АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 20 августа 2003 года N 170



О региональной целевой программе
 «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса
 Ярославской области» на 2004-2005 годы



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» программы «Жилище» на 2002-2010 годы»

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ярославской области» на 2004-2005 годы (далее - Программа).

2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Абросимова И.В.) в установленном порядке включать Программу в соответствии со сроками бюджетного планирования в проекты перечня областных целевых программ Ярославской области на 2004-2005 годы.

3. Департаменту финансов Ярославской области (Федоров А.П.) при разработке проекта областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на финансирование Программы.

4. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации области (Балакин В.Н.) ежегодно производить финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных по соответствующим разделам областного бюджета.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области в установленном порядке утвердить соответствующие планы мероприятий по реформированию ЖКХ на 2004-2005 годы и обеспечить их финансирование за счет средств, предусматриваемых в бюджетах муниципальных образований и вышестоящих бюджетах.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Хрящева В.Н.

7. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области
 А.И. Лисицын



УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации области
от 20.08.2003 N  170


Региональная целевая программа
«реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса ярославской области»
на 2004-2005 годы

Паспорт программы

Наименование Программы

- региональная целевая программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ярославской области» на 2004-2005 годы (далее - Программа)

Основание разработки Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 17.11. 2001 N 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»

Государственный заказчик - координатор Программы

- Администрация Ярославской области в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства

Основные разработчики Программы

- департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации Ярославской области, департамент финансов Ярославской области

Цели и задачи Программы

- основными целями Программы являются повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;
создать условия для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса;
оказать государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса

Срок реализации Программы

- 2004-2005 годы

Мероприятия Программы

- программные мероприятия включают в себя:
инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса;
ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг;
обеспечение социальной защиты семей с низкими доходами при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг;
совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере;
формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;
обеспечение эффективного целевого использования средств бюджетов, выделяемых на модернизацию жилищно-коммунального комплекса;
создание механизмов участия государства и органов местного самоуправления в привлечении предприятиями жилищно-коммунального комплекса внебюджетных долгосрочных заемных средств

Объем и источники финансирования Программы

объем финансирования программы составляет 8030 млн. рублей.
Источники финансирования (в установленном порядке):
средства федерального бюджета - 769,7 млн. рублей; средства областного бюджета - 1737,9 млн. рублей, бюджеты муниципальных образований - 4248,4 млн. рублей, внебюджетные источники - 1274 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

в результате реализации Программы будут обеспечены повышение качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Эти цели будут достигнуты за счет финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального комплекса, демонополизации и развития конкурентных отношений, совершенствования договорных отношений и тарифного регулирования естественных локальных монополий, государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса

Исполнители Программы

департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации Ярославской области; департамент финансов Ярославской области; департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области; департамент экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации Ярославской области; органы местного самоуправления муниципальных образований области; организации и предприятия жилищно-коммунального хозяйства

Ответственные лица для контактов, куратор Программы

ответственное лицо для контактов -Тихонова Наталия Геннадьевна, начальник отдела реформирования и субсидий департамента ЖКХ Администрации области, тел.30-53-40; куратор программы - Хрящёв Владимир Никитич, заместитель Губернатора области, тел. 30-31-33

     

I. Введение


Необходимость разработки новой программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, в первую очередь, вызвана тем, что модель реформирования отрасли, реализуемая в настоящее время в рамках Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации в 1997 году, и на основании которой разрабатывались как областная, так и муниципальные программы реформирования, не в полной мере учитывает проблемы и экономическую ситуацию сегодняшнего дня.

В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 797 утверждена подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, включающая в себя комплекс мероприятий по проведению дальнейших преобразований в отрасли.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создать необходимые условия для реализации подпрограммы и обеспечить финансирование её мероприятий за счёт средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Настоящая Программа разработана в целях реализации в Ярославской области подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, а также в связи с тем, что в текущем году заканчивается срок действия областной и муниципальных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 1997-2003 годы.

II. Основные итоги реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области за 1997-2002 годы


В соответствии с областной и муниципальными программами реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 1997-2003 годы работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства проходила одновременно с приемом-передачей жилья, объектов коммунального и социально-бытового назначения в муниципальную собственность.

В муниципальную собственность принято около 95% жилищного фонда, подлежащего приему. Более 80% коммунальных объектов, подлежащих приемке, также находятся в муниципальной собственности.

