Об утверждении Программы реформирования ЖКХ области
(с изменениями на 14 ноября 1997 года)
______________________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Губернатора Ярославской области от 14 ноября 1997 года N 700
______________________________________________________________________________
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и постановления губернатора Ярославской области от 30.05.97 N 345 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Ярославской области"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу реформирования жилищнокоммунального хозяйства Ярославской области.
2. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований области учесть основные положения указанной Программы при разработке программ реформы жилищно-коммунального хозяйства на своих территориях.
3. Управлению по связям с общественностью и государственной поддержке средств массовой информации Администрации области (Пушкарная А.М.) организовать освещение Программы в средствах массовой информации.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правительства области Ковалева В.А.
Губернатор области
А.И.Лисицын
Реформа жилищно-коммунального хозяйства происходит по всей стране, однако на региональном уровне в рамках общегосударственной Концепции могут и должны быть свои индивидуальные особенности и приоритеты.
Реформа - это почти всегда трудно, однако авторы Программы хотели минимизировать трудности населения за счет разнообразных механизмов защиты, что и является отличительной чертой Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области. Если на предыдущих этапах внедрения новой системы оплаты жилищно-коммунальных услуг увеличение доли затрат, покрываемых за счет платежей населения, происходило, в основном, путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то теперь усилия будут сосредоточены на рационализации и снижении издержек производителей услуг за счет внедрения новых технологий предоставления и учета (как коллективного, так и индивидуального) услуг ЖКХ, а также стимулирования более экономного пользования жилищно-коммунальными услугами со стороны потребителей.
Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в:
развитии и совершенствовании программы предоставления субсидий семьям с низкими доходами;
обеспечении предусмотренного договорами качества предоставляемых услуг, а также гарантий потребителям права по оплате услуг в соответствии с их реально достигнутыми объемом и качеством;
изменении тактики ценообразования, переходе к более плавному изменению тарифов, не превышающему темпов роста реальных доходов населения;
разработке механизма оплаты жилищно-коммунальных услуг, направленного на стимулирование семей с невысоким совокупным доходом иметь жилье, соответствующее доходу, а также на то, чтобы семьи, имеющие более высокий уровень дохода и жилищной обеспеченности, в большей мере участвовали в финансировании жилищно-коммунальных услуг;
ограничении неоправдано высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг;
строгом контроле за тем, чтобы в тарифы для населения не включались необоснованные затраты, связанные с монопольным положением жилищно-коммунальных организаций;
ограничении доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Настоящей Программой предусмотрено постепенное повышение (1-2 % в год) доли затрат на жилье и коммунальные услуги в общем доходе семьи, которая к 2003 году не должна превышать 25 % дохода семьи при соблюдении важнейшего условия проведения реформы: темпы роста совокупного дохода населения области должны быть выше темпов роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Эти действия могут и должны обеспечить минимальную болезненность назревшей реформы.
Отличительной особенностью Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области является и ее комплексность. Своей детальностью она серьезно отличается от федеральной Концепции, а вместе с тем и не детализирует излишне конкретные действия муниципальных и ведомственных служб. Одновременно с этим в Программе комплексно задействованы и переплетены правовой, финансово-тарифный, организационный и социальный аспекты действий таким образом, чтобы исключить путаницу, дублирование и несогласованность действий всех участников реформы. Ни самотека, ни бессистемности, ни бесплановости в этой реформе допустить нельзя, также как нельзя допустить и безответственности в ее реализации. Именно в связи с этим Программой определяются не только конкретные исполнители, но и должностные лица, персонально ответственные за ход реформы на территории Ярославской области:
Быков Г.C. заместитель Губернатора области -
председатель областной комиссии по
проведению реформы;
Буров С.А.- заместитель Губернатора области -
нормативно-правовое обеспечение реформы;
Баракин А.А.- первый заместитель Председателя
Правительства области - финансовое
обеспечение проведения
реформы и политики в ценообразовании;
Хрящев В.Н.- заместитель Председателя Правительства
области - социальная защита населения;
Шамин В.Г.- заместитель Председателя Правительства
области - проведение реформы ЖКХ в сельских
населенных пунктах.
