АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2005 года N 243
(с изменениями на 9 марта 2007 года)
_______________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Ярославской области от 9 марта 2007 года N 78
_______________________________________________
В целях дальнейшего укрепления материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания, совершенствования и всестороннего развития социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Развитие системы стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области» на 2006 - 2007 годы (далее Программа). Определить программные мероприятия как приоритетные в сфере социальной защиты населения области и считать Программу составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) в течение периода действия Программы включать её в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ, а объекты строительства и (или) реконструкции, содержащиеся в ней, включать в проект адресной инвестиционной программы Ярославской области с учётом возможностей областного бюджета.
3. Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области (Скворцов Г.А.) в течение периода действия Программы производить её финансирование в пределах средств, выделенных департаменту в областном бюджете на соответствующий год. (пункт 3 в редакции постановления Администрации Ярославской области от 9 марта 2007 года N 78 - см. предыдущую редакцию)
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г. (пункт 4 в редакции постановления Администрации Ярославской области от 9 марта 2007 года N 78 - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
А.И. Лисицын
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие системы стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области» на 2006 - 2007 годы
Наименование Программы | - областная целевая программа «Развитие системы стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области» на 2006 - 2007 годы (далее - Программа) |
Основание разработки | - Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; |
Государственный заказчик - | - департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области |
Основные разработчики | - департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области; |
Цели и задачи Программы | - обеспечение государственных гарантий соблюдения конституционных прав и законных интересов пожилых граждан, инвалидов и детей-инвалидов; |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | - количество автотранспорта, приобретаемого для нужд стационарных учреждений социального обслуживания (ед.); |
Сроки | - 2006 - 2007 годы |
Перечень разделов Программы | I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами |
Исполнители Программы | - департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области; |
Общая стоимость Программы | - 69 864,6 тыс. руб. - всего, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - создание достойных условий проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания; |
Ответственные лица | - Глебов А.Н.- заместитель директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области, телефон 32-48-95; |
Куратор Программы | - Скворцов Г.А.- директор департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области». |
(раздел Паспорт Программы в редакции постановления Администрации Ярославской области от 9 марта 2007 года N 78 - см. предыдущую редакцию)
Современная демографическая ситуация в России характеризуется устойчивой тенденцией динамичного увеличения доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения.
Анализ демографической ситуации, статистических и иных данных о положении пожилых людей в Российской Федерации в целом и в Ярославской области в частности свидетельствует о наличии многих индивидуальных и групповых проблем данной категории граждан. Кроме того, многообразие и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения области, носят долгосрочный характер и в текущем и последующих десятилетиях будут нарастать.
Необходимость разработки Программы обусловлена принятием мер, направленных на обеспечение полной социальной защиты определенной части населения. Это вызвано, во-первых, рождением людей с неполноценной психикой или аномалиями, дефектами развития. Другими причинами являются заболевания, травмы, приводящие к инвалидности, инакурабельные случаи патологии. Кроме того, постоянно увеличивается прослойка людей старших возрастов, нуждающихся в полном обслуживании. Принятие принципиальных решений, необходимых для реформирования системы стационарной социальной помощи, несомненно продиктованы реалиями сегодняшнего времени. Это подтверждают результаты аналитической работы, проведённой специалистами департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области.
Новое федеральное законодательство требует продолжение работ, направленных на развитие социального обслуживания населения области в части оказания стационарной социальной помощи и поддержки. Принятие Программы будет способствовать дальнейшему совершенствованию функционирования государственных стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области.
