ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2003 года N 259
Об областной целевой программе «Здоровый ребенок»
на 2004-2005 годы
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 N 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы», в целях создания наиболее благоприятных условий сохранения здоровья матери и ребенка
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Здоровый ребенок» на 2004-2005 годы (далее Программа) и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Абросимова И.В.) в течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ, а объекты строительства, содержащиеся в ней, включать в проект адресной инвестиционной программы Ярославской области с учетом возможностей областного бюджета.
3. Департаменту здравоохранения и фармации Администрации области (Осинцев В.Н.) при разработке проекта областного бюджета на 2004 год и последующие годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Скороходову И.И.
Губернатор области
А.И. Лисицын
Областная целевая программа
«Здоровый ребенок» на 2004-2005 годы
Наименование Программы | областная целевая программа «Здоровый ребёнок» на 2004-2005 годы (далее Программа) |
Основание разработки Программы | |
Государственный заказчик, координатор Программы | департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области |
Основной разработчик Программы | департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области |
Основные цели и задачи Программы | - создание наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья матери и рождения здоровых детей; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2004 - 2005 годы |
Перечень разделов | I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения |
Исполнители Программы | департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области |
Общая стоимость Программы | 150 млн. руб. |
| 150 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - снижение показателя материнской смертности до 39 на 100000 родов с исключением предотвратимых причин; - снижение показателя перинатальной смертности до 8 на 1000 новорожденных за счёт уменьшения смертности новорожденных от врожденных пороков развития на 30 % и ранней неонатальной смертности недоношенных и больных младенцев; |
Ответственные лица для контактов, кураторы Программы | заместитель директора департамента здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области |
Настоящая Программа разработана в целях:
- обеспечения повышения уровня оказания медицинской помощи матери и новорожденному, преемственности ее оказания в сложных и критических ситуациях;
- уменьшения числа рождения детей с пороками развития;
- внедрения новых технологий в лечение детей с тяжелыми заболеваниями для снижения общей смертности и инвалидности.
Численность населения Ярославской области на 01.01. 2003 составила 1,386 млн. человек, из них детей в возрасте до 18 лет - 264479 человек. Рождаемость в Ярославской области составляет 8,5 на 1000 человек и в течение последних лет остается ниже среднего уровня по Российской Федерации.
За последние годы сформировалась неблагоприятная тенденция в состоянии здоровья детей: рост хронической патологии, смещение ее в ранний возраст, сочетанность патологии, увеличение числа детей с трофологической недостаточностью. За последние 15 лет имеет место рост бронхиальной астмы в 2,3 раза, атопического дерматита в 3,8 раза, психических расстройств более чем в 2 раза, врожденных аномалий в 4,6 раза, новообразований в 5,8 раз, заболеваний органов пищеварения в 5,4 раза и т.д. В целом число детей, состоящих на диспансерном учете, увеличилось в 1,96 раза.
Ежегодно в области рождается 11-12 тысяч детей, при этом заболеваемость новорожденных составляет 301,9 на 1000, т.е. около 3500 детей рождается больными.
Показатель | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |||||
Яросл. | РФ | Яросл. | РФ | Яросл. | РФ | Яросл. | РФ | Яросл. | РФ | |
Младенческая смертность (на 1000 новорожд.) | 12,2 | 16,6 | 15,3 | 16,9 | 12,2 | 15,3 | 12,9 | 14,7 | 12,9 | 13,2 |
Материнская смертность (на 100 тыс. родов) | 47,6 | 44,0 | 61,1 | 44,2 | 78,5 | 39,7 | 26,4 | 36,5 | 59,3 | 36,2 |
Заболеваемость детей врожденными аномалиями (на 1000 детей) | 20,8 | 17,5 | 23,38 | 19,1 | 25,9 | 22,9 | 24,1 | 20,9 | 31,5 | - |
Заболеваемость новорожденных (на 1000 детей) | 231,8 | 246,5 | 249,4 | 306,0 | 301,9 |
В течение последних 5-ти лет показатель материнской смертности в Ярославской области остается выше общероссийского. Процент преждевременных родов стабильно составляет не менее 8 - 9%, при этом заболеваемость недоношенных детей в 3 раза выше, чем доношенных. Качество здоровья женщин фертильного возраста характеризуется следующими данными: только 15 из 100 беременных женщин в 2002 году были здоровы; только около 20% родов в области можно считать нормальными, физиологическими.
Показатель младенческой смертности перестал иметь тенденцию к снижению. Это говорит о том, что существующие технологии исчерпали свой ресурс. Доля перинатальной смертности в структуре младенческой весьма высока и составляет по отдельным районам области до 100%. За последние 5 лет отмечается увеличение количества врожденных аномалий развития на 30%. При этом также значительно увеличилась доля врожденных аномалий развития в структуре перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности. Растет заболеваемость новорожденных, каждый четвертый ребенок рождается больным. В тоже время в Ярославской области отсутствует целостная комплексная служба пренатальной диагностики.
Остаются актуальными проблемы внутрибольничного инфицирования, гемотрансмиссивных инфекций (ВИЧ - инфекция, гепатиты, сифилис и другие). Практически ни один из акушерских стационаров региона, ввиду отсутствия необходимых условий, не удовлетворяет требованиям, позволяющим проводить эффективные профилактические мероприятия в данном направлении. Весьма остро стоит проблема перераспределения потока поступающих в акушерские стационары в случаях планового или экстренного закрытия одного или нескольких из них, что также ухудшает эпидемиологическую обстановку в учреждениях родовспоможения.
