ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2001 года N 290
(с изменениями на 25 октября 2005 года)
_______________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Губернатора Ярославской области от 25 октября 2005 года N 700
_______________________________________________
В соответствии с приоритетами основных направлений социально-экономической политики Ярославской области на 2000-2003 годы
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную программу "Молодежь" (2001-2003 г.г. и перспективы до 2005 г.) в рамках программы социально-экономического развития Ярославской области на 2000-2003 г.г. "От выживания к благополучию".
2. Департаменту финансов Администрации области (Федоров А.П.) осуществлять в установленном порядке выделение средств на финансирование в 2001 году мероприятий программы в пределах расходов, предусмотренных Законом Ярославской области от 03.01.2001 N 1-з "Об областном бюджете на 2001 год" по разделу "Молодежная политика".
3. Департаменту по делам молодежи Администрации области (Андреева Л.М.) ежегодно предоставлять отчет о ходе реализации программы Администрации области.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований области:
- рассмотреть проблемы реализации молодежной политики в муниципальных образованиях области;
- разработать муниципальные программы молодежной политики и обеспечить их выполнение в период 2001-2003 годов.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Скороходову И.И.
6. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
А.И.Лисицын
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Губернатора Ярославской
области
от 07.05.2001 N 290
(в редакции
постановления Губернатора
Ярославской области
от 25 октября 2005 года N 700)
ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
"Молодежь" (2001-2003 г.г. и перспективы до 2005 года)
Название Программы: | - социальная государственная программа Ярославской области "Молодежь" (2001-2003 г.г. и перспективы до 2005 года) (далее Программа) |
Основание для разработки: | - постановление Администрации Ярославской области от 24.05.2000 N 31-а "О ходе выполнения областной программы "Молодежь.1996-2000 г.г.", постановление Губернатора Ярославской области от 24.05.2000 N 359 "Об Основных направлениях социально-экономической политики Ярославской области на 2000-2003 годы", Закон Ярославской области от 02.12.97 г. N 30-з "О молодежной политике в Ярославской области" |
Государственный заказчик: | - Администрация Ярославской области |
Разработчики Программы: | - департамент по делам молодежи Администрации Ярославской области, |
Цель Программы: | - формирование, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан в условиях демократических преобразований современного российского общества, создания рыночной экономики и правового государства |
Сроки и этапы Программы: | - 2001-2003 годы - реализация программной части; |
Перечень разделов, подпрограмм: | Раздел I. Реализация социальной государственной программы Ярославской области "Молодежь" в 2001-2003 г.г. |
Исполнители подпрограмм: | - (в установленном порядке) департамент по делам молодежи Администрации Ярославской области; органы по делам молодежи администраций муниципальных образований, социальные учреждения молодежи, детские и молодежные общественные объединения Ярославской области |
Общая стоимость Программы: | - (в установленном порядке) 29,786 млн. руб. за счет средств областного бюджета с привлечением средств федеральной программы "Молодежь России", внебюджетных источников и бюджетов муниципальных образований области |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: | - снижение уровня безнадзорности среди детей и подростков; |
Ответственные лица для контактов, кураторы Программы: | - Андреева Лариса Михайловна - директор департамента по делам молодежи Администрации Ярославской области. Тел.: 72-83-00 |
Принятие мер экономического, правового, организационного, информационного, научного и иного характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни молодежи области, определяется особенностями социально-экономической ситуации, сложившейся в Ярославской области, а также необходимостью ее изменения в ближайшей перспективе (2001-2003 годы) в направлении повышения социального благополучия. В обеспечении этих изменений роль планомерной молодежной политики, проводимой органами государственной власти в отношении молодых граждан от 14 до 30 лет, молодых семей и молодежных общественных объединений области, является очень важной и не может быть заменена выполнением отдельных мероприятий и проектов.
На сегодняшний день в структуре населения Ярославской области молодежь составляет около 338 тысяч человек (20,6% населения). При этом 73,5% молодых людей проживают в городах области и лишь 26,5% в условиях сельской местности.
Анализ показателей смертности и рождаемости, естественного прироста населения, соотношения браков и разводов показывает, что демографическая ситуация в области не только остается неблагоприятной, но и имеет тенденцию к ухудшению: население "стареет" и сокращается, рождаемость "падает", молодые семьи крайне неустойчивы и около 50% их распадается. Имеют место значительные диспропорции по половозрастным признакам. К 30-летнему возрасту смертность среди мужчин более чем в два раза превосходит аналогичный показатель среди женщин. В структуре причин смерти молодых ярославцев высокий удельный вес составляют несчастные случаи, отравления и травмы. Возросло также число убийств и самоубийств молодых граждан.