Выполнение мероприятий предыдущей программы, охватывающей 2002 - 2005 годы, позволило в значительной степени улучшить качество оказания стационарной социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам. Общая спальная площадь в домах-интернатах области увеличена на 1000 мІ. Введены в эксплуатацию новые спальные корпуса в Григорьевском психоневрологическом интернате и Рыбинском доме-интернате общего типа. В городе Тутаеве открыт дом-интернат для ветеранов войны и труда на 151 место. В Григорьевском психоневрологическом интернате сданы в эксплуатацию столовая на 100 посадочных мест и утеплённый переход, который соединил новый корпус и столовую. Введены в действие новые нормативы штатной численности работников стационарных учреждений. Продолжено лицензирование отдельных видов медицинской деятельности. Учреждения пополнились современным технологическим и реабилитационным оборудованием, автотранспортом. Внедрены новые прогрессивные социальные технологии в области геронтологии и гериатрии.
С наступлением преклонного возраста значительно ухудшается состояние здоровья. Пожилые люди больше, чем остальные возрастные группы, нуждаются в лечебно-профилактической и социальной помощи. Прогрессивно уменьшается количество долгожителей (лица старше 90 лет).
Пристального внимания к себе требуют лица, освободившиеся из мест лишения свободы, без определенного места жительства, а особенно те из них, кто достиг пенсионного возраста или стал инвалидом. Данная категория, лишённая жилья и постоянного дохода, пополняет наиболее бедные слои населения области и оказывается носителем повышенной криминогенной опасности для окружающих.
Таким образом, анализ демографической ситуации в области и характеристики положения лиц пожилого возраста свидетельствует о наличии таких важных проблем, как неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность и одиночество, нуждаемость в постоянном постороннем уходе.
В области в последние годы отмечается устойчивая тенденция роста числа инвалидов как по общему заболеванию, так и инвалидов с детства. Сегодня на учёте в органах социальной защиты населения состоит 129 тысяч инвалидов. Данная категория лиц за последние 3 года возросла более чем на 7,8% и составляет почти 9,6% от всего населения области.
Увеличение доли инвалидов в структуре населения области порождает ряд вопросов, связанных с организацией их медицинской, социальной, трудовой и профессиональной реабилитации. Остается мало изученной проблема медицинской реабилитации данной категории населения. Организационно-методическое обеспечение социальных аспектов реабилитации в стационарных учреждениях не систематизировано. Механизм социальной защиты населения строится в основном на принципах адресной финансовой поддержки. Индивидуальные программы реабилитации порой трудновыполнимы.
Эти проблемы не позволяют в полной мере осуществлять право инвалида на гарантированную реабилитацию.
Актуальными на сегодня остаются и проблемы реабилитации детей-инвалидов. Реабилитация умственно отсталых детей должна включать коррекционно-восстановительную терапию, выявление и развитие скрытых задатков и способностей, трудовое и профессиональное обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Хорошего результата можно достичь, объединив усилия медицинских работников, воспитателей, педагогов, социальных и других работников.
Значительное увеличение в последние годы численности населения пожилого и старческого возраста, инвалидов, детей-инвалидов, ухудшение его физического и психологического здоровья, снижение физических возможностей и способности к самообслуживанию, рост потребностей в самых разнообразных формах опеки определили актуальность принятия принципиальных решений и целенаправленной деятельности со стороны органов государственной власти в интересах этой категории граждан. В Ярославской области уже действует ряд законодательных и нормативных правовых актов, принятых в целях обеспечения социальных гарантий престарелым гражданам и инвалидам, однако проблемы, связанные с деятельностью стационарных учреждений социального обслуживания, где осуществляются государственные мероприятия по защите наиболее уязвимой части населения, по-прежнему остаются.
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормативная правовая база, регламентирующая деятельность домов-интернатов, требует переработки на региональном уровне. Нормативы питания, обеспечения мягким инвентарём, штатной численности работников требуют стабильной финансовой поддержки из областного бюджета в полном объёме.
Департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области разработан проект закона «О социальном обслуживании населения Ярославской области», а в последующем будет подготовлен ряд подзаконных актов, которые изменят нормативную правовую базу оказания стационарной социальной помощи в нашем регионе.
Необходимо определить порядок установления государственных стандартов социального обслуживания, разработать порядок заключения, изменения и расторжения договоров на стационарное обслуживание и оказание социальных услуг, рационализировать механизм взимания платы за представленное обслуживание.
