Недействующий

ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 24 мая 2000 года N 359



Об Основных направлениях социально-экономической
политики Ярославской области на 2000 - 2003 годы



В соответствии со ст.87 Устава Ярославской области

постановляю:

1. Утвердить Основные направления социально-экономической политики Ярославской области на 2000 - 2003 годы (приложение).

2. Поручить исполняющему обязанности первого заместителя Губернатора области Ковалеву В.А.:

2.1. В месячный срок разработать план конкретных мероприятий по реализации в 2000 году Основных направлений социально-экономической политики Ярославской области на 2000 - 2003 годы.

2.2. В последующие годы разрабатывать планы конкретных мероприятий по реализации Основных направлений государственной социально-экономической политики Ярославской области на 2000 - 2003 годы не позднее января очередного года.

2.3. Представлять Губернатору области отчет о ходе реализации Основных направлений социально-экономической политики Ярославской области на 2000 - 2003 годы ежегодно не позднее января года, следующего за отчетным.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Постановление вступает в силу с момента подписания.

     Губернатор области
А.И.Лисицын


Приложение
к постановлению Губернатора
Ярославской области
от 24.05.2000 N 359

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 - 2003 ГОДЫ


Масштабность российских реформ и сложность задач, решаемых в ходе преобразований, диктуют необходимость критического анализа пройденного пути и выработки принципиальной позиции органов государственной власти Ярославской области по вопросам комплексного управления развитием региона на перспективу.

Настоящий документ определяет основные направления социально - экономической политики Ярославской области до 2004 года, которые в среднесрочной перспективе будут служить ориентиром для разработки программ социально-экономического развития, а также формирования стратегии бюджетно-налоговой политики области.

1. Основные итоги социально-экономического развития Ярославской области
в 1996-1999 годах и текущее состояние экономики


Одним из основных процессов минувшего четырехлетия является становление новой системы управления после серьезного перелома, произошедшего в жизни нашей страны. В эти годы Ярославская область в значительной степени сохранила свой экономический потенциал, что и позволило ей в канун нового тысячелетия занять место в ряду наиболее стабильных регионов Российской Федерации.

1.1. Изменения в системе социально-экономических отношений

В ходе осуществления рыночных преобразований социально-экономические отношения в обществе претерпели значительные изменения. Наиболее существенными из них, с точки зрения среднесрочных перспектив, являются:

принципиально новое разграничение экономической компетенции, наиболее адекватное требованиям рыночной экономики.

В основном завершено оформление правового статуса Ярославской области как субъекта Российской федерации, созданы механизмы формирования органов государственной власти Ярославской области и органов местного самоуправления, механизмы управления государственной собственностью;

структурный сдвиг в экономике области, в результате, которого выросла доля услуг в валовом региональном продукте, и частично были исправлены диспропорции, сложившиеся к началу рыночных преобразований;

социальное расслоение общества - высокая дифференциация доходов населения и вытекающие из нее различия в уровне и структуре потребления. В настоящее время средний размер дохода наиболее обеспеченного населения в 8 раз превышает доход малоимущих. При этом наблюдается рост доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, которая сегодня превышает 30% от общей численности населения области (против 20% в 1996 году). Как следствие, произошло разделение совокупного спроса на массовый и элитарный. Характерной особенностью массового спроса является противоречие между существующими технологическими возможностями его удовлетворения и низкими доходами потенциальных потребителей. Элитарный спрос в настоящее время в основном ориентирован на потребление товаров и услуг, производимых за пределами области.

Учет этих изменений важен как при оценке текущего состояния экономики, так и в ходе разработки механизмов региональной социально-экономической политики в перспективе.

1.2. Характеристика текущего состояния экономики

В 1996 - 1999 годах развитие экономики области не было равномерным. Наиболее сильное влияние на динамику экономических процессов оказал августовский кризис 1998 года.