Ухудшение состояния здоровья значительной части молодых ярославцев стало с тревогой отмечаться ими самими. Это обостренное внимание к вопросам своего здоровья представляет собой новое явление для российской действительности. В исследованиях, проводившихся в 1998-1999 гг., около 40% опрошенных были серьезно обеспокоены состоянием своего здоровья, а среди 23-25-летних - почти каждый второй. Лишь около 30% молодых людей определяют свое здоровье как "хорошее".
В структуре заболеваемости молодежи наблюдается рост туберкулеза, наркомании, токсикомании, венерических заболеваний, которые принято связывать с показателями социального неблагополучия.
Вместе с тем культура здорового образа жизни пока еще не получила широкого распространения среди ярославской молодежи. По данным опросов, практически никогда не занимаются физическими упражнениями почти 50% 25-29-летних жителей области. При этом указываются различные причины (отсутствие дворовых спортплощадок, большая загруженность на работе или в семье, отсутствие единомышленников или снаряжения и т.д.), указывающие на слабость существующей системы физического воспитания и оздоровления молодежи.
В сфере образования молодежи период 1998-1999 гг. характеризовался противоречивыми тенденциями. В конце десятилетия вновь приобрела особое значение ценность образования и жизненный успех. Вместе с тем стремление молодежи к образованию наталкивается на барьеры социального порядка: качественные формы высшего образования стали менее доступны для широких слоев молодежи. Значительно обострилась проблема востребованности работодателями определенного уровня образовательной подготовки молодых людей. Диспропорции, сложившиеся между потребностями рынка труда и структурой специальностей, по которым ведется подготовка, дисбаланс в оплате труда специалистов, другие обстоятельства как экономического, так и морального порядка создают преграды для реализации образовательного потенциала молодежи. Зачастую, молодежь, получившая профессиональное образование, остается не востребованной на рынке труда. Согласно проведенным исследованиям, лишь треть выпускников вузов намерены работать по полученной специальности.
Имевшиеся до финансового кризиса августа 1998 года некоторые положительные сдвиги в трудоустройстве молодых ярославцев и снижении уровня молодежной безработицы достаточно быстро сменились изменением ее структуры в сторону увеличения доли безработных выпускников вузов и сузов. Молодым женщинам, по-прежнему, труднее устроиться на работу, чем мужчинам. Самостоятельная жизнь для большой части молодых людей начинается с долгих поисков работы.
Финансовым кризисом нанесен существенный удар по формированию среднего класса, что задело жизненные интересы определенной части молодежи и во много раз уменьшило намерение молодых ярославцев заниматься предпринимательством. Стремление к созданию своего фермерского хозяйства среди молодежи, согласно опросам, выглядит крайне незначительным. В целом предпринимательский потенциал молодого населения ослаблен отсутствием необходимых знаний, нормативных "правил игры" и государственной поддержки предпринимательства.
В течение последних лет произошли важные подвижки в общественном сознании молодежи. При том, что в молодежной среде выше уровень социального оптимизма и больше готовность к жизни и работе в новых условиях, рост недовольства качеством жизни стал ощутимее, чем в предыдущие годы. Активизировались установки на обеспечение социальных гарантий, работу на государственных предприятиях и в учреждениях, стремление иметь гарантированную зарплату. Ценностные ориентации молодежи претерпевают изменения в течение всего десятилетия, что является результатом кризиса ценностей в обществе.
Новым явлением стало существенное сближение позиций молодежи и старших поколений в оценке "советского прошлого". В сложной общественной ситуации молодежь оценивает "порядок" намного выше, чем "демократию". Все большее распространение получает уверенность молодых россиян в том, что можно полагаться только на свои собственные силы.
Отмечается рост социальной дезадаптации в молодежной среде. Данные показывают увеличение количества правонарушений и антиобщественных поступков среди подростков и молодежи. Острой остается ситуация, связанная с правонарушениями на почве пьянства и наркомании. В целом криминализация молодежной среды имеет тенденцию к росту. Слабое правовое обеспечение прав человека и гражданина в стране, частые нарушения закона в правоприменительной практике предопределяют широкое развитие девиантных форм поведения среди молодежи. В связи с этим проблема профилактики социальной дезадаптации молодежи становится все более актуальной.
Обозначенные выше проблемы свидетельствуют об обострении демографической ситуации, ухудшении состояния здоровья молодежи, продолжении процесса криминализации молодой среды, роста уровня наркозависимости среди молодежи, ухудшении ситуации на рынке труда и особенно при трудоустройстве на первое место работы, снижение образовательного и профессионально - квалификационного уровня молодежи, а также возможностей его повышения. Эти особенности состояния молодежной среды ограничивают возможности молодых ярославцев уже на старте вхождения во взрослую жизнь, которая все больше включает в себя элементы конкурентной борьбы за социальный статус.
В данных условиях особенно важно активизировать в период 2001-2003 гг. молодежную политику и социальную поддержку молодых граждан. При этом необходимо иметь ввиду, что защита интересов и поддержка молодежи по большей части лежит не в сфере традиционных форм социального обеспечения (различные компенсации и пособия), а в организации предоставления услуг, восполняющих недостаток жизненного опыта у молодежи.
Другим аргументом в пользу своевременности и необходимости принятия Программы может служить отмеченный в социологических исследованиях факт резкого качественного улучшения деловых и волевых характеристик молодежи. Новые возможности выбора, ставка на собственные силы в достижении жизненного успеха, отсутствие гарантий благополучия требуют более раннего самоопределения и высокого напряжения сил. В молодежной среде усиливаются такие качества, как самостоятельность, ответственность за судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптация к жизненным переменам и т.д. Растет и общественная активность молодежи, количество молодых людей, желающих активно участвовать в работе общественных объединений.
Этот потенциал молодежи, возникающий в переходные периоды развития общества, может иметь как конструктивную, так и деструктивную направленность. Бесспорно только то, что эта энергия в любом случае найдет себе выход. Поэтому чрезвычайно важно уже сейчас создать систему специальных форм поддержки социально-значимых инициатив молодежи и укрепить новые духовные ценности "созидания, творчества и общественного служения" в молодежной среде.
Программа разработана с учетом опыта реализации государственной молодежной политики в Ярославской области и выполнения аналогичных программ в предыдущие годы. Ее преемственный характер обеспечивает закрепление и развитие тех позитивных результатов в сфере молодежной политики, которых удалось достичь к 2000 году областным органам исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи муниципальных образований. К их числу относятся вопросы поддержки деятельности и развития сети социальных учреждений для молодежи, укрепления молодой семьи, содействия деятельности молодежных общественных объединений, организации трудовой занятости молодежи, сохранения организационных основ и механизмов конкурсной реализации молодежной политики, целевой поддержки адресных площадок лучшего опыта реализации молодежных проектов, подготовки специалистов по работе с молодежью и некоторые другие.
Цель Программы - формирование, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан в условиях демократических преобразований современного российского общества, создания рыночной экономики и правового государства.
Идеология Программы базируется на следующих принципах:
- социальное инвестирование;
- инновационное развитие;
- инициатива и самореализация.
В этой связи предусматривается решение следующих основных задач:
- оздоровление демографической ситуации в области, укрепление института молодой семьи;
- улучшение здоровья молодых ярославцев, снижение смертности, развитие системы отдыха и оздоровления;
- поддержка всех форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей, подростков и молодежи;
- профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма; формирование здорового образа жизни в молодежной среде; развитие системы социальных служб для молодежи и подростково-молодежных клубов;
- создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи; стимулирование инновационной деятельности молодых ярославцев;
- создание условий для развития эстетического, художественного и интеллектуального творчества детей и молодежи;
- развитие массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов; поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;
- подготовка молодых людей к службе в армии; воспитание гражданско-патриотического отношения к Родине;
- содействие получению качественного профессионального образования, благоприятному началу трудовой деятельности, решению вопросов занятости и профориентации молодежи;
- социально-экономическая поддержка создания семьи; содействие решению первичных жилищных проблем;
- решение проблем мотивации труда и привитие новых ценностных ориентиров; адаптация к современным условиям рыночной экономики, в т.ч. вовлечение в цивилизованное предпринимательство;
- формирование у молодежи активной жизненной позиции; повышение электоральной культуры, готовности к участию в общественно-политической жизни, государственной деятельности и управлении; создании условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в различных сферах общественной жизни и государственной деятельности.
1. Патриотическое воспитание молодежи:
- поддержка деятельности военно-патриотических, краеведческих, поисковых, оборонно-спортивных клубов и объединений молодежи;
- развитие системы связей молодежи области с ветеранскими объединениями;
- подготовка молодежи к службе в вооруженных силах России;
- развитие системы массовых мероприятий и конкурсов гражданско-патриотического и военно-исторического характера.
2. Поддержка деятельности молодежных и детских объединений:
- развитие системы общественных молодежных и детских объединений области;
- обеспечение поддержки программ и проектов молодежных общественных объединений;