Существующие проблемы можно решить путём совершенствования нормативной правовой базы социального обслуживания.
Сегодня в Ярославской области действуют 18 стационарных социальных учреждений с общим числом коек 4000, материально-техническая база которых требует дальнейшего развития и совершенствования. В ряде стационарных учреждений по-прежнему отмечается недостаточная площадь жилых помещений. Сегодня пожилым людям и инвалидам требуются жилые помещения хорошего качества, имеющие необходимые удобства. Для этого жилую площадь на 1 человека следует довести до санитарных норм (не менее 7 кв. м. на 1 человека).
Для решения перечисленных проблем необходимо дальнейшее расширение коечной сети стационарных учреждений социального обслуживания на период 2006-2007 гг., в том числе за счёт:
- строительства новых домов-интернатов по современным проектам;
- реконструкции и капитального ремонта действующих площадей;
- развития надомного специализированного социального обслуживания;
- развития негосударственной части системы социального обслуживания.
В целях достижения качественных параметров жизнедеятельности и максимального приближения социального обслуживания пожилых лиц и инвалидов к принятым национальным стандартам необходимо определить принципы защиты этой категории нуждающихся. Защита лиц преклонного возраста и инвалидов включает в себя ряд мероприятий:
- реконструкция жилых помещений с созданием современных комфортных условий проживания;
- использование новых технологий в проведении работ по текущим и капитальным ремонтам зданий и сооружений;
- комплексное укрепление материально-технической базы стационарных учреждений;
- дальнейшая специализация отделений стационарных учреждений с созданием адекватных условий для длительного ухода;
- оптимизация физической среды для реализации невостребованных возможностей лиц с нарушенными функциональными способностями (инвалиды всех возрастных групп); концентрация реабилитационных мероприятий в единых профильных центрах;
- совершенствование развития лечебно-трудовых и лечебно-производственных мастерских в целях предупреждения психической и социальной деградации пожилых лиц и инвалидов; укрепление подсобных сельских хозяйств и создание минипроизводств по переработке сельхозпродукции;
- качественное изменение в подходах к обслуживанию престарелых граждан и лиц с функциональными нарушениями;
- развитие инновационно-экспериментальных учреждений социального обслуживания для апробации и внедрения социальных преобразований.
Указанные мероприятия предусматривают качественно новый подход к оказанию помощи лицам, проживающим в государственных стационарных учреждениях - домах-интернатах. Кроме того, они обеспечивают проведение организационных изменений на ближайшую перспективу (2006-2007 годы), которые в большей степени откликаются на требования защиты наиболее уязвимой части населения области и ориентированы на уважение свободы, достоинства и ценности человеческой личности. (раздел I в редакции постановления Администрации Ярославской области от 9 марта 2007 года N 78 - см. предыдущую редакцию)
Основными целями и задачами данной Программы являются: обеспечение государственных гарантий соблюдения конституционных прав и законных интересов пожилых граждан, инвалидов и детей-инвалидов; предоставление наиболее социально уязвимой части населения Ярославской области гарантированной и стабильной социальной защиты, создание и поддержание условий для полноценной жизни в старости, развитие системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов; улучшение качества жизни лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности; интенсификация научных исследований в области геронтологии, гериатрии и реабилитации инвалидов; развитие и поддержка учреждений системы социальной защиты населения; внедрение новых технологий в работе по социальному обслуживанию, направленных на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей и инвалидов; создание новых рабочих мест в рамках расширения сферы услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Программа рассчитана на период с 2006 по 2007 годы. Поэтапно будут выполняться следующие мероприятия:
- реформирование нормативной правовой базы оказания стационарной помощи;
- расширение коечной сети стационарных учреждений;
- дальнейшее улучшение условий проживания престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания;
- дальнейшее укрепление и комплексное развитие материально-технической базы стационарных учреждений;
- внедрение новых, прогрессивных форм и методов стационарного социального обслуживания;
- мероприятия по повышению квалификации кадров.