В результате девальвации рубля к концу 1998 года отдельные отрасли промышленности и АПК, способные производить конкурентоспособную продукцию для внутреннего рынка и на экспорт, не привлекавшие прежде валютных кредитов и располагающие внутри страны базой сырья, получили определенные преимущества. В 1999 году в основных отраслях экономики Ярославской области наблюдался подъем. Заметно возросли темпы роста промышленного производства. Индекс его физического объема в январе-декабре 1999 года достиг 125.7% к уровню 1998 года. Индекс же физического объема производства промышленной продукции на крупных и средних предприятиях составил 127,2%. Как следствие, прибыль в промышленности по итогам минувшего года возросла относительно уровня 1998 года в 3,2 раза. Соответственно, инвестиции в основной капитал увеличились на 17,2%, а объем подрядных работ, выполненных строительными организациями в 1999 году, вырос относительно уровня 1998 года на 12,4% и составил 2481,8 млн. рублей.

1.3. Проблемы экономического роста

Общей проблемой российской экономики остается низкая эффективность производства. Бюджетно-налоговая и кредитная системы, программирование и прогнозирование социально-экономического развития находятся в распоряжении государства и должны быть использованы в качестве регуляторов результативности деятельности хозяйствующих субъектов.

До сегодняшнего времени остаются не преодоленными в полной мере структурные диспропорции. Сокращение доли товарного производства в валовом региональном продукте в большей степени объясняется падением его объемов, чем увеличением количества и качества предоставляемых услуг. Дальнейшее развитие сектора современных, адекватных предъявляемому спросу производственных, коммерческих и бытовых услуг послужит повышению эффективности и устойчивости региональной экономики.

К разряду факторов, сдерживающих экономический рост, следует отнести отставание в развитии инфраструктуры территории и законодательной базы экономических преобразований. Экономическое законодательство и инфраструктура должны не только соответствовать, но и способствовать росту экономической активности. В первую очередь это относится к сфере распространения и использования интеллектуальных продуктов и современных технологий.

Существенное падение масштабов производства, наблюдавшееся в первые годы реформ, и необходимость поддержания приемлемых доходов населения являются причинами существующей долговой нагрузки на областной бюджет. Этими же причинами в основном объясняется и социальная ориентация производимых ранее заимствований. Для решения социальных вопросов в ближайшие годы необходимо заложить иной фундамент. Региональная экономика, опирающаяся на высокоэффективное производство и инвестиционно-ориентированное привлечение средств, должна обеспечивать устойчивый рост реальных доходов населения и гарантировать его максимальную защиту от случайных потрясений.

Серьезной проблемой социально-экономического развития остаются негативные тенденции в демографии Ярославской области. Несмотря на стабилизацию уровня рождаемости, численность постоянного населения продолжает сокращаться. Отдаленным, но наиболее серьезным последствием такой тенденции становится проблема сокращения трудовых ресурсов области.

Вследствие сокращения трудовых ресурсов области возрастает социальная нагрузка на работающее население. Экономические трудности переходного периода поставили перед обществом проблему качества трудовых ресурсов. В результате значительного сокращения объемов производства, слабых темпов технического перевооружения и недостаточного внимания к вопросам профессиональной переподготовки снижается квалификация персонала действующих предприятий. Серьезную озабоченность вызывает состояние здоровья детей. Положение с качеством трудовых ресурсов усугубляется проблемами образования: общим снижением эффективности и неадекватностью предоставляемых знаний запросам рыночной экономики.

Проблема качества производственных ресурсов (прежде всего основных производственных фондов) своими корнями уходит в дореформенный период и усугубляется трудностями и просчетами в ходе социально-экономических преобразований. Именно этот фактор оказывает решающее воздействие на уровень производительности труда. Техническое переоснащение производства может скомпенсировать сокращение трудовых ресурсов и стать основой расширения масштабов товарного производства, а значит и новых возможностей региональной экономики.

