АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2005 года N 238

Об областной целевой программе содействия развитию малого предпринимательства Ярославской области на 2006-2007 годы

(В редакции постановления Администрации ЯО от 11.04.2006 N 107
постановления Администрации ЯО от 01.06.2006 N 142
постановления Администрации ЯО от 26.09.2006 N 253
постановления Администрации ЯО от 14.02.2007 N 47
постановления Администрации ЯО от 10.05.2007 N 156
постановления Администрации ЯО от 29.08.2007 N 249 ru76000200700671)

В соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 годы

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу содействия развитию малого предпринимательства Ярославской области на 2006-2007 годы (далее Программа) и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.

2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) ежегодно в течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учетом возможностей областного бюджета.

3. Департаменту развития предпринимательской деятельности Администрации области (Даниленко Р.А.) при разработке областного бюджета на 2006 год в установленном порядке принять меры по обеспечению финансирования мероприятий Программы.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Данилова В.Ю. (пункт в редакции постановления Администрации ЯО от 10.05.2007 N 156).

Губернатор области А.И. Лисицын

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Администрации области

от 28.09.2005 N 238

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2007 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


(В редакции постановления Администрации ЯО от 14.02.2007 N 47

постановления Администрации ЯО от 10.05.2007 N 156

постановления Администрации ЯО от 29.08.2007 N 249 ru76000200700671)

Наименование Программы

- областная целевая программа содействия развитию малого предпринимательства Ярославской области на 2006-2007 годы (далее Программа)

Основание разработки Программы

- Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" ;

 - Закон Ярославской области от 12 октября 2001 г. N 49-з "О государственной поддержке малого предпринимательства в Ярославской области"

Государственный заказчик Программы

- Администрация области в лице департамента развития предпринимательской деятельности

Основные разработчики Программы

- департамент развития предпринимательской деятельности Администрации области;

 Координационный совет по малому предпринимательству при Губернаторе области

Цели и задачи Программы

- увеличение численности занятых в малом предпринимательстве;

 - повышение эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства;

 - устранение административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого предпринимательства;

 - совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;

 - обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам;

 - развитие информационного обеспечения пр едпринимательской деятельности;

 - подготовка высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства;

 - формирование благоприятного общественного мнения и популяризация идей предпринимательства

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- численность занятых в малом предпринимательстве области;

 - оборот организации по малым предприятиям

Сроки реализации Программы

2006-2007 годы

Перечень разделов Программы

I. Описание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
 II. Основные цели и задачи Программы
 III. Система программных мероприятий
 IV. Ресурсное обеспечение Программы на 2006-2007 годы
 V. Порядок контроля за ходом реализации Программы
 VI. Социально-экономический эффект Программы
 VII. Мероприятия по реализации Программы

Исполнители мероприятий Программы
 (в установленном порядке)

- структурные подразделения Администрации области;

 - органы исполнительной власти Ярославской области;

 - организации, образовательные учреждения, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, структуры поддержки малого предпринимательства

Общая стоимость Программы
 (в установленном порядке)

- 99700 тыс. руб. за счет средств областного бюджета, в том числе по годам:
 2006 - 44700 тыс. руб.,
 2007 - 55000 тыс. руб.
 Допускается перераспределение средств по мероприятиям Программы с учетом тенденции поступления средств в областной бюджет

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

скоординированные решения и практические действия по реализации Программы в 2006 и 2007 годах должны привести к увеличению:
 - численности занятых в малом предпринимательстве на 4%;

 - оборота организации по малым предприятиям - на 25%;

 - объема налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области - на 30%

Ответственные лица для контактов, куратор Программы

- куратор от Администрации области - заместитель Губернатора области Данилов В.Ю.
 - ответственные лица:
 директор департамента развития предпринимательской деятельности Администрации области
 Даниленко Р.А., тел. 72-52-13;

 первый заместитель директора департамента развития предпринимательской деятельности Администрации области
 Рябухин А.В., тел. 72-52-10

I. Описание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Основополагающим конституционным принципом в сфере экономики является принцип свободы экономической деятельности. Свободное предпринимательство как творческое проявление экономической инициативы граждан является залогом политической стабильности, осуществления подлинной демократии, ориентирующейся на коренные человеческие интересы.

Малое предпринимательство играет важную роль в экономике области, вовлекая свободные трудовые ресурсы в различные виды предпринимательской деятельности и создавая тем самым условия для дальнейшего развития экономики, повышения уровня и качества жизни.

