ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2001 года N 178-а
Об областной программе
“Онкология” на 2002-2003 годы
В целях улучшения организации профилактической и лечебной помощи, совершенствования ранней диагностики, реабилитации онкологических больных Администрация области
постановляет:
1. Одобрить областную программу “Онкология” на 2002-2003 годы (далее Программа) согласно приложению и считать ее составной частью программы социально-экономического развития Ярославской области на 2000-2003гг. “От выживания к благополучию”.
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Абросимова И.В.)
- включить Программу в перечень приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской области на 2001-2005 годы,
- внести в установленном порядке данную Программу в перечень областных программ Ярославской области, предусмотренных в проекте закона Ярославской области “Об областном бюджете на 2002 год”.
3. Департаменту финансов Ярославской области (Федоров А.П.), департаменту здравоохранения и фармации Администрации области (Осинцев В.Н.) в установленном порядке предусмотреть выделение средств на финансирование мероприятий Программы в 2002, 2003 годах в пределах утвержденных ассигнований на очередной финансовый год.
4. Рекомендовать территориальному фонду обязательного медицинского страхования в установленном порядке обеспечить финансирование Программы.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области утвердить территориальные программы “Онкология” на 2002-2003 годы и обеспечить их выполнение.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Скороходову И. И.
Первый заместитель
Губернатора области
В.А.Ковалев
ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА "ОНКОЛОГИЯ"
на 2002-2003 годы
г. Ярославль
2001 год
ПАСПОРТ
областной программы
“Онкология” на 2002-2003 годы
Наименование Программы | областная программа “Онкология” на 2002-2003 годы (далее Программа) |
Основание разработки Программы | постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N1387 “О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации”, |
Государственный заказчик, директор Программы | департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области |
Основные разработчики Программы | департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области |
Цели и задачи Программы | Основная цель - обеспечение современного уровня профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при онкологических заболеваниях. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2002-2003 годы |
Перечень разделов | I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения |
Исполнители Программы (в установленном порядке) | департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области, |
Общая стоимость Программы | 69,86 млн. руб. |
| 2002 г. 25,93 млн. руб. |
| 2003 г. 43,93 млн. руб. |
в том числе: |
|
Средства областного бюджета | 2002 г. 15,63 млн. руб. |
Средства муниципальных бюджетов | 2002 г. 0,3 млн. руб. |
Средства ТФ ОМС | 2002 г. 10,0 млн. руб. |
| 2003 г. 10,0 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - повышение до 10 процентов выявляемости онкозаболеваний при профилактических осмотрах; |
Ответственные лица для контактов | заместитель директора департамента здравоохранения и фармации Администрации области |
| главный врач ГУЗ ЯО Ярославский областной онкологический диспансер, главный онколог области Луппов В.И. (тел.23-20-03) |
Областная программа “Онкология” разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 “О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации”, Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 N 1202-р и в соответствии с постановлением Губернатора Ярославской области от 14.11.2000 N 764 “О программе социально-экономического развития Ярославской области на 2000-2003 годы “От выживания к благополучию”.
Злокачественные новообразования - одна из приоритетных проблем здравоохранения. Ежегодно в России заболевает более 440 тыс. человек.
По уровню заболеваемости Ярославская область находится на 5 месте среди регионов Российской Федерации, в 2000 году показатель составил 383 случая на 100 тыс. населения. За 10 лет общая заболеваемость злокачественными новообразованиями возросла на 23%. В структуре патологии взрослого населения первое место занимает рак желудка и рак легкого. В последние годы отмечена тенденция к снижению рака желудка в среднем на 18%, заболеваемость раком легких сохраняется стабильно высокой. С каждым годом увеличивается количество злокачественных новообразований кожи и молочной железы, за 10 лет эта патология возросла в 2,5 раза.
Удельный вес запущенных форм рака составляет 31,5%; преимущественные локализации процесса - легкие и желудок.
В структуре показателей смертности и инвалидности злокачественные новообразования занимают первые ранговые места. Ежегодно признаются инвалидами с данной патологией 1600-1700 человек, среди них 38-44% составляет трудоспособное население. Возрастает доля I группы инвалидности. Не имеет тенденции к снижению смертность от злокачественных новообразований, (229 случаев на 100 тыс. населения). Высок уровень летальности онкологических больных в течение первого года с момента установления диагноза.
Анализ детской заболеваемости злокачественными новообразованиями свидетельствует об их росте и увеличении степени тяжести. В структуре патологии преобладают заболевания крови, почек и головного мозга.
Сложившаяся эпидемиологическая и демографическая ситуация в онкологии делает чрезвычайно важной проблему предупреждения и раннего выявления опухолевых заболеваний.
Самым существенным направлением профилактики является совершенствование системы диспансеризации “групп риска” по онкопатологии в учреждениях общей лечебной сети, их своевременное выявление на ранних стадиях позволит значительно уменьшить экономические затраты на лечение.
Немаловажным звеном профилактики злокачественных новообразований является работа смотровых кабинетов по раннему выявлению наружных локализаций рака как у женщин, так и у мужчин. Мощным профилактическим направлением является массовый цитологический скрининг женского населения.
Для повышения качества ранней диагностики патологии молочных желез имеет значение организация централизованной маммологической службы.