В ряду ресурсных ограничений, с которыми может столкнуться растущая экономика, стоит энергетический фактор. События последнего времени указывают на высокую степень вероятности наложения ценовых или объемных ограничений на потребление энергетических ресурсов. В связи с этим возрастает актуальность проработки на государственном уровне вопросов энергосбережения, внедрения передовых технологий сжигания традиционных видов топлива, развития местной энергетической базы, использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Проблема экономической и политической нестабильности, хотя и имеет, в основном, внешние по отношению к области причины, существенно влияет на возможности проведения последовательной региональной экономической и социальной политики, отвлекая ограниченные ресурсы от решения плановых задач. Отсутствие политического согласия и единства приводит к некомплексности и несбалансированности реформ, мешает довести до логического завершения большинство важнейших мероприятий, направленных на улучшение ситуации в экономике.

Создание условий для нормального функционирования новой экономической модели предусматривает решение перечисленных проблем или создание предпосылок к их преодолению в ближайшие годы.

2. Выбор экономической стратегии  


Главным источником наблюдаемого в последнее время экономического подъема является эффект импортозамещения, связанный с использованием девальвационного потенциала, который может быть исчерпан уже в 2000 году. Возможности дальнейшего неинвестиционного роста, основанного на задействовании неиспользуемых производственных ресурсов, так же ограничены. Таким образом, инерционный путь развития региона, сохраняющий в себе все составляющие предшествующей экономической политики, не обеспечит роста благосостояния населения. Более того, в силу процессов естественного старения и недостаточной обновляемости, а также наличия межрегиональной конкуренции, экономический потенциал области может утратить свое сегодняшнее значение.

Альтернативой перечисленным вариантам развития должен стать экономический рост, основанный на инвестициях в структурно-технологическую модернизацию экономики, а значит, центральным звеном предстоящих преобразований должна стать экономическая политика Ярославской области, настоятельная необходимость активизации которой предопределена накопленным опытом реформирования социально - экономических отношений и продиктована ответственностью власти за обеспечение достойной жизни населения в будущем.     

3. Основные направления социально-экономической политики
Ярославской области на 2000 - 2003 годы


В результате осуществления рыночных преобразований в обществе утвердился новый тип социально-экономических отношений. Теперь необходимо обеспечить устойчивое развитие экономики, достаток и спокойствие населения области.

Главная задача социально-экономической политики Ярославской области в 2000 - 2003 годах состоит в достижении эффективного экономического роста, обеспечивающего повышение благосостояния населения и основанного на инвестициях в структурно-технологическую модернизацию экономики и повышении роли интеллектуального фактора развития экономики.

Исходя из этого, необходимо:

1. повышать инвестиционную привлекательность региона;

2. содействовать предпринимательству и создавать благоприятные условия для развития эффективных производств;

3. способствовать продолжению структурной перестройки экономики;

4. стимулировать процесс накопления человеческого капитала;

5. совершенствовать основы реализации экономических функций государства.

Комплекс мероприятий региональной социально - экономической политики, осуществляемой в рамках перечисленных направлений, должен способствовать решению стоящей перед областью задачи скорейшего, максимально возможного и устойчивого повышения благосостояния населения. Большинство из предлагаемых направлений будут направлены на комплексное решение проблемы. Так, развитие малого предпринимательства и экспортно-ориентированных производств будет способствовать не только повышению стабильности функционирования региональной экономики. За счет создания на таких предприятиях высокооплачиваемых рабочих мест будет активизироваться конечный спрос домашних хозяйств.

При таком подходе к решению проблемы становится возможным достижение мультипликативного эффекта, переводящего экономику области в совершенно иной режим функционирования (более высокий уровень доходов населения, иные пропорции процесса воспроизводства и размеры накопления). Важно только, чтобы масштабы преобразований оказались достаточными для достижения максимальной эффективности и необратимости этого перехода.

