Недействующий

Об утверждении Программы реформирования ЖКХ области (с изменениями на 14 ноября 1997 года)

1. Введение.
Неизбежность реформы системы финансирования
и содержания жилищно-коммунального хозяйства

Сложившийся с начала тридцатых годов механизм ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве деформировал всю систему ее финансирования и в значительной степени обусловил низкий уровень обеспеченности населения услугами ЖКХ, нарастающий износ основных фондов, увеличение аварийности, ухудшение экологической обстановки.

Высокая степень зависимости отрасли от величины выделяемых для ее функционирования бюджетных ассигнований делает ее особенно уязвимой в условиях кризисных явлений в экономике хронического дефицита бюджета.

Такое положение в отрасли создало предпосылки для проведения коренной реформы жилищно-коммунальной сферы, перестройки системы финансирования эксплуатации жилья приближая ее к условиям рыночных отношений, перехода от бюджетного дотирования к оплате услуг потребителями, при условии социальной защиты малообеспеченных семей и экономическом стимулировании качества обслуживания.

Основными документами, определяющими порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на первом этапе были Закон Российской Федерации "Об основах Федеральной жилищной политики" от 24.12.92 и постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" , которыми предполагалось поэтапное увеличение оплаты жилья и коммунальных услуг населением до размера, обеспечивающего возмещение издержек на их оказание, в течение пяти лет. Работа по переходу на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в области началась с 1994 года принятием постановлений Главы администрации от 21.10.93 N 266 и от 06.01.94 N 4, которыми утверждены Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, сроки поэтапного перехода, предельные уровни платежей граждан., максимальная доля расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг, социальные нормы площади жилья. Аналогичные постановления были приняты городскими и районными администрациями.

Однако, в условиях продолжающегося кризиса экономики, роста безработицы, неплатежей, систематической задержки выплаты зарплаты, пенсий, пособий, просроченной задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг населением, осуществить переход на новые условия оплаты жилья и коммунальных услуг в течение пяти лет оказалось невозможным. Учитывая такое положение, срок был продлен до 10 лет с завершением его к 2003 году.

С принятием Правительством Российской Федерации постановления от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" начался второй этап перехода на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Во исполнение этого постановления Губернатором области были приняты постановления от 02.08.96 N 450 и от 30.09.96 N 582, которыми намечены конкретные меры и определены рубежи по осуществлению второго этапа.

За период с 1994 по 1996 годы ставки и тарифы на жилье и коммунальные услуги в среднем по области возросли в 7,7 раза, при этом стоимость оплаты жилищно-коммунальных услуг в расчете на условную семью из трех человек, проживающую в квартире общей площадью 55 кв. м, составила 103 тыс. рублей. Размер платы за жилье и коммунальные услуги по муниципальным образованиям области колеблется от 73 до 161 тыс. рублей. Уровень платежей населения к затратам на содержание жилья и коммунальные услуги возрос с 2 до 27%. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в среднем по области изменилась за этот период с 10 до 15 %.

Повышение тарифов на жилье и коммунальные услуги проводилось с одновременным введением мер социальной защиты малообеспеченных граждан путем предоставления жилищных субсидий. Для этой цели во всех муниципальных округах области были образованы службы субсидий. В целом по области в 1994 году субсидии получили 2,4 тысячи семей, или 0,4 % от общего числа семей. В 1996 году субсидии уже получили 13,8 тыс. семей, или 3 % от общего числа семей. В 1994 году израсходовано на выплату субсидий 21,7 млн. рублей, в 1996 году - 1157 млн. рублей.

С сентября 1996 года в муниципальных образованиях области в структуру платежей населения за жилье и коммунальные услуги включена плата за наем жилья в размере от 40 до 100 рублей за 1 кв. м общей площади.

При определении размера субсидий учитывается величина прожиточного минимума на одного члена семьи.

Социальная норма площади жилья по муниципальным образованиям области колеблется от 16 до 20 квадратных метров общей площади на одного человека и 10 квадратных метров дополнительно на семью.

В городе Ярославле применяются повышенные ставки для оплаты площади жилья, превышающей социальную норму и сверхнормативного потребления коммунальных услуг.

Переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства с субъектами хозяйствования, а также создание служб "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам при администрациях осуществляется медленно. Общим негативным моментом развития договорных отношений является недостаточная четкость взаимных обязательств сторон, отсутствие конкретного механизма применения экономических санкций за нарушение условий договора, а также механизма урегулирования спорных ситуаций по жилищно-коммунальному обслуживанию потребителей. Отсюда, слабая содержательная и правовая проработка договоров, отсутствие в них конкретных критериев и ответственности сторон на практике ведет к сохранению преимущественно административных методов управления. Часто возникают конфликтные ситуации из-за нечеткости определения обязанностей, условий финансирования и границ обслуживания внутридомового инженерного оборудования. В этих условиях предприятия не могут обеспечить выполнение всего комплекса работ по содержанию и ремонту объектов ЖКХ, выполняют только самые необходимые работы, обслуживают только те объекты, которые требуют экстренного ремонта.

Правовая неопределенность взаимоотношений предприятий и потребителей усугубляется также отсутствием договоров найма жилого помещения. Переход от традиционных ордеров к договорам найма находится лишь в самой начальной стадии.

Таким образом, реализация первых этапов внедрения новой системы оплаты жилищно-коммунальных услуг в области дала возможность начать перестройку системы финансирования эксплуатации жилья, приближая е к условиям рыночных отношений. Введенная система социальной защиты малообеспеченных групп населения позволила в нынешних сложных социально-экономических условиях, постепенно поднимая ставки оплаты жилищнокоммунальных услуг, ослабить зависимость жилищных организаций от бюджетных дотаций. Однако, несмотря на положительные моменты, в отрасли остались нерешенные проблемы, мешающие выходу отрасли из кризиса. Дальнейшие направления и механизм реформирования определены Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 и настоящей Программой.