За период с 1997 года по настоящее время на региональном и муниципальном уровнях сформирована необходимая нормативно-правовая база; организована система социальной защиты малообеспеченных слоёв населения в виде предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг; практически во всех муниципальных образованиях области созданы службы заказчика; постепенно увеличивался уровень платежей населения к стоимости жилищно-коммунальных услуг, который в настоящее время в среднем по области составляет около 66%; повышение тарифов проводилось в увязке с ростом доходов населения, в связи с чем показатель доли платежей граждан за ЖКУ в совокупном доходе семьи в целом по области практически не изменялся и в целом по области составляет около 11% при федеральном стандарте в 22%; проводились мероприятия по снижению стоимости жилищно-коммунальных услуг, основой которых являются мероприятия по энергоресурсосбережению.

III. Содержание проблемы и необходимость разработки Программы


И, всё же, несмотря на положительные изменения, произошедшие за эти годы, процесс реформирования идёт медленнее, чем планировалось, не всё намеченное программами удалось реализовать в полном объёме. Положение дел в отрасли остаётся тяжелым.

В начале предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация как в целом по стране, так и в Ярославской области, не позволила завершить этот переход.

Уровень платежей населения к стоимости жилищно-коммунальных услуг, хотя постепенно и увеличивался, но не достиг величины, предусмотренной Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, областной и муниципальными программами реформирования.

Продолжает нарастать комплекс нерешённых проблем, основными из которых являются: высокая зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций; значительный объём недофинансирования отрасли.

Имеют место неудовлетворительное финансовое положение предприятий; в ряде случаев высокая затратность и отсутствие экономических стимулов снижения издержек; перекрёстное субсидирование, когда промышленные предприятия компенсируют существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения; старение производственных мощностей, интенсивный износ и выбытие инфраструктуры; большие потери энергии, воды и других ресурсов.

Запас прочности в жилищно-коммунальном хозяйстве уже, практически, исчерпан и то, что, во время осенне-зимнего отопительного сезона большинство аварий было своевременно ликвидировано, нисколько не умаляет серьёзности проблемы.

По причине недостатка в финансах и физического износа основных средств большинство предприятий ЖКХ области работают не в эксплуатационном, а в аварийно-восстановительном режиме, что обходится втрое вчетверо дороже.

В условиях нестабильного и недостаточного финансирования не представилось возможным осуществить перевод отрасли на систему полноценных договорных отношений. Эта же причина затрудняет развитие конкурентной среды.

Действующая система дотирования жилищно-коммунальных предприятий приводит к ситуации, в которой дотации и льготы получают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами.

Качество предоставляемых услуг практически не улучшается.

В целях решения накопившихся в отрасли проблем, разработки комплекса мер по выводу жилищно-коммунального хозяйства из кризисного состояния и обеспечения его перехода к новой модели устойчивого функционирования и разработана настоящая Программа.

Отличительной особенностью Программы является то, что она, прежде всего, базируется на муниципальных программах реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2002-2010 годы, а также то, что в Программу впервые включены мероприятия не только по реформированию, но и по модернизации.

Конечной целью программы должно стать повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надёжность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

IV. Экономическая модель реформы жилищно-коммунального комплекса


Мероприятия Программы направлены на переход к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса.

1. Система экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, ее основные проблемы


Действующая система управления жилищно-коммунальным хозяйством характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса. Дотационность отрасли и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов. Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства.

Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий, конечными получателями которых (через систему дотирования разницы в ценах жилищно-коммунальным предприятиям) выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами.

Совмещение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом и его эксплуатации.

Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги устарел и не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов.

2. Реформирование экономических отношений


Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.

Будет коренным образом изменена система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.

Будет ликвидировано существующее разделение направлений бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства. В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой помощи государства в оплате жилищно-коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы). Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг - граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено). В результате потребители услуг - граждане получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным.

Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом.

В результате развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на его содержание и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации. Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:

перейти (с учётом роста доходов населения) на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;

потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем воздействия на жилищно-коммунальные предприятия с целью повышения уровня оказываемых услуг;

производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене;

стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг);

стабилизировать финансовый поток для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, сделав его прозрачным и гарантированным.

Реализация новой экономической модели позволит обеспечить бездотационный режим финансирования жилищно-коммунального хозяйства, повысить его эффективность, создать источники привлечения средств для его развития и, что наиболее важно, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение дотирования граждан с высоким уровнем доходов и непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан.

V. Основные цели, задачи и сроки реализации программы


Основные цели Программы - повышение устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Основными задачами Программы являются:

финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»