Этапность Программы базируется на строгой логике всех шагов, действий и мероприятий, взаимосвязанных между собой. Понятно, что конкретные действия могут изменяться и уточняться, тем не менее такие шаги, как:
систематизация существующего законодательства и разработка планов законодательных инициатив по вопросам реформы ЖКХ, совершенствование управления, государственного регулирования и контроля в 1997 году;
совершенствование финансирования и ценообразования, разработка прогноза ценовой политики с учетом динамики доходов населения, создание товариществ собственников жилья, внедрение мероприятий по ресурсосбережению в 1998 году;
организационная и методическая поддержка структурных преобразований и мероприятий по демонополизации ЖКХ, переход на обслуживание жилищного фонда и объектов благоустройства на конкурсной основе, а также обеспечение наиболее полного учета энергоресурсов в жилищном хозяйстве в 1999 году и т.д.; будут обязательны, хотя аспекты их в ходе реформы могут и изменяться в зависимости от ситуации.
Программой реформы определены три этапа ее реализации:
1 этап - 1997-1998 г.г.
2 этап - 1999-2000 г.г.
3 этап - 2001-2003 г.г.,
на каждом из которых необходимо достичь определенных и конкретных результатов.
Особенно важно обеспечить максимальное внимание к проведению реформы ЖКХ в муниципальных образованиях, где, в соответствии с действующим законодательством, должны приниматься основные решения, касающиеся характера и темпов реформы в рамках общеобластной Программы.
Предстоит сделать очень многое для того, чтобы в конечном итоге улучшить условия жизни людей. Это не просто, но общими усилиями, конструктивными и продуманными; с помощью всех ярославцев мы надеемся добиться положительного результата.
АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА
реформирования жилищно-коммунального хозяйства
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1997-2003 годы
ЯРОСЛАВЛЬ
1997
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт Программы реформирования жилищно-коммунального
хозяйства Ярославской области на 1997-2003 годы
1. Введение. Неизбежность реформы системы финансирования
и содержания жилищно-коммунального хозяйства
2. Основные цели и задачи реформирования жилищно -
коммунального хозяйства
3. Реализация государственной политики в жилищно -
коммунальном хозяйстве Ярославской области
4. Нормативно-правовое обеспечение реализации Программы
реформирования жилищно-коммунального хозяйства
4.1. Отношения собственности
4.2. Развитие договорных отношений
4.3. Управление и государственное регулирование ЖКХ
4.4. Защита прав потребителей
4.5. Совершенствование финансирования и ценообразования
5. Основные направления реализации программы
5.1. Совершенствование системы управления, государственного
регулирования и контроля
5.2. Демонополизация и развитие конкурентной среды
5.3. Регулирование взаимодействия бюджетов различных
уровней при распределении финансовой помощи
на обеспечение функционирования ЖКХ
5.4. Изменение механизма финансирования и ценообразования
жилищно-коммунального хозяйства
5.5. Обеспечение социальной защиты населения
5.6. Создание товариществ собственников
жилья
5.7. Организация ресурсосбережения в ЖКХ Ярославской
области
6. Основные мероприятия и этапы реализации Программы
ПРОГРАММА
реформирования жилищно-коммунального хозяйства
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1997-2003 годы
ПАСПОРТ
Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Ярославской области на 1997-2003 г.г.
+-------------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦Программа реформирования жилищно- ¦
¦программы ¦коммунального хозяйства Ярославской области ¦
¦ ¦на 1997-2003 г.г. ¦
+-------------+-----------------------------------------------¦
¦Дата ¦Постановление Губернатора Ярославской области ¦
¦утверждения ¦от 30.05.97 N 345 ¦
¦технического ¦"О реформе жилищно-коммунального хозяйства в ¦
¦задания на ¦Ярославской области". ¦
¦разработку ¦ ¦
¦программы. ¦ ¦
+-------------+-----------------------------------------------¦
¦Дата ¦ ¦
¦утверждения ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
+-------------+-----------------------------------------------¦
¦Основные ¦Областная комиссия по проведению реформы ¦
¦разработчики ¦жилищно-коммунального хозяйства, департамент ¦
¦программы. ¦ЖКХ Администрации области ¦
+-------------+-----------------------------------------------¦
¦Цели и задачи¦Обеспечение условий проживания, отвечающим ¦
¦программы, ¦стандартам качества. ¦
¦важнейшие ¦Защита прав потребителей услуг. ¦
¦целевые ¦Снижение издержек производителей услуг и ¦
¦показатели ¦соответственно тарифов при поддержании ¦
¦ ¦стандартов качества предоставляемых услуг. ¦
¦ ¦Организация ресурсосбережения в жилищно- ¦
¦ ¦коммунальном хозяйстве. ¦
¦ ¦Смягчение для населения процесса ¦
¦ ¦реформирования системы оплаты жилья и ¦
¦ ¦коммунальных услуг при переходе отрасли на ¦
¦ ¦режим безубыточного функционирования. ¦
¦ ¦Обеспечение адресной социальной защиты семей ¦
¦ ¦с низкими доходами в виде жилищных субсидий. ¦
¦ ¦Демонополизация обслуживания жилищного фонда ¦
¦ ¦и формирование рынка жилищно-коммунальных ¦
¦ ¦услуг. ¦
+-------------+-----------------------------------------------¦
¦Сроки и этапы¦1 этап - 1997-1998 г.г. ¦
¦реализации ¦2 этап - 1999-2000 г.г. ¦
¦программы ¦3 этап - 2001-2003 г.г. ¦
+-------------+-----------------------------------------------¦
¦Перечень ¦Разделы Программы: ¦
¦подпрограмм ¦1. Введение. Неизбежность реформы системы ¦
¦или разделов ¦финансирования и содержания жилищно- ¦
¦ ¦коммунального хозяйства. ¦
¦ ¦2. Основные цели и задачи реформирования ¦
¦ ¦жилищно-коммунального хозяйства. ¦
¦ ¦3. Реализация государственной политики в ¦
¦ ¦жилищно-коммунальном хозяйстве Ярославской ¦
¦ ¦области. ¦
¦ ¦4. Нормативно-правовое обеспечение реализации ¦
¦ ¦программы реформирования жилищно- ¦
¦ ¦коммунального хозяйства ¦
¦ ¦5. Основные направления реализации программы. ¦
¦ ¦6. Основные мероприятия и этапы реализации ¦
¦ ¦Программы. ¦
+-------------+-----------------------------------------------¦
¦Ожидаемые ¦Завершение к 2003 году перевода жилищно- ¦
¦конечные ¦коммунального хозяйства в режим безубыточного ¦
¦результаты ¦функционирования с одновременным применением ¦
¦реализации ¦мер социальной защиты для граждан с низкими ¦
¦программы ¦доходами, повышение качества и снижение ¦
¦ ¦издержек предоставляемых жилищно-коммунальных ¦
¦ ¦услуг. ¦
+-------------+-----------------------------------------------¦
¦Ответственные¦Заместитель Губернатора области Быков Г.С., ¦
¦лица для ¦заместитель Губернатора области Буров С.А., ¦
¦контактов, ¦первый заместитель Председателя Правительства ¦
¦куратор ¦области Баракин А.А., заместитель ¦
¦программы ¦Председателя Правительства области Хрящев ¦
¦ ¦В.Н., директор департамента жилищно- ¦
¦ ¦коммунального хозяйства Администрации области ¦
¦ ¦Наумов В.Л. ¦
+-------------------------------------------------------------+
Сложившийся с начала тридцатых годов механизм ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве деформировал всю систему ее финансирования и в значительной степени обусловил низкий уровень обеспеченности населения услугами ЖКХ, нарастающий износ основных фондов, увеличение аварийности, ухудшение экологической обстановки.
Высокая степень зависимости отрасли от величины выделяемых для ее функционирования бюджетных ассигнований делает ее особенно уязвимой в условиях кризисных явлений в экономике хронического дефицита бюджета.
Такое положение в отрасли создало предпосылки для проведения коренной реформы жилищно-коммунальной сферы, перестройки системы финансирования эксплуатации жилья приближая ее к условиям рыночных отношений, перехода от бюджетного дотирования к оплате услуг потребителями, при условии социальной защиты малообеспеченных семей и экономическом стимулировании качества обслуживания.
Основными документами, определяющими порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на первом этапе были Закон Российской Федерации "Об основах Федеральной жилищной политики" от 24.12.92 и постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" , которыми предполагалось поэтапное увеличение оплаты жилья и коммунальных услуг населением до размера, обеспечивающего возмещение издержек на их оказание, в течение пяти лет. Работа по переходу на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в области началась с 1994 года принятием постановлений Главы администрации от 21.10.93 N 266 и от 06.01.94 N 4, которыми утверждены Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, сроки поэтапного перехода, предельные уровни платежей граждан., максимальная доля расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг, социальные нормы площади жилья. Аналогичные постановления были приняты городскими и районными администрациями.