Недействующий


ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 14 ноября 2000 года N 764



О программе социального-экономического развития
Ярославской области на 2000-2003 гг. "От выживания к благополучию"

(с изменениями на 17 июля 2002 года)

______________________________________________________________________________________

Текст документа с изменениями, внесенными:

постановлением Губернатора Ярославской области от 17 июля 2002 года N 485

______________________________________________________________________________________     

В соответствии с планом действий Администрации Ярославской области по созданию условий и механизмов для стабильных финансовых, материальных и организационных предпосылок устойчивого развития Ярославской области в 2000-2003 годах и последующий период с учетом предложений, принятых при обсуждении на расширенном заседании коллегии Администрации области от 08.08.2000,

постановляю:

1. Одобрить разработанную Администрацией области программу социально-экономического развития Ярославской области на 2000-2003 годы "От выживания к благополучию" (приложение).

2. Представить указанную программу в Государственную Думу Ярославской области.

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.

4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

Губернатор области
А.И.Лисицын


Приложение
к постановлению
Губернатора области
от 14.11.2000 N 764
(в редакции постановления
 Губернатора Ярославской области
 от 17 июля 2002 года N 485
)


Программа
социально-экономического развития Ярославской области на 2000-2003 гг.
"От выживания к благополучию"
(основные положения)



В предыдущие годы было принято большое количество различных программ. Но ситуация в экономической и политической жизни сегодня меняется настолько стремительно, что любые долгосрочные программы теряют свою актуальность и соответствие новым ориентирам. Практика показала, что необходимо перейти к принципиально новой модели планирования регионального развития, при которой на долгосрочную перспективу определяются основные цели и задачи, а на каждый год принимаются конкретные программы по их выполнению.

Программа социально-экономического развития Ярославской области - это комплекс документов, который включает в себя:

- основные направления социально-экономической политики Ярославской области;

- концепцию инвестиционной политики Ярославской области;

- основные положения бюджетной и налоговой политики Ярославской области;

- областные программы и проекты по конкретным направлениям развития Ярославской области.

Данный документ - описание основных положений Программы социально-экономического развития Ярославской области. Программа разработана по инициативе и под руководством Губернатора Ярославской области А.И. Лисицына силами структурных подразделений Администрации области при содействии ЗАО "Рейтинговое Агентство "Эксперт РА".

Первый этап Программы охватывает период 2000-2003 гг. Главное отличие новой Программы в том, что она ориентирована на развитие и на создание в регионе, в структуре региональных органов власти и органов местного самоуправления стабильных финансовых, материальных и организационных предпосылок для устойчивого развития Ярославской области.

Главная задача Программы - задача экономического роста и на этой основе повышение качества жизни населения области. Ставка сделана на конкурентные преимущества Ярославской области, использование которых позволит решить поставленную задачу с наименьшими затратами.

Процесс разработки Программы развития региона не заканчивается ее написанием и утверждением. Ежегодно будет проводиться сравнение поставленных задач и достигнутых результатов, корректировка целей и внесение изменений в уже принятые документы. Основной принцип такой работы - согласование интересов разных социальных групп региона.

1. Предпосылки разработки Программы
"От выживания к благополучию"

Предпосылки для разработки такой программы были заложены деятельностью Администрации области в течение последних восьми лет. Это в том числе совместная работа с экспертами института Гайдара, позволившая обучить специалистов областной Администрации методам государственного регулирования экономики в условиях переходного периода. Это создание первого в российской практике аналитического центра в структуре исполнительной власти, что принципиально изменило технологию принятия управленческих решений, позволило определить приоритеты в региональной социально-экономической политике. Это создание первого в структуре исполнительной власти инвестиционного департамента, который заложил основы новой региональной стратегии привлечения внешних инвестиций. По условиям работы, созданным для инвесторов, Ярославская область теперь входит в первую десятку регионов России. Это создание впервые в России в органах государственной власти - в департаменте государственного регулирования хозяйственной деятельности, системы качества на базе Международных стандартов ИСО серии 9000.

В начале 90-х годов потребовалось перейти от плановой социалистической экономики к рыночной, к экономической самостоятельности регионов, муниципальных образований, предприятий и организаций. Главной проблемой тогда стало решение задачи организации взаимовыгодного сотрудничества между властью и руководителями независимых предприятий и организаций.

