагностических методик при организационно - методической поддержке специалистов областного родильного дома и профильных кафедр Ярославской государственной медицинской академии, дооснащение областного диагностического центра для детей, строительство дополнительных площадей для областного специализированного дома ребенка N1, проведение мониторинга состояния здоровья детей в области.
Клиническая эффективность реализации Программы ожидается в виде снижения количества случаев материнской смертности с исключением предотвратимых причин, снижение количества тяжелых осложнений беременности и родов, снижения перинатальной и, следовательно, младенческой смертности от управляемых причин, снижения заболеваемости новорожденных и числа случаев рождения детей с врожденной и наследственной патологией, снижения детской инвалидности.
Экономический эффект ожидается в виде уменьшения прямых и косвенных финансовых затрат за счет применения современных высокоэффективных диагностических и лечебных технологий; оптимизации использования материально - технических средств, расходных материалов и медикаментов; создания многоэтапной системы оказания помощи в родовспомогательных учреждениях области; реструктуризации коечного фонда учреждений детства и родовспоможения; интенсификации лечебно - диагностического процесса.
Указанная клиническая и экономическая эффективность от реализации Программы обеспечит социальную значимость проводимых мероприятий. Вложение средств в высокие технологии и профилактику обеспечит в дальнейшем их экономию на лечении хронических заболеваний, содержании и обеспечении больных, имеющих инвалидность с детства.
Эффективность реализации Программы оценивается в соответствии с методикой, указанной в приложении 1 к Программе. (абзац дополнен постановлением Администрации Ярославской области от 27 апреля 2007 года N 144)
Программа будет реализована государственным заказчиком через систему планирования, оценки достижений промежуточных и итоговых результатов.
Контроль за реализацией Программы будет осуществлять государственный заказчик в соответствии с действующим порядком, установленным законодательством Российской Федерации и Ярославской области.
VI. Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов | Единица измерения | Потребность | ||
всего | в том числе по годам | |||
2006 | 2007 | |||
Материально-технические ресурсы | - | - | - | |
Трудовые ресурсы | - | - | - | |
Финансовые ресурсы: | млн. руб. | 200,102 | 82,469 | 117,633 |
- областной бюджет | млн. руб. | 200,102 | 82,469 | 117,633 |
- внебюджетные источники | ||||
- бюджеты муниципальных образований области | - | - | - | |
Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие в зависимости от особенностей программы) | - | - | - |
(раздел VI в редакции постановления Администрации Ярославской области от 27 апреля 2007 года N 144 - см. предыдущую редакцию)