Эффективность работы и использование потенциала малого предпринимательства зависят от успешного формирования условий деятельности субъектов малого предпринимательства, их участия в структурной перестройке и модернизации экономики области. Его функционирование и развитие невозможно без государственной поддержки и прежде всего без поддержки органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Совместные усилия Администрации области, общественных объединений предпринимателей, открытый диалог бизнеса и власти способствовали улучшению предпринимательского климата в регионе. В последние годы в Ярославской области отмечается поступательное увеличение числа субъектов малого предпринимательства, от 60 тысяч в 1998 году до 80 тысяч в 2004 году, причем положительная динамика обусловлена ростом как числа индивидуальных предпринимателей, так и малых предприятий. Число малых предприятий в сравнении с предыдущими годами увеличилось соответственно в 2003 г. на 6,7%, в 2004 г. - на 11,9%.

Однако в Ярославской области, как и в целом в Российской Федерации доминирующей отраслью, в которой функционирует около 44% малых предприятий, является торговля и общественное питание; на строительство, промышленность, науку и научное обслуживание приходится соответственно 17%, 14%, 2%. Эффективность функционирования малых предприятий, а также основные показатели их финансового состояния не высоки. Почти 40% предприятий убыточны, рентабельность продукции и активов снизилась до 3%.

Уровень развития малого предпринимательства в регионе можно оценить общепринятыми в экономически развитых странах показателями:

на 1000 жителей приходится около 50 субъектов малого предпринимательства, в т.ч. 7 малых предприятий;

в сфере малого предпринимательства занято 28% от общего числа занятых в экономике области;

на долю малого предпринимательства приходится около 20% произведенных в области товаров и услуг.

В экономически развитых странах в малом и среднем бизнесе занято от 46% до 70%, доля в валовом внутреннем продукте составляет более 50%. Эти цифры являются ориентиром при построении региональной политики развития малого предпринимательства и определении мер его государственной поддержки. Закономерно, что чем больше эффективно работающих на рынке конкурентоспособных субъектов малого предпринимательства, тем больше вклад этого сектора в валовой внутренний продукт и выше темпы экономического роста.

Для достижения европейского уровня развития малого предпринимательства необходимо устранить многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при организации и осуществлении своей деятельности.

Одна из главных проблем в развитии малого предпринимательства - налоговый пресс. Преобразования налоговой системы, направленные на снижение налогового бремени на производителей товаров и услуг, справедливое распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, дальнейшее упрощение процедур налогообложения и предоставления отчетности, создание стимулов и мотиваций у субъектов малого предпринимательства для добросовестного исполнения своих налоговых обязанностей должны оказать позитивное воздействие на предпринимательскую активность.

Вторая проблема - доступ бизнеса к финансово-кредитным ресурсам. Налоговая и макроэкономическая ситуация в России не способствовала соединению этих двух факторов - бизнеса и финансов, а без этого развитие предпринимательства невозможно. Решение проблемы возможно путем разработки действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства.

Третья проблема - преодоление административных барьеров, которые появляются при оформлении земельных участков и предоставлении земли в аренду; согласовании проектно-сметной документации и получении разрешения на строительство; оформлении экспорта и импорта; лицензировании деятельности и сертификации продукции; регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; проведении проверок налоговыми и другими органами, осуществляющими функции контроля и надзора. Для ее решения необходимо совершенствовать нормативно-правовое обеспечение предпринимательской деятельности.

Немаловажными проблемами являются неразвитость системы информационной поддержки субъектов малого предпринимательства, кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.

Не преуменьшая сложности проблем, и на региональном уровне можно воздействовать на ситуацию и способствовать более интенсивному и качественному развитию малого предпринимательства, увеличению его составляющей в валовом региональном продукте и вклада в общий рост экономики области.

Настоящая Программа исходит из того, что приоритетное развитие малого предпринимательства не самоцель, а основное условие экономического и социального развития области. Стратегия, цели и задачи Программы находятся в тесной увязке со вторым этапом стратегии социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 "От выживания к благополучию".

II. Основные цели и задачи Программы


Основной целью Программы является увеличение численности занятых в малом предпринимательстве, повышение эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства и увеличение его вклада в экономику области через формирование благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;

- устранение административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого предпринимательства;

- обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам;

- привлечение инвестиций в инновационную деятельность;

- развитие информационного обеспечения предпринимательской деятельности;

- подготовка высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства;

- повышение роли объединений предпринимателей в процессе регулирования предпринимательской деятельности, принятия решений органами власти по вопросам, затрагивающим интересы малого предпринимательства;

- формирование благоприятного общественного мнения и популяризация идей предпринимательства.