Нарушение хозяйственных и технологических связей привело к спаду производства, который в 1999 году составил в сопоставимых ценах 42% от уровня 1990 года. По России этот показатель равен 50%. В результате анализа определилось одно из направлений наших совместных действий - это восстановление рынков сбыта для предприятий и организаций нашей области. В настоящее время составлены и подписаны соглашения с 50-тью регионами России и бывшими союзными республиками. Созданы и открыты три Торговых дома с участием Администрации области. Результатом этой работы явилось увеличение объема реализованной предприятиями продукции.

Второе главное направление региональной экономической политики прошедших лет - привлечение инвестиций в реальный сектор экономики. Не секрет, что инвестиционные валютные кредиты и в сельское хозяйство, и в промышленное производство тогда явились первым этапом на пути к формированию управляемого экономического процесса на территории области. Конечно, не все получалось, но велась проработка вариантов экономической стабилизации в регионе.

Итогом активных действий власти и бизнеса по этим двум направлениям стало сохранение экономического потенциала области, который сегодня занимает после Москвы и Московской области третье место в Центральной России. И не только сохранение, но и увеличение налогооблагаемой базы. В ярославской экономике наметилась положительная динамика развития. Достаточно высокие темпы роста поддерживает промышленность. По итогам 1999 года индекс физического объема составил 125,7%, за полугодие - 124,8%. Наиболее существенный прирост получен на таких предприятиях, как ОАО "ЭЛДИН", ОАО "ЯЗТА", ОАО "Автодизель", ОАО "Победа рабочих", ЗАО "Балканская звезда".

Подтверждением правильной промышленной политики, проводимой Администрацией области, являются итоги реализации российско-белорусской программы "Развитие дизельного автомобилестроения" и утверждение ее финансирования из Союзного бюджета Россия-Беларусь, создание МФПГ "БелРусАвто". Ее реализация дала возможность стабильно работать и вовремя получать заработную плату почти 40 тыс. жителям области. Дизелестроители за 1999 год увеличили производство в 1,6 раза, за 1 полугодие 2000 г. в 1,5 раза.

За 1992-1999 г.г. в Ярославской области было приватизировано около 1300 предприятий. Необходимо отметить, что передел собственности не закончился, и задача органов государственной власти не просто следить за происходящими процессами, но вмешиваться и управлять ими в пользу государства и конкретно нашей области.

Преобразование коллективной формы собственности в коллективно-долевую на селе не улучшило финансово-хозяйственного положения сельскохозяйственных предприятий. Падение объемов сельскохозяйственного производства продолжается в течение всего периода (1992-1999г). Не полностью оправдали ожидания крестьянские (фермерские) хозяйства, удельный вес производства которых в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции колеблется от 1,1 до 1,3%.

На селе руководители большинства хозяйств надеялись на более существенную поддержку из федерального и областного бюджета, которой в той экономической ситуации быть не могло. Но есть руководители, которые сами искали выход, не дожидаясь помощи сверху. И в нынешних условиях они работают довольно успешно. Это такие хозяйства как ПСК "Родина" Ярославского муниципального округа и СПК "Родина" Угличского муниципального округа, ЗАО "Пахма", ЗАО "Ярославский бройлер" и другие.

Благодаря специально выработанной политике Губернатора области в отношении селян, удалось не допустить обвального спада сельскохозяйственного производства, при ежегодном сокращении поголовья крупного рогатого скота область за счет повышения продуктивности дойного стада сохраняет объемы производства молока. В области внедрена голландская технология производства картофеля, продолжается работа по созданию долголетних культурных пастбищ.

Несмотря на заметное сокращение объемов инвестиций, за годы реформ в строительной отрасли удалось сохранить квалифицированные кадры и производственный потенциал, который сегодня превышает возможности инвесторов и позволяет решать задачи по строительству объектов любой сложности.

Начиная с 1992 года, ежегодно наращивается строительство жилья за счет личных средств граждан, в том числе и с привлечением кредитов. Темпы такого строительства за последние 8 лет выросли в области в несколько десятков раз. Кроме общеэкономических тенденций этому способствовал ряд своевременно принятых Администрацией области решений. Эффективный механизм финансирования строительства жилья найден и отработан в г. Ярославле, представляет собой привлечение средств граждан и юридических лиц через жилищные облигации мэрии. Предприятиями стройиндустрии ведется работа по освоению и выпуску конкурентоспособной строительной продукции.