В своевременности выявления онкозаболеваний имеют значение знания вопросов онкологии врачами общей лечебной сети, так как отсутствие онконастороженности влечет за собой учащение выявления поздних форм рака.
В целях предупреждения, раннего выявления, своевременного лечения и реабилитации онкологических больных необходимо совершенствование системы санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике онкологических заболеваний среди населения, повышению эффективности профилактических осмотров.
В настоящее время в результате снижения объема профилактических массовых осмотров населения на выявление опухолевых и предопухолевых заболеваний удельный вес активно выявленных больных сократился почти вдвое.
Крайне актуальными являются вопросы правильной организации работы смотровых кабинетов, цитологического, маммологического скрининга, флюорографического обследования.
Важным разделом в организации онкологической помощи населению является стационарный этап. В области в целом развернуто 370 онкологических коек, из расчета на существующую заболеваемость необходимо 600 коек.
Ведущим лечебно-профилактическим учреждением территории является ГУЗ ЯО Ярославский областной онкологический диспансер (далее ООД) на 230 коек, обеспечивающий специализированную консультативную, диагностическую и лечебную помощь. За последние годы в г. Ярославле открыты онкологические отделения в муниципальных учреждениях здравоохранения МСЧ ОАО ЯШЗ и МСЧ “Автотранс”, хорошо оснащенные современным, дорогостоящим медицинским оборудованием, что позволило увеличить уровень госпитализации, однако, эти отделения не обеспечены необходимой инфраструктурой для комбинированного и комплексного лечения.
Ярославский областной онкологический диспансер имеет необходимый спектр диагностических и лечебных служб, однако, их возможности ограничены из-за устаревшей материально-технической базы. Требует капитального ремонта основной лечебный корпус, не выдерживаются санитарные нормы на 1 койку, недостаточно оснащение современной диагностической и лечебной аппаратурой, что сдерживает внедрение современных технологий.
Уровень технического оснащения отделения лучевой терапии не обеспечивает качества и объемов данного вида лечения в соответствии с потребностью. Гамма-терапевтическая аппаратура морально и физически устарела, отработала нормативный ресурс в 2-4 раза. Возникают частые поломки, и, как следствие, дорогостоящие ремонты. Имеющиеся каньоны не соответствуют гигиеническим требованиям и нуждаются в реконструкции и строительстве дополнительных помещений для размещения современной аппаратуры.
Недостаточное финансирование не позволяет обеспечить в необходимом объеме онкологическую службу химиотерапевтическими препаратами, потребность в современных дорогостоящих препаратах удовлетворяется только на 50%.
Применяемые современные технологии для диагностики и лечения онкопатологиии предусматривают комплексность и этапность лечебных мероприятий (хирургическое, лучевое, химиотерапевтическое). Их централизация позволила бы рационально, эффективно и с наименьшими затратами квалифицированно оказывать медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями.
Актуальной остается проблема паллиативной помощи онкологическим больным с запущенными формами в виде развития хосписной службы. В настоящее время имеются два стационарных отделения на 25 коек в г. Ярославле и 20 коек в Некрасовском районе, работает амбулаторная хосписная служба и дневные стационары в г. Ярославле, эта помощь требует дальнейшего развития.
Разработка и внедрение современных технологий обследования и лечения больных злокачественными новообразованиями, обеспечение онкологических учреждений лекарственными средствами и медицинской техникой, организация восстановительного лечения онкологических больных, подготовка кадров позволят улучшить состояние онкологического здоровья населения области.
Основная цель Программы - обеспечение современного уровня профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при онкологических заболеваниях.
Задачами Программы являются:
- повышение эффективности мероприятий по профилактике и выявление онкологических заболеваний на ранних стадиях;
- обеспечение современного уровня лечения и реабилитации онкологических больных на основе внедрения новейших медицинских технологий;
- развитие материально-технической базы онкологической службы и совершенствование организации онкологической помощи.
Реализация Программы намечена на 2002-2003 годы.
Эффективность от реализации Программы ожидается в виде повышения выявляемости новообразований при профилактических осмотрах и диспансеризации, снижения числа случаев запущенных форм рака за счет внедрения современных диагностических и лечебных технологий, обеспечения комплексного лечения у больных с распространенными формами заболевания, увеличения продолжительности и качества жизни онкологических больных и снижения инвалидности.
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь, что приведет к улучшению состояния онкологической помощи.
Программа будет реализована заказчиками через систему планирования, оценки достижений промежуточных и итоговых результатов.
Контроль за реализацией Программы будут осуществлять ее исполнители в соответствии с действующим порядком, установленным законодательством Российской Федерации и Ярославской области.
Наименование ресурсов | Единица измерения | Потребность | ||
|
| всего | В том числе по годам | |
|
|
| 2002 | 2003 |
Материально-технические ресурсы |
|
|
|
|
Трудовые ресурсы |
|
|
|
|
Финансовые ресурсы | млн.руб. | 69,86 | 25,93 | 43,93 |
- областной бюджет | млн.руб. | 29,66 | 15,63 | 14,03 |
- внебюджетные источники (ТФ ОМС) | млн.руб. | 20,0 | 10,0 | 10,0 |
Государственная поддержка из бюджетов других уровней: |
|
|
|
|
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
- бюджеты муниципальных образований области | млн.руб. | 20,2 | 0,3 | 19,9 |
Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие в зависимости от особенностей программы) |
|
|
|
|