Недействующий

Об основных направлениях бюджетной политики и сценарных условиях социально-экономического развития Ярославской области на 1998 год

Приложение 1
к постановлению Губернатора
от 16.07.97  N 464

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 ГОД

Основные направления бюджетной политики Ярославской области составлены в соответствии с требованиями Закона Ярославской области "О бюджетном процессе в Ярославской области" (ст.16) и определяют цели, задачи и направления деятельности Администрации Ярославской области на 1998 год в сфере бюджетно-налоговой политики. Настоящий документ составлен в соответствии с "Приоритетами социально-экономической политики на 1996-2000 годы", а также с учетом "Основных направлений бюджетной политики" на 1996 и 1997 годы. При разработке данного документа были учтены основные положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию "О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации" и Программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах".

I. ИТОГИ ИСПОЛНЕНИЯ "ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 1996 ГОД"

В 1996 году основными целями Ярославской области в сфере бюджетной политики были:

упорядочение процесса планирования и исполнения государственного бюджета

организация системы эффективного контроля за целевым использованием бюджетных средств

упорядочение процедуры размещения и финансирования государственного заказа

начало реорганизации структуры налоговых доходов бюджета.

Для достижения данных целей Правительством (Администрацией) Ярославской области были предприняты следующие меры.

1. В сентябре 1996 года Государственная Дума Ярославской области приняла разработанный Правительством области Закон "О бюджетном процессе". В этом же году на основании данного Закона был сформирован Закон "О государственном бюджете Ярославской области на 1997 год", однако ввиду сжатых сроков не удалось выполнить все его требования. Работа в соответствии с указанным Законом о бюджетном процессе предполагает разработку и принятие Закона о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности. В 1996 году работы по разработке данного Закона только были начаты.

2. Менее успешно были реализованы цели организации системы эффективного контроля над целевым использованием бюджетных средств. В течение 1996 года не удалось создать систему уполномоченных банков Правительства Ярославской области.

3. В части реализации третьего направления в 1996 году Правительством области был разработан, а Думой принят Закон "О государственном заказе Ярославской области". Более того, в Законе Ярославской области о государственном бюджете Ярославской области на 1997 год свод ассигнований государственного бюджета на финансирование государственного заказа был выделен отдельным приложением.

Однако остался неразработанным механизм взаимодействия с органами с органами местного самоуправления.

4. В части реорганизации структуры налоговых изъятий предполагалось начать смещение тяжести налогообложения с налогов с оборота на имущественные и ресурсные платежи. Для реализации данных целей Законом о государственном бюджете Ярославской области на 1997 год предусмотрено снижение ставки налога на пользователей автодорог с 2,75% до 2%, и повышение ставки налога на имущество с 1,5% до 1,8%.

С целью более полной мобилизации в бюджет налоговых платежей Правительством области была организована работа по проведению взаимозачетов и использованию вексельного обращения. В 1996 году в консолидированный бюджет путем взаимозачетов и векселям получено 870,9 млрд. руб. или 41,4% доходов, в том числе по государственному бюджету области 384,9 млрд. руб. или 58,1% доходов. Это позволило снизить остроту ситуации с неплатежами и провести расчеты с сельскохозяйственными товаропроизводителями, выделить средства на приобретение топлива, продуктов питания, медикаментов и другие неотложные нужды.

Несмотря на принимаемые меры, задолженность предприятий и организаций по платежам в государственный бюджет Ярославской области по сравнению с 1995 годом возросла на 155 млрд. руб. и составила на 01.01.1997 года 562 млрд. руб., а в консолидированный бюджет - 1267,2 млрд. руб. Это явилось следствием низкой платежеспособности предприятий, принятия Указа Президента Российской Федерации от 19.01.1996 года N 65 и приведения очередности платежей в соответствие с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Задолженность предприятий в территориальный дорожный фонд составила на 01.01.1997 года 190 млрд. рублей.

В результате проделанной Губернатором области и Правительством области работы с Правительством Российской Федерации в декабре 1996 года произведен взаимозачет с федеральным бюджетом на сумму 290 млрд. руб. в счет причитающихся области средств на содержание ведомственного жилья и объектов социальной сферы, принятых в муниципальную собственность, что позволило частично рассчитаться за выполненные работы по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и учреждений бюджетной сферы к работе в зимних условиях и обеспечить муниципальные и ведомственные котельные топливом.

Муниципальным образованиям области в 1996 году выделены трансферты в сумме 129490 млн. руб. или 100% к утвержденным назначениям. Суммы трансфертов, полученные муниципальными образованиями, в основном, направлены на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, пособий на детей. Приобретение медикаментов и продуктов питания. Учитывая тяжелое финансовое положение муниципальных образований области, из государственного бюджета области им выделены ссуды в сумме 73,4 млрд. руб. Однако принимаемые меры не позволили погасить задолженности по заработной плате и выплате пособий на детей, которые на 01.01.1997 года по консолидированному бюджету области составили 200273 млн. руб., в том числе по заработной плате 106027 млн. руб., по пособиям на детей - 94246 млн. руб.

Другими словами в 1996 году была проделана серьезная работа по реализации основных целей бюджетно-налоговой политики, однако некоторые направления не были реализованы до конца. Эти недостатки были учтены при формировании основных направлений бюджетной политики на 1997 год.

II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 ГОД

Целями политики Ярославской области на 1997 год в бюджетно-финансовой сфере являются:

оптимизация налоговой системы;

"разделение" финансов государства, предприятий и населения;

повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Для достижения данных целей в 1997 году предполагается провести ряд конкретных мероприятий:

1. В части изменения структуры налоговых изъятий предполагалось увеличить ставки по налогу на имущество юридических лиц, платежам за загрязнение окружающей среды с выходом на максимально установленный уровень ставок к началу 1998 года, а также адекватно уменьшить ставки по налогу на пользователей автодорог. Кроме того, начать работу по дифференциации ставок налога на пользователей автодорог для предприятий и организаций в зависимости от доли материальных затрат в выручке или себестоимости. Работа по данному направлению запланирована на II полугодие 1997 года.

2. В сфере "разделения" финансов государства, предприятий и населения в течение первых пяти месяцев 1997 года Администрация Ярославской области продолжала разработку мероприятий по конверсии социальной инфраструктуры и реформе жилищно-коммунального хозяйства. В 1997 году предполагается разработать план-график передачи объектов социальной инфраструктуры на баланс муниципалитетов и определить объемы бюджетных средств, необходимых для реализации этих мероприятий. Однако Указом Президента РФ от 28.04.97 г. N 425 одобрена концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ, которая определила, что единственным способом преодоления кризиса в ЖКХ "является изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания". Поэтому мероприятия по конверсии социальной инфраструктуры должны быть скорректированы с учетом требований вышеназванного Указа.