Администрацией области сформирована система регулирования регионального транспортного рынка. Созданы новые структуры по координации деятельности субъектов бизнеса на транспорте. Это областное отделение Российской транспортной инспекции, государственное учреждение "Яроблтранском".

На сегодняшний день предприятия транспортного комплекса устойчиво обеспечивают потребность населения Ярославской области в перевозках.

Появились новые формы работы с транспортниками. Ежегодно для обеспечения стабильной перевозки населения в пригородном сообщении и покрытия убытков от них на протяжении последних 5 лет Администрацией области подписывается генеральное соглашение с управлением Северной железной дороги. Сумма взаимных обязательств ежегодно составляет порядка 60 млн. рублей. Развивается государственное предприятие "Аэропорт Туношна". За 1999 год - год становления аэропорта обслужено более 200 самолето-вылетов, перевезено более 7 тыс. пассажиров, реконструированы и действуют здание временного обслуживания пассажиров и таможенно-эксплуатационный комплекс, создан топливно-заправочный комплекс, создано 125 рабочих мест.

За последние 3 года в муниципальную собственность передано жилищного фонда общей площадью более 8 млн. кв. м, в результате чего объем фонда, находящегося в муниципальной собственности, увеличился более, чем в 3 раза.

Годовая потребность области на оплату топливно-энергетических ресурсов (без г. Ярославля) составляет почти треть собственных доходов областного бюджета.

Администрации области удалось подписать соглашения с основными поставщиками топлива: с нефтегазовой компанией "Славнефть", Межрегионгазом и управлением Северной железной дороги. Подписано соглашение с РАО ЕЭС. В этих соглашениях содержатся не только оперативные вопросы, но и вопросы перспективного развития нашего региона. Для более эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, учета финансовых потоков в области созданы новые институты управления: региональная энергетическая комиссия - департамент топлива и энергетики, нефтеинспекция, газовая компания Межрегионгаз.

В области продолжается работа по выполнению мероприятий, предусмотренных областной и муниципальными программами реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Постепенно увеличивается доля платежей населения в оплате предоставляемых услуг, хотя низкие темпы роста доходов населения области не позволяют довести ее до уровня установленного федерального стандарта (фактический уровень платежей населения в целом по области составляет около 40% при стандарте на этот год 70%).

Практика предыдущих лет показывает, что действенной поддержкой отечественного товаропроизводителя является инвестиционная политика, проводимая Администрацией области. Главными направлениями деятельности в этой области были:

- осуществление государственной поддержки приоритетных проектов и программ;

- формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности на территории области; ежегодно утверждается и реализуется региональная инвестиционная программа; в результате по сумме иностранных инвестиций на одного жителя Ярославская область за период с 1996 по 1999 гг. переместилась с 37 на 19 место в России; освоен выпуск более 100 наименований новых изделий, за последние три года получено более 200 млн. руб. дополнительных налогов в областной и местные бюджеты, сохранено и создано более 7000 рабочих мест.

В области разработана и утверждена программа "Качество". В ходе ее реализации специалистами Германии подготовлено 39 аудиторов по качеству с сертификатами европейского уровня для проведения работы по сертификации качества на предприятиях области. Подготовлено более тысячи руководителей и специалистов по вопросам современного управления. В рамках реализации программы "Качество" 14 предприятий внедрили и провели у себя международную сертификацию данной системы, еще столько же готовятся к сертификации.

В переходном периоде в России и регионе появилась новая прослойка работодателей, это - представители малого бизнеса в лице малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Все эти годы Администрация области старалась не мешать новым росткам рыночной экономики, принимала решения в их поддержку. Одним из новых направлений в этой деятельности было создание положительного имиджа предприятий малого бизнеса, формирование у населения области идеологии поддержки людей, занимающихся малым бизнесом. Пришло понимание и того, что только при взаимодействии с властью можно твердо встать на ноги в своем бизнесе и занять достойное место в экономике региона. Большую работу в становлении малого бизнеса в области выполняла и продолжает успешно выполнять Ярославская Торгово-промышленная палата.

Сегодня мы можем назвать десятки молодых бизнесменов, которые успешно руководят производством, работают в коммерции, в финансовых структурах, создают новые рабочие места и участвуют в развитии региона.

