ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2003 года N 170
О региональной целевой программе
«Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса
Ярославской области» на 2004-2005 годы
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ярославской области» на 2004-2005 годы (далее - Программа).
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Абросимова И.В.) в установленном порядке включать Программу в соответствии со сроками бюджетного планирования в проекты перечня областных целевых программ Ярославской области на 2004-2005 годы.
3. Департаменту финансов Ярославской области (Федоров А.П.) при разработке проекта областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на финансирование Программы.
4. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации области (Балакин В.Н.) ежегодно производить финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных по соответствующим разделам областного бюджета.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области в установленном порядке утвердить соответствующие планы мероприятий по реформированию ЖКХ на 2004-2005 годы и обеспечить их финансирование за счет средств, предусматриваемых в бюджетах муниципальных образований и вышестоящих бюджетах.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Хрящева В.Н.
7. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
А.И. Лисицын
Региональная целевая программа
«реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса ярославской области»
на 2004-2005 годы
Наименование Программы | - региональная целевая программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ярославской области» на 2004-2005 годы (далее - Программа) |
Основание разработки Программы | |
Государственный заказчик - координатор Программы | - Администрация Ярославской области в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства |
Основные разработчики Программы | - департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации Ярославской области, департамент финансов Ярославской области |
Цели и задачи Программы | - основными целями Программы являются повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. |
Срок реализации Программы | - 2004-2005 годы |
Мероприятия Программы | - программные мероприятия включают в себя: |
Объем и источники финансирования Программы | объем финансирования программы составляет 8030 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | в результате реализации Программы будут обеспечены повышение качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. |
Исполнители Программы | департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации Ярославской области; департамент финансов Ярославской области; департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области; департамент экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации Ярославской области; органы местного самоуправления муниципальных образований области; организации и предприятия жилищно-коммунального хозяйства |
Ответственные лица для контактов, куратор Программы | ответственное лицо для контактов -Тихонова Наталия Геннадьевна, начальник отдела реформирования и субсидий департамента ЖКХ Администрации области, тел.30-53-40; куратор программы - Хрящёв Владимир Никитич, заместитель Губернатора области, тел. 30-31-33 |
Необходимость разработки новой программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, в первую очередь, вызвана тем, что модель реформирования отрасли, реализуемая в настоящее время в рамках Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации в 1997 году, и на основании которой разрабатывались как областная, так и муниципальные программы реформирования, не в полной мере учитывает проблемы и экономическую ситуацию сегодняшнего дня.
В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 797 утверждена подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, включающая в себя комплекс мероприятий по проведению дальнейших преобразований в отрасли.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создать необходимые условия для реализации подпрограммы и обеспечить финансирование её мероприятий за счёт средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Настоящая Программа разработана в целях реализации в Ярославской области подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, а также в связи с тем, что в текущем году заканчивается срок действия областной и муниципальных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 1997-2003 годы.
В соответствии с областной и муниципальными программами реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 1997-2003 годы работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства проходила одновременно с приемом-передачей жилья, объектов коммунального и социально-бытового назначения в муниципальную собственность.
В муниципальную собственность принято около 95% жилищного фонда, подлежащего приему. Более 80% коммунальных объектов, подлежащих приемке, также находятся в муниципальной собственности.
За период с 1997 года по настоящее время на региональном и муниципальном уровнях сформирована необходимая нормативно-правовая база; организована система социальной защиты малообеспеченных слоёв населения в виде предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг; практически во всех муниципальных образованиях области созданы службы заказчика; постепенно увеличивался уровень платежей населения к стоимости жилищно-коммунальных услуг, который в настоящее время в среднем по области составляет около 66%; повышение тарифов проводилось в увязке с ростом доходов населения, в связи с чем показатель доли платежей граждан за ЖКУ в совокупном доходе семьи в целом по области практически не изменялся и в целом по области составляет около 11% при федеральном стандарте в 22%; проводились мероприятия по снижению стоимости жилищно-коммунальных услуг, основой которых являются мероприятия по энергоресурсосбережению.
И, всё же, несмотря на положительные изменения, произошедшие за эти годы, процесс реформирования идёт медленнее, чем планировалось, не всё намеченное программами удалось реализовать в полном объёме. Положение дел в отрасли остаётся тяжелым.
В начале предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация как в целом по стране, так и в Ярославской области, не позволила завершить этот переход.
Уровень платежей населения к стоимости жилищно-коммунальных услуг, хотя постепенно и увеличивался, но не достиг величины, предусмотренной Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, областной и муниципальными программами реформирования.
Продолжает нарастать комплекс нерешённых проблем, основными из которых являются: высокая зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций; значительный объём недофинансирования отрасли.
Имеют место неудовлетворительное финансовое положение предприятий; в ряде случаев высокая затратность и отсутствие экономических стимулов снижения издержек; перекрёстное субсидирование, когда промышленные предприятия компенсируют существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения; старение производственных мощностей, интенсивный износ и выбытие инфраструктуры; большие потери энергии, воды и других ресурсов.
Запас прочности в жилищно-коммунальном хозяйстве уже, практически, исчерпан и то, что, во время осенне-зимнего отопительного сезона большинство аварий было своевременно ликвидировано, нисколько не умаляет серьёзности проблемы.
По причине недостатка в финансах и физического износа основных средств большинство предприятий ЖКХ области работают не в эксплуатационном, а в аварийно-восстановительном режиме, что обходится втрое вчетверо дороже.
В условиях нестабильного и недостаточного финансирования не представилось возможным осуществить перевод отрасли на систему полноценных договорных отношений. Эта же причина затрудняет развитие конкурентной среды.
Действующая система дотирования жилищно-коммунальных предприятий приводит к ситуации, в которой дотации и льготы получают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами.
Качество предоставляемых услуг практически не улучшается.
В целях решения накопившихся в отрасли проблем, разработки комплекса мер по выводу жилищно-коммунального хозяйства из кризисного состояния и обеспечения его перехода к новой модели устойчивого функционирования и разработана настоящая Программа.
Отличительной особенностью Программы является то, что она, прежде всего, базируется на муниципальных программах реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2002-2010 годы, а также то, что в Программу впервые включены мероприятия не только по реформированию, но и по модернизации.
Конечной целью программы должно стать повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надёжность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Мероприятия Программы направлены на переход к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса.
Действующая система управления жилищно-коммунальным хозяйством характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса. Дотационность отрасли и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов. Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства.
Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий, конечными получателями которых (через систему дотирования разницы в ценах жилищно-коммунальным предприятиям) выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами.
Совмещение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом и его эксплуатации.
Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги устарел и не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов.
Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.
Будет коренным образом изменена система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.
Будет ликвидировано существующее разделение направлений бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства. В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой помощи государства в оплате жилищно-коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы). Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг - граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено). В результате потребители услуг - граждане получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным.
Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом.
В результате развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на его содержание и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации. Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:
перейти (с учётом роста доходов населения) на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;
потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем воздействия на жилищно-коммунальные предприятия с целью повышения уровня оказываемых услуг;
производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене;
стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг);
стабилизировать финансовый поток для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, сделав его прозрачным и гарантированным.
Реализация новой экономической модели позволит обеспечить бездотационный режим финансирования жилищно-коммунального хозяйства, повысить его эффективность, создать источники привлечения средств для его развития и, что наиболее важно, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение дотирования граждан с высоким уровнем доходов и непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан.
Основные цели Программы - повышение устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Основными задачами Программы являются:
финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;