ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2003 года N 223
Об областной целевой программе организационной
и правовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ярославской области
на 2004-2005 годы
(с изменениями на 2 августа 2005 года)
______________________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Ярославской области от 9 апреля 2004 года N 58;
постановлением Администрации Ярославской области от 20 апреля 2005 года N 88;
постановлением Админинстрации Ярославской области от 2 августа 2005 года N 178
______________________________________________________________________________
В соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 годы
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу организационной и правовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ярославской области на 2004-2005 годы (далее Программа) и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) в течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ и уточнять объем средств, выделяемых на реализацию Программы, с учетом возможностей областного бюджета. (пункт 2 в редакции постановления Админинстрации Ярославской области от 2 августа 2005 года N 178 - см. предыдущую редакцию)
3. Управлению государственной поддержки и развития предпринимательской деятельности (Рябухин А.В.) при разработке бюджета на 2004 год в установленном порядке принять меры по обеспечению финансирования мероприятий Программы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований предусмотреть данные направления деятельности при разработке и реализации муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, предусматривая на эти цели выделение средств в местных бюджетах.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Сазонова А.Ю.
Губернатор области
А.И. Лисицын
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
организационной и правовой поддержки субъектов малого предпринимательства ярославской области на 2004-2005 годы
Наименование Программы | - областная целевая программа организационной и правовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ярославской области на 2004-2005 годы (далее Программа) |
Основание разработки Программы | - Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (статья 7); |
Государственный заказчик Программы | - Администрация Ярославской области в лице департамента развития предпринимательской деятельности Администрации области |
Основные разработчики Программы | -департамент развития предпринимательской деятельности Администрации Ярославской области; |
Цели (задачи) Программы | - закрепление позитивных изменений в сфере малого предпринимательства Ярославской области, практическое содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства; |
Сроки реализации Программы | - 2004-2005 годы |
Основные направления Программы (разделы программных мероприятий) | - совершенствование нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности; |
Исполнители мероприятий Программы | - структурные подразделения Администрации области; |
Общая стоимость Программы, в том числе государственная поддержка из бюджетов других уровней и внебюджетных источников | -общий объем финансирования Программы 1265 тыс. руб. (730 тыс. руб. - 2005 г.), в том числе по источникам финансирования: |
Ожидаемые конечные результаты | - скоординированные решения и практические действия по реализации Программы в 2004 и 2005 годах должны привести к увеличению: |
Ответственные лица для контактов, куратор Программы | - куратор от Администрации Ярославской области - заместитель Губернатора Ярославской области Блатов В.Ю. |
(Паспорт Программы в редакции постановлений Администрации Ярославской области от 20 апреля 2005 года N 88; от 2 августа 2005 года N 178 - см. предыдущую редакцию)
*Структурные подразделения Администрации области, являющиеся исполнителями Программы по своему функциональному назначению, указаны в приложении к Программе.
Малое предпринимательство является неотъемлемой составной частью экономики Ярославской области. Не требуя крупных стартовых инвестиций, малый бизнес обеспечивает быстрый оборот ресурсов, оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике гибкость и стабильность.
На протяжении последних четырех лет в Ярославской области происходит поступательное увеличение числа субъектов малого предпринимательства со среднегодовым темпом прироста 5-6%. До 2002 года положительная динамика была обусловлена ростом числа индивидуальных предпринимателей. В 2002 году рост числа субъектов малого предпринимательства области был обеспечен и ростом числа малых предприятий (111,8% по сравнению с 2001 г.). По сравнению с 2001 годом на 9,9% возросла и численность занятых на малых предприятиях. В настоящее время доля работающих в сфере малого предпринимательства среди общего числа занятых в экономике Ярославской области с учетом всех субъектов малого предпринимательства составляет около 20%, примерно 30% населения области, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого предпринимательства.
Несмотря на некоторые положительные тенденции, наметившиеся в развитии малого предпринимательства в последнее время, их вклад в социально-экономическое развитие области и, как следствие, повышение благосостояния населения не соответствует потенциальным возможностям данного сектора экономики. Низки темпы создания новых и расширения действующих малых предприятий. Около 40% малых предприятий - убыточны. За 2002 год выпуск товаров и услуг малыми предприятиями в фактических ценах (без НДС и акцизов) по всем видам деятельности составил 10 188,3 млн. руб., или 10,2% от общего объема по области. Приходится констатировать, что с 1995 года падает эффективность работы малых предприятий. Если в 1995 году рентабельность была на уровне 30,1%, то в настоящее время она снизилась до 2,5%.
Сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства среди муниципальных образований.
Несмотря на то, что по характеристике рынка труда Ярославская область в целом является одной из самых стабильных в России, имеет щадящий уровень безработицы и низкий коэффициент напряженности на рынке труда, в 14 муниципальных образованиях уровень официально регистрируемой безработицы к трудоспособному населению превышает среднеобластной показатель. Остается актуальной проблема трудоустройства отдельных социально-демографических групп: молодежи, инвалидов, женщин, а также военнослужащих, уволенных в запас, и их семей.
В настоящее время государством не устранен целый ряд проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, препятствующих проявлению хозяйственной инициативы граждан. Являясь важнейшим ресурсом экономического и социального развития, средством решения стратегических задач, малое предпринимательство нуждается в эффективной государственной политике поддержки данной сферы экономики.