3.1. Повышение инвестиционной привлекательности региона

Финансовое обеспечение регионального развития  при сокращении централизованного финансирования приобретает в 2000-2003 годах новое содержание. Задача стоит не столько в получении и распределении средств из федерального бюджета, сколько в привлечении из разных источников дополнительных финансовых ресурсов и управлении их дальнейшим движением, сориентированным на удовлетворение областных нужд.

В этой связи, в условиях дефицита средств, требуется качественно новый подход к определению приоритетов регионального развития. Возникает необходимость перехода к реализации планомерной системы действий, определяющей региональную инвестиционную стратегию и политику. С этой целью в 2000 - 2003 годах должно быть завершено отделение полномочий по разработке и принятию инвестиционных решений в органах исполнительной власти от выполнения полномочий по оперативному регулированию деятельности хозяйственного комплекса региона.

Формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности на территории области

В первую очередь условия для работы инвесторов определяются действующим на территории области законодательством. В предыдущий период разработаны и приняты законы "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области", "О государственно-правовых гарантиях исполнения обязательств на территории Ярославской области", "Об уполномоченных банках Администрации Ярославской области". В связи с изменением российского законодательства, с одной стороны, и требованиями инвесторов по обеспечению безопасности инвестиций и защите их прав, с другой стороны, в действующие законы будут вноситься дополнения и изменения, нацеленные на более полное удовлетворение интересов инвесторов.

Помимо совершенствования регионального законодательства, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков на территории области будет достигаться в процессе развития залоговых и страховых механизмов, наполнения залогового фонда региона, внедрения новых технологий обеспечения экономической безопасности инвестиций.

Получит новое наполнение работа по информационному сопровождению инвестиционной деятельности на уровне государственной власти. Кроме расширения имеющихся в областной Администрации баз данных по инвестиционным проектам и целевым программам, по предложениям инвесторов будут созданы новые информационные комплексы по обеспечению инвесторов всей необходимой для их деятельности информацией.

Необходимо предусмотреть улучшение системы работы с инвесторами, заключающееся в сокращении бюрократических процедур по принятию инвестиционных решений, в развитии системы партнерских связей Администрации области с организациями, продвигающими инвестиционные проекты и проводящими реструктуризацию предприятий области с целью их подготовки к приему и реализации инвестиций.

Государственная поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов и развития инфраструктуры

Особое внимание будет уделяться инновационным и ресурсосберегающим проектам - как стратегической основе экономического роста и повышения конкурентоспособности ярославской продукции. Получат поддержку проекты по развитию транспортной инфраструктуры и средств связи, использующие новые информационные технологии и прогрессивные технические средства. В качестве проектов, способствующих развитию бизнес-инфраструктуры и обеспечивающих приток инвестиций в другие сферы экономики области, будут поддерживаться институциональные преобразования в секторах земельного законодательства и внедрения новых финансовых технологий.

Путем предоставления государственных гарантий Администрации области, налоговых льгот, содействия в продвижении на региональном, федеральном и международном уровнях будет продолжена государственная поддержка инвестиционных проектов предприятий, включенных в государственную инвестиционною программу области. В 2000 - 2003 годах будут реализованы дополнительные формы государственной поддержки инвестиций в виде инвестиционных налоговых кредитов, льготной арендной платы, материально-технического обеспечения реализации проектов и программ развития.

Формирование привлекательного инвестиционного имиджа Ярославской области

Необходимо добиться качественно нового содержания и использовать новые технологии для представления Ярославской области на российских и международных инвестиционных форумах, выставках, при подготовке и распространении информационных материалов об ее экономическом и инвестиционном потенциале.

Для этих же целей будут использованы возможности российских представительств за рубежом, представительств Ярославской области в других регионах и государствах, представительств других областей, стран, компаний на территории Ярославской области.

3.2. Содействие предпринимательству и создание благоприятных условий для развития эффективных производств

Развитие малого предпринимательства

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»