Действующий

Об основных направлениях бюджетной политики и сценарных условиях социально-экономического развития Ярославской области на 2000 год (снято с контроля)

Общие положения


Реформа бюджетной системы является составной частью глубоких социально-экономических преобразований в России. Успех экономической и финансовой стабилизации во многом зависит от создания оптимальных форм бюджетных взаимоотношений, как на федеральном, так и на региональном уровне. Состояние и параметры бюджета определяют и уровень социальной защиты населения, и качество экономической политики, и положение дел в большинстве непроизводственных отраслей.

К сожалению, в последние годы не удалось достичь многих из поставленных перед бюджетной политикой области целей. Большинство из них по-прежнему актуальны. Однако все же нельзя не отметить некоторые успехи бюджетной политики, проводимой в Ярославской области.

В 1998 году удалось практически остановить рост задолженности предприятий по налогам в областной бюджет (рост к уровню 1997 года всего на 0,8%). Кроме того, в истекшем году улучшилась собираемость по основным налогам: по налогу на прибыль она составила - 100%, по НДС - 99,7%, по акцизам - 95%, по налогу на имущество - 95,8%.

2. Постоянно ведется работа с крупнейшими налогоплательщиками и недоимщиками. В текущем году Правительством области уже подписаны соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с девятью крупными промышленными предприятиями области и в дальнейшем круг их будет расширяться.

3. В 1998 году начата работа по реструктуризации задолженности предприятий в бюджеты всех уровней. В результате этой работы удалось погасить недоимку в сумме 94 млн. рублей.

4. Введение в начале 1999 года налога с продаж позволило получить дополнительные доходы в консолидированный бюджет "живыми деньгами" за первые 4 месяца в сумме 56,7 млн. рублей, в т.ч. в областной бюджет - 22,6 млн. рублей. А введение единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности должно вывести из нелегального сектора доходы недобросовестных представителей предпринимательских кругов.

5. По итогам 1998 года удалось в три раза снизить уровень дефицита бюджетных средств по сравнению с 1997 годом.

6. Был сделан шаг вперед в межбюджетных отношениях - разработан и принят Закон Ярославской области "О межбюджетных отношениях". В 1999 году планируется продолжить совершенствование нормативно-правовой базы бюджетного процесса в связи с принятием бюджетного кодекса.

7 Учитывая результаты завершенной в текущем году инвентаризации бюджетной сети, планируется продолжить постепенный переход на казначейскую систему исполнения бюджетов.

Вместе с тем многие задачи, ставившиеся в 1998 году, остались невыполненными:

1. В течение последних двух лет постоянно имеется задолженность бюджета по заработной плате и социальным выплатам населению. По состоянию на начало 1999 года в целом по консолидированному бюджету она составила соответственно 106,4 и 291,7 млн. рублей.

2. Попытки реализовать переход к адресной системе социальной защиты, а также реализация мер по сокращению государственных расходов не принесли ощутимых результатов. Резервов для дальнейшего сокращения расходов практически нет, поскольку крайне низкий уровень финансирования поставил учреждения и организации бюджетной сферы на грань выживания.

3. Из года в год нарастает задолженность организаций по налоговым платежам перед муниципальными бюджетами. За 1998 год она увеличилась на 26% и достигла 815,6 млн. рублей. До конца 1999 года погасить ее вряд ли возможно.

4. Хронический характер приобрело проведение зачетов и бартерных операций с предприятиями. В 1998 году доля поступлений в бюджеты в виде зачетов составляла около 50% всех доходов бюджетов. К 2000 году область, вероятно, не сможет окончательно отказаться от их проведения.

5. Объем государственного долга области достиг к началу 1999 года 1563,6 млн. рублей, а расходы по его обслуживанию на 1999 год запланированы в сумме 128 млн. рублей.

Все это требует пересмотра подходов к основам бюджетной политики. Основными целями бюджетной политики 2000 года должны стать:

- погашение задолженности и безусловное выполнение бюджетом текущих обязательств по заработной плате, пособиям и компенсациям;

- увеличение доходов бюджетов за счет мер по расширению налогооблагаемой базы;

- реалистичность и жесткость параметров бюджета.