Программа организационной и правовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ярославской области на 2004-2005 годы направлена на реализацию мероприятий, позволяющих на региональном уровне решать проблемы, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности; устранять административные и организационные барьеры, препятствующие эффективному функционированию малого предпринимательства, а в целом обеспечить условия, стимулирующие развитие малого предпринимательства Ярославской области.
Основная цель Программы - закрепление позитивных изменений в сфере малого предпринимательства Ярославской области, увеличение числа субъектов малого предпринимательства, повышение эффективности его работы.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в обеспечении условий для устойчивого развития малого предпринимательства.
Основные задачи включают:
- устранение административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого предпринимательства;
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;
- стимулирование создания новых малых предприятий, поощрение всех слоев населения к проявлению экономической инициативы;
- обеспечение роста конкурентоспособных малых предприятий в сфере услуг и жилищно-коммунального хозяйства, научно-технической и производственной деятельности, ремесленничестве;
- формирование положительного общественного мнения и понимания важности сектора малого и среднего бизнеса для достижения экономического и социального благосостояния.
Система программных мероприятий (см. приложение) представлена тремя направлениями
1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности
Существующая нормативно-правовая база, регулирующая деятельность малого предпринимательства, в целом не решает проблем развития этого сектора экономики. Действующие и вновь принимаемые законы, призванные стимулировать малый бизнес, зачастую излишне декларативны, носят противоречивый характер, не имеют четкого и продуманного механизма реализации. Законодательные акты нередко не учитывают специфики предпринимательской деятельности и содержат нормы, общие для малого и корпоративного бизнеса. В рамках совершенствования нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности будут осуществлены мероприятия по анализу нормативно-правовых актов Ярославской области, регулирующих вопросы предпринимательской деятельности, а также по подготовке предложений в региональные и федеральные нормативно-правовые акты, направленные на улучшение правового обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства.
2. Организационная поддержка субъектов малого предпринимательства; устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства
В целях стимулирования создания новых малых предприятий и расширения деятельности действующих, использования возможностей малого предпринимательства в формировании современной структуры хозяйства будет оказано содействие в привлечении малых предприятий к выполнению государственного и муниципального заказов, в расширении участия малого предпринимательства в сфере производства, научно-технической деятельности, обслуживании жилищно-коммунального хозяйства. Для облегчения доступа к информации об объектах недвижимости на сайте Администрации области будет систематически актуализироваться реестр объектов федеральной, областной, муниципальной и иной собственности, предлагаемых для сдачи в аренду или подлежащих продаже. Субъектам малого предпринимательства будет оказано содействие в поиске свободных площадей, необходимых для создания или развития бизнеса.
Малое предпринимательство по уровню развития делового сотрудничества становится интересным партнером для крупного производства. Пройдя этапы участия в процессах первоначального накопления капитала и акционирования малое предпринимательство вплотную подошло к этапу производственно-кооперационной интеграции с крупным производством. Действенным инструментом повышения эффективности промышленного производства, в т.ч. повышения производительности труда, и обеспечения общего экономического роста является использование субконтрактации как одной из форм сотрудничества между крупными и малыми предприятиями. Новые резервы для успешного развития малого бизнеса, находящиеся в сфере создания условий для взаимодействия, сотрудничества и кооперации малого среднего и крупного бизнеса будут обсуждены на конференции «Субконтрактация и малый бизнес Ярославской области».
В целях устранения административных барьеров будут проведены «круглые столы» с участием предпринимателей и представителей органов, осуществляющих надзорные и контрольные функции, по упорядочению процедуры проверок. Для обеспечения защиты предпринимателей от неправомерных действий отдельных представителей органов исполнительной власти будет продолжена работа «горячей линии» телефона доверия Губернатора области для предпринимателей. Для решения проблем, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, будет развиваться диалог бизнеса и власти посредством тесного сотрудничества с общественными объединениями предпринимателей.
3. Содействие органам местного самоуправления муниципальных образований области в поддержке и развитии малого предпринимательства
(наименование п.3 в редакции постановления Администрации Ярославской области от 9 апреля 2004 года N 58)
Муниципальные образования области имеют разные экономические, природные и географические условия, и уровень развития малого бизнеса в них различен. Однако многое определяют отношение органов местного самоуправления к предпринимателям, их понимание роли малого бизнеса в развитии территорий, наполнении местных бюджетов и, как следствие, преобразование дотационных районов в самообеспечиваемые. В данном направлении будет оказана помощь муниципальным образованиям по вопросам организации поддержки и развития малого предпринимательства в рамках единой региональной политики.
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств областного бюджета
Наименование ресурсов | Потребность, тыс. руб. | ||
всего | в т.ч. по годам | ||
2004 | 2005 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Финансовые ресурсы: | 1265 | 535 | 730 |
- областной бюджет, | 1265 | 535 | 730 |
- совершенствование нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности; | 50 | 25 | 25 |
- организационная поддержка субъектов малого предпринимательства; устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства; | 100 | 45 | 55 |
- содействие органам местного самоуправления муниципальных образований области в поддержке и развитии малого предпринимательства | 1115 | 465 | 650 |
* Средства на 2005 год носят проектный характер и будут уточнены при формировании бюджетных заявок на 2005 год.
(раздел в редакции постановлением Администрации Ярославской области от 20 апреля 2005 года N 88 - см. предыдущую редакцию)
Управление государственной поддержки и развития предпринимательской деятельности Администрации области осуществляет организацию, координацию и контроль работ по выполнению Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль за целевым расходованием средств.