Сила и устойчивость власти в заботе о человеке. Вот хронология действий Губернатора области и его команды в этом направлении за последние годы:

- решение всех пенсионных вопросов было приближено к месту жительства пенсионеров;

- одними из первых в России было принято решение о выплате 50% минимального размера пенсии необоснованно репрессированным гражданам;

- с 1992 года идет активное формирование служб социальной помощи на дому, создано 22 центра социального обслуживания населения;

- действует комплексная программа "Семья";

- сдан в эксплуатацию ряд объектов медико-социального стационарного обслуживания престарелых и инвалидов;

- получила поддержку зародившаяся в области акция "Забота" по оказанию помощи пожилым сельским жителям.

Очень сложно и болезненно происходил в области переход к рыночной экономике в начале 90-х, и, прежде всего, это касалось занятости населения, поиска своей ниши в новых условиях труда. Администрация области понимала, что в одночасье эту проблему не решишь, и установила тесное взаимодействие с департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области. Были приняты ряд решений в рамках реализации областной программы содействия занятости населения, в т.ч. "О самозанятости сельского населения", "Содействие занятости и адаптации молодежи к условиям рынка труда" и другие.

Согласно результатам обследований населения России по проблемам занятости, проводимым Госкомстатом России, уровень занятости населения в нашем регионе - 60,1% (по России - 54,8%). - это 9 место среди всех регионов. Численность безработных, официально зарегистрированных в службе занятости населения, уменьшилась по сравнению с 1996 годом, более чем в 4 раза.

В качестве основных направлений деятельности Администрации области в системе здравоохранения были избраны организация квалифицированной медицинской помощи и в первую очередь людям старшего возраста, бесперебойное лекарственное обеспечение для хронических больных.

В области работает программа государственных гарантий по обеспечению жителей области бесплатной медицинской помощью. Совместно с областным отделением Российского детского фонда реализуется программа по реабилитации детей, страдающих сахарным диабетом, детским церебральным параличом, инвалидов по слуху.

По предложению департамента здравоохранения и фармации с целью повышения эффективности работы лечебных учреждений только за последние два года было сокращено более 1000 неэффективно функционирующих коек. За последние 8 лет построены и введены в эксплуатацию крупные лечебно-профилактические учреждения, в т.ч. введено больниц на 600 коек, поликлиник на 2250 посещений.

За истекшие годы в условиях хронической нехватки средств главным направлением работы Администрации области было сохранение существующей сети учебных заведений, стабильности в педагогических коллективах и поддержание нормативных условий обучения в них. За период с 1992 по 2000 годы удалось построить 6 школ, открыть новые государственные учреждения для работы со школьниками. Проведена инвентаризация сети муниципальных образовательных учреждений, определены на ближайшую перспективу вопросы по оптимизации сети и их строительству.

Многие инициативы системы областного образования находили поддержку на уровне Министерства образования Российской Федерации. Сферу образования Администрация области и дальше будет считать важнейшим элементом социально-экономического развития Ярославской области, т.к. именно в ней происходит становление молодых людей, освоение ими ценностей общества, новых социальных навыков, овладение новыми видами деятельности.

Ярославская земля славилась и славится талантливой, инициативной молодежью. У нее есть свой взгляд на жизнь, свои мысли по ее обустройству. Губернатор области совершенно правильно ставит перед своей командой задачу о необходимости серьезно работать и востребовать в своей деятельности молодежные силы. Для непосредственного участия представителей молодежи в управлении социально-экономическим процессом и подготовки кадрового резерва власти в области создан и успешно работает третий состав молодежного Правительства. В рамках Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации "Центральная Россия" создан координационный совет по молодежной политике.

Бюджетно-налоговая политика - главный рычаг и зеркало любой власти. Основное направление бюджетной политики - увеличение бюджетных доходов. Сегодня, когда предприятия области начинают выходить из кризиса, у них появляется прибыль, мы вправе рассчитывать на серьезную прибавку доходов бюджета. И этому есть подтверждение. План по доходам областного бюджета в 1-ом полугодии текущего года выполнен на 127%. "Живых" денег поступило в 2,2 раза больше, чем за тот же период 1999 г. (85,1%) (734 и 331 млн. руб.).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»