III. Система программных мероприятий


Система программных мероприятий организована по 5 направлениям:

1. Организационная и правовая поддержка субъектов малого предпринимательства

Действующая в настоящее время нормативно-правовая база регулирования и государственной поддержки предпринимательства уже не обеспечивает правового решения проблем, стоящих на пути развития предпринимательства. Многие законодательные и нормативные акты не имеют четкого и продуманного механизма реализации. Для устранения противоречивости, излишней декларативности законов, обеспечения их назначения стимулировать малое предпринимательство, повышения социальной защищенности субъектов хозяйственной деятельности будут осуществлены мероприятия по совершенствованию нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности, включающие в себя подготовку предложений по внесению изменений в действующие законы разного уровня. К этой работе через Координационный совет по малому предпринимательству при Губернаторе области и общественные объединения предпринимателей будут привлекаться субъекты малого предпринимательства, которые являются непосредственными участниками хозяйственной деятельности в реальном правовом поле.

Труднопреодолимые барьеры возникают при выполнении предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных подзаконными актами. Для ограничения вмешательства чиновников и контролирующих органов в деятельность субъектов малого предпринимательства, упрощения прохождения различных административных процедур будет продолжена положительно зарекомендовавшая себя практика проведения двусторонних деловых встреч представителей предпринимательского сообщества и организаций, осуществляющих функции контроля и надзора, тематических "круглых столов", работа "горячей линии" телефона доверия Губернатора области для предпринимателей.

Для своевременной корректировки региональной политики содействия развитию предпринимательства необходимо обладать соответствующей информацией о данном секторе экономики. В этой связи будут проводиться исследования общих проблем малого бизнеса, отслеживание состояния дел в малом предпринимательстве, динамики его развития, подготовка соответствующих аналитических материалов, ежегодное определение рейтинга развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях области.

2. Финансово-кредитная и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства

Потенциал развития малого предпринимательства в значительной степени зависит от доступности и эффективности использования финансовых средств. Для открытия собственного дела, пополнения оборотных средств, приобретения нового оборудования и технологий большая часть субъектов малого предпринимательства испытывает острую потребность в финансах. Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры, но на рынке малого предпринимательства банковский капитал задействован слабо. Для ориентации финансово-кредитной системы на потребности малого предпринимательства, облегчения доступа субъектов малого предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам, обеспечения их инвестиционной активности с банками, расположенными на территории области, будет проводиться работа по разработке и внедрению специальных программ кредитования малого предпринимательства с учетом потребностей как в микрофинансах, так и в долгосрочных кредитах.

Для привлечения финансовых средств посредством применения лизинга будут проведены исследования по определению возможностей и степени обеспечения потребностей субъектов малого предпринимательства в данном финансовом инструменте.

В рамках финансовой поддержки предполагается применение косвенных мер поддержки посредством использования налоговых льгот, налоговых кредитов, субсидирования процентной ставки по банковским кредитам. Применение косвенных мер поддержки позволит оказать финансовую поддержку большему числу субъектов малого предпринимательства.

Для субъектов малого предпринимательства, не имеющих залогового обеспечения и не подпадающих под условия действия субсидирования процентных ставок по банковским кредитам, необходимо разработать эффективную систему микрокредитования с использованием государственно-правовых гарантий.

Для оказания имущественной поддержки будет продолжена работа по эффективному использованию государственного имущества, актуализироваться база данных об объектах государственной собственности, предлагаемых для сдачи в аренду или подлежащих продаже.

Значительным потенциалом для предоставления поддержки новым субъектам малого предпринимательства в период их образования и исключительно важный период становления обладают бизнес-инкубаторы. Будет проведена работа по созданию бизнес-инкубаторов для привлечения в бизнес новых хозяйствующих субъектов.

3. Совершенствование кадрового и информационно-консультационного обеспечения субъектов малого предпринимательства

Сдерживающим фактором в развитии малого предпринимательства является несоответствие профессионального уровня кадрового потенциала требованиям современного рынка. Большинство субъектов малого предпринимательства, в т.ч. и руководителей малых предприятий, действуют на рынке, не имея специальных знаний, не пройдя даже краткосрочного обучения на курсах и семинарах.

Содействие в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации субъектов малого предпринимательства является одной из насущных мер поддержки малого предпринимательства. В данном направлении, помимо обучения общим вопросам ведения бизнеса, маркетинга, менеджмента, будет уделено внимание вопросам организации охраны труда и техники безопасности на предприятиях и организациях малого бизнеса, системам экологического менеджмента, обращению с опасными отходами, вопросам ведения бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства, применения новых технологий в строительстве.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»