Большинство акушерских стационаров не имеют своей полноценной службы анестезиологии и реанимации, следствием чего является перевод больных в критических состояниях в реанимационные отделения многопрофильных больниц.
Существует также ряд иных проблем: в настоящее время в области отсутствует областная централизованная служба оказания неотложной помощи новорожденному, т.е областной перинатальный центр. Те подразделения, где эта помощь оказывается, расположены на базах муниципальных ЛПУ г. Ярославля. В то же время остается неудовлетворительной материально-техническая база областного родильного дома. Он расположен в приспособленном здании постройки 1937 года, что не обеспечивает современных технологий оказания медицинской помощи матери и ребенку, а также не дает возможности создать на его базе структуры, отвечающие новым технологиям (реанимационные палаты для новорожденных, отделение патологии новорожденных, медико-генетическую лабораторию и др.)
Оказываемая медицинская помощь в родовспомогательных учреждениях нередко не соответствует существующим стандартам качества оказания медицинской помощи, что связано, главным образом, с недостаточной материально - технической базой отделений, особенно с оснащением современной диагностической и лечебной аппаратурой.
Для решения данных проблем необходимо создание областного перинатального центра, что обеспечит этапность в оказании помощи и преемственность в работе службы родовспоможения, освоение новых современных технологий.
Основные цели Программы - улучшение демографических показателей в масштабе области, снижение материнской, перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности, детской инвалидности по отдельным нозологическим группам, уменьшение количества врожденных аномалий развития у новорожденных.
Данные задачи могут быть решены за счет:
- строительства нового областного перинатального центра, позволяющего в полном объеме оказывать любой вид помощи в службе родовспоможения, который будет выполнять организационно - методические, лечебно - диагностические, консультативные и организационные функции в масштабе региона;
- приоритетного развития профилактических мероприятий в службе родовспоможения на основе применения высокотехнологичных лечебных и диагностических методик;
- внедрения в масштабах области системы мониторинга и создания единого регистра беременных с целью проведения активных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития осложнений беременности и родов;
- создания многоуровневой службы пренатальной диагностики на основе внедрения высокотехнологичных методик, в том числе инвазивных и цитогенетических методов пренатальной диагностики;
- развития неонатальной службы в масштабах региона путем создания областного отделения реанимации и выхаживания новорожденных;
- развития специализированной службы акушерской анестезиологии и реанимации;
- рационального вложения финансовых ресурсов в развитие медицинских технологий, позволяющих получить максимальный эффект при минимальном уровне затрат на их развитие;
- совершенствования материально - технической базы службы родовспоможения;
- оптимизации существующих и применения новых организационно - хозяйственных форм деятельности лечебно - профилактических учреждений.
Реализация Программы будет проводиться поэтапно в 2004 - 2005 годах.
На первом этапе (2004 год) предполагается создание многоуровневой службы пренатальной диагностики на базе областного родильного дома, включая развитие инвазивных и цитогенетических методов, внедрение в масштабах области системы мониторинга и создание регистра беременных, развёртывание и оснащение на базе областного родильного дома отделения реанимации новорожденных и акушерской реанимации, проектирование и начало строительства областного перинатального центра.
На втором этапе (2005 год) планируется продолжение строительства областного перинатального центра, оснащение материально - технической базы существующих учреждений родовспоможения современным медицинским оборудованием, последовательное внедрение в регионе новых лечебно - диагностических методик при организационно - методической поддержке специалистов областного родильного дома и профильных кафедр медицинской академии.
Клиническая эффективность реализации программы ожидается в виде
снижения количества случаев материнской смертности (до 39 на 100000 родов) с исключением предотвратимых причин, снижение количества тяжелых осложнений беременности и родов, снижения перинатальной смертности (до уровня 8 на 1000 новорожденных) и, следовательно, младенческой смертности от управляемых причин, снижения заболеваемости новорожденных и числа случаев рождения детей с врожденной и наследственной патологией, снижения детской инвалидности.
Экономический эффект ожидается в виде уменьшения прямых и косвенных финансовых затрат за счет применения современных высокоэффективных диагностических и лечебных технологий, оптимизации использования материально - технических средств, расходных материалов и медикаментов за счет создания многоэтапной системы оказания помощи в родовспомогательных учреждениях области и унификации использования указанных ресурсов. Также ожидается экономический эффект от реструктуризации коечного фонда учреждений родовспоможения и интенсификации лечебно - диагностического процесса.
Указанная клиническая и экономическая эффективность от реализации Программы обеспечит социальную значимость проводимых мероприятий.
Программа будет реализована государственным заказчиком через систему планирования, оценки достижений промежуточных и итоговых результатов.
Контроль за реализацией Программы будет осуществлять государственный заказчик в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области.
Наименование ресурсов | Единица измерения | Потребность | ||
всего | в том числе по годам | |||
2004 | 2005 | |||
Материально-технические ресурсы | - | - | - | |
Трудовые ресурсы | - | - | - | |
Финансовые ресурсы: | - | - | - | |
- областной бюджет | млн. руб. | 150,0 | 50,0 | 100,0 |
- внебюджетные источники | - | - | - | |
Государственная поддержка из бюджетов других уровней: | ||||
- федеральный бюджет | - | - | - | |
- бюджеты муниципальных образований области | - | - | - | |
Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие в зависимости от особенностей программы) | - | - | - |