_____________________
Утратило силу на основании
постановления Губернатора Ярославской области
от 26 июня 2007 года N 582
_____________________
В целях решения проблемы развития мобильного резерва трудовых ресурсов Ярославской области, основу которого составляет молодежь, повышения профессиональной и социальной активности молодежи в профессиональном самоопределении при выходе ее на рынок труда, создания условий для трудоустройства и пробы сил молодыми людьми в разных видах трудовой деятельности и снижения вероятности их социальной дезадаптации
постановляю:
1. Утвердить областную Губернаторскую программу "Содействие занятости и адаптации молодежи к условиям рынка труда" (приложение).
2. Установить, что в 1998 году финансирование мероприятий данной Программы из средств государственного бюджета области производится за счет ассигнований, предусмотренных Законом Ярославской области "О государственном бюджете Ярославской области на 1998 год" от 08.01.98 г. N 36-з в части расходов на образование, молодежную политику, летнюю оздоровительную кампанию и реализацию областных программ "Государственная поддержка высшей школы", "Развитие образования на 1995-1999 г.г. и перспектива развития образования до 2000 г.", "Молодежь. 1996-2000 г.г.".
3. Правительству области при разработке проектов государственного бюджета области на период до 2000 года предусматривать ассигнования необходимые для финансирования Губернаторской программы "Содействие занятости и адаптации молодежи к рынку труда".
4. Управлению инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Администрации области (Абросимова И,В.) предусматривать включение данной Программы в проект Государственной инвестиционной программы Ярославской области на период до 2000 года.
5. Департаменту образования Администрации области (Рыбакова В.И.),департаменту по делам молодежи Администрации области (Дорохов П.В.) совместно с департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области (Бородин Ю.Н.) в месячный срок разработать и представить для утверждения Положение о Межведомственном совете по вопросам профориентации, профессиональной подготовки и адаптации молодежи к условиям рынка труда при Губернаторе области, и предложения о его персональном составе, предусмотрев возможность участия членов Молодежного правительства области в деятельности данного совета.
6. Рекомендовать главам муниципальных образований области, ректорам образовательных учреждений высшего профессионального образования области:
- рассмотреть вопросы занятости, профориентации, профподготовки и адаптации молодежи к условиям рынка труда и разработать мероприятия по совершенствованию данной работы.
- подготовить и направить в Межведомственный совет но вопросам профориентации, профессиональной подготовки и адаптации молодежи к условиям рынка труда, формируемый при Губернаторе области, предложения по развитию и координации работы по содействию занятости и адаптации молодежи к рынку труда на территории области.
7. Контроль за реализацией данного постановления оставляю за собой.
8. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
А.И.Лисицын
Программа
"Содействие занятости и адаптации
молодежи к условиям рынка труда"
г.Ярославль. 1998 г.
Содержание
I. Паспорт программы "Содействие занятости и адаптации молодежи к условиям рынка труда".
II. Структура программы "Содействие занятости и адаптации молодежи к условиям рынка труда"
1. Актуальность проблемы адаптации молодежи к условиям современного рынка труда
2. Цель программы
3. Задачи программы
4. Сроки программы
5. Основные направления реализации программы
6. Организационное и методическое обеспечение
7. План мероприятий по реализации программы "Содействие занятости и адаптации молодежи к условиям рынка труда"
8. Ресурсное обеспечение программы
9. Прядок контроля за реализацией программы
10. Ожидаемые конечные результаты
11. Оценка эффективности реализации программы
I. Паспорт программы
1. Наименование программы - "Содействие занятости и адаптации молодежи к условиям рынка труда".
2. Основание разработки программы - распоряжение Губернатора Ярославской области от 06.04.98 г. N 54-р "О разработке проекта областной программы содействия занятости и адаптации молодежи к условиям рынка труда".
3. Заказчик программы - Администрация Ярославской области, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области (по согласованию).
4. Основные разработчики программы - департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области, департамент по делам молодежи Администрации области, департамент образования Администрации области, департамент социального обеспечения Администрации области, департамент промышленности и предпринимательства Администрации области, Ярославский государственный университет П.Г.Демидова, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, Ярославский областной центр профориентации молодежи и психологической поддержки "Ресурс".
5. Цели и задачи программы:
5.1 Цель программы - повышение уровня трудовой занятости молодежи на основе формирования ориентаций на трудовую деятельность как средство развития и самореализации духовных и физических потребностей молодых людей, повышения профессиональной и социальной активности молодежи в профессиональном самоопределении при выходе ее на рынок труда.
5.2 Задачи программы:
- расширение спектра информационных услуг молодежи, в т.ч. за счет формирования информационного поля, включающего сведения о коньюктуре рынка труда, перспективах профессионального обучения и трудоустройства и др.;
- расширение сферы профконсультационных и психологических услуг для различных категорий молодежи;
- создание условий для трудоустройства и пробы сил молодыми людьми в разных видах трудовой деятельности.
6. Сроки и этапы реализации программы - 1998-2000 гг.
7. Перечень разделов программы:
7.1 Информационная поддержка.
7.2 Профориентация и психологическая поддержка.
7.3 Профессиональное образование.
7.4 Содействие в трудоустройстве.
7.5 Организационно-методическое обеспечение.
8. Исполнители разделов программы:
- структурные подразделения Администрации области;
- подразделения департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области (по согласованию);
- образовательные учреждения среднего образования, высшего и среднего специального образования;
- органы местного самоуправления муниципальных образований области;
- социальные службы молодежи области;
- военные комиссариаты области;
- организации, учреждения и предприятия Ярославской области.
9. Общая стоимость реализации программы.
Для реализации программы потребуется координация действий всех заинтересованных организаций и консолидация финансовых ресурсов. Для выполнения намеченных мероприятий в целом необходимо 10971,1 тыс.рублей, в т.ч. из федерального бюджета 2865,0 тыс.рублей, из государственного бюджета области 2859,5 тыс.рублей, из государственного фонда занятости населения 4322,0 тыс.рублей, средства работодателей 924,6 тыс.рублей.
10. Ожидаемые результаты реализации программы.
Реализация программы позволит:
- каждому школьнику по окончании 9 или 11 класса иметь реальный и обоснованный профессиональный план (с наличием запасного варианта на случай непредвиденных препятствий в реализации основного). На основе материалов о профессиональных намерениях выпускников, представленных школами, районный межведомственный совет готовит рекомендательные письма школьникам, чей профессиональный выбор соответствует их интересам, способностям и потребностям рынка труда региона. Данные рекомендательные письма могут быть учтены при конкурсном наборе в профессиональные учебные заведения и на рабочие места;
- заранее определившись с профессиональным выбором, учащиеся будут осознанно и целенаправленно заниматься теми школьными предметами, по которым предстоит сдавать вступительные экзамены в профессиональные учебные заведения, готовить себя к работе по выбранной профессии;
- повысится стремление молодежи к развитию своих знаний и навыков через поступления в специализированные классы, колледжи, подготовительные курсы, занятия в студиях, секциях, кружках. Все это в целом увеличит ответственность молодых людей, заполнит их свободное время и отвлечет от социально опасных занятий;
- освоение действительно привлекательной профессии обеспечит высокий профессионализм молодых специалистов, их активность и конкурентоспособность на рынке труда, а также гарантирует лучшую адаптацию на рабочем месте;
- меры по предотвращению роста молодежной безработицы в целом повысят социальную защищенность этой категории, будут способствовать увеличению уровня занятости молодежи.
11. Ответственные лица для контактов, кураторы программы:
Иванов Лев Михайлович - заместитель директора департамента по делам молодежи Администрации Ярославской области. Тел.: 22-25- 00, 30-45-76.
Хобина Светлана Федоровна - заместитель руководителя департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области. Тел.: 32-09-65, 32-15-54.
12. Общая потребность в ресурсах:
--------------------------------------------------------------------------------------------------------+
N ¦ Направления ¦ Источники финансирования ¦
п/п¦ программы +-----------------------------------------------------------------------------------¦
¦ ¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
¦ +---------------------------+---------------------------+---------------------------¦
¦ ¦Феде-¦Гос.¦Мест-¦Гос. ¦Вне-¦Феде-¦Гос.¦Мест-¦Гос. ¦Вне-¦Феде-¦Гос.¦Мест-¦Гос. ¦Вне-¦
¦ ¦рал. ¦бюд-¦ные ¦фонд ¦бюд-¦рал. ¦бюд-¦ные ¦фонд ¦бюд-¦рал. ¦бюд-¦ные ¦фонд ¦бюд-¦
¦ ¦бюд- ¦жет ¦бюд- ¦заня-¦жет-¦бюд- ¦жет ¦бюд- ¦заня-¦жет-¦бюд- ¦жет ¦бюд- ¦заня-¦жет-¦
¦ ¦жет ¦об- ¦жеты ¦тости¦ные ¦жет ¦об- ¦жеты ¦тости¦ные ¦жет ¦об- ¦жеты ¦тости¦ные ¦
¦ ¦ ¦лас-¦ ¦ ¦ис- ¦ ¦лас-¦ ¦ ¦ис- ¦ ¦лас-¦ ¦ ¦ис- ¦
¦ ¦ ¦ти ¦ ¦ ¦точ-¦ ¦ти ¦ ¦ ¦точ-¦ ¦ти ¦ ¦ ¦точ-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ники¦ ¦ ¦ ¦ ¦ники¦ ¦ ¦ ¦ ¦ники¦
--------------------------------------------------------------------------------------------------------+
1. Информационная 45 19 40,5 19 40,5 19
поддержка
2. Профориентация и 3 52 23,5 23,5
психологическая
поддержка
молодежи
3. Профессиональное 52,5 52,5
образование
молодежи
4. Содействие в 800 547 4012 308,2 800 46 100 308,2 800 46 100 308,2
трудоустройстве
5. Организационное 120 584,5 120 730 120 730
и методическое
обеспечение
6. ИТОГО 920 1179,5 4084 308,2 972,5 840 119 308,2 972,5 840 119 308,2
.
II. Структура программы
1. Актуальность проблемы адаптации молодежи к условиям современного рынка труда.
Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и особенностей социального положения, которое обусловлено уровнем образования, полом, местом жительства, занятостью и т.д. К молодежи относят часть населения в возрасте от 14 до 29 лет включительно. По состоянию на 01.01.97 численность данной категории в области составила 312,1 тыс. человек (22% всего населения). 83% всей молодежи проживает в городской местности, женщины составляют 49%. Среди молодежи можно выделить следующие группы: подростки 14-17 лет (25,8%) , средняя молодежная группа - 18-24 года (44,4%), и старшая молодежная группа - 25-29 лет (29,8%).
В 25-29 лет молодые люди в основном уже сделали профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Особого внимания в плане их профессиональной ориентации и подготовки к трудовой деятельности требуют подростки 14-17 лет, а также молодежь 18-24 лет, получившая профессиональное образование, поддержка которой заключается в создании определенных условий для "пробы сил" в разных видах трудовой деятельности и выработке модели поведения на рынке труда.
Для экономики области с каждым годом становится все более актуальной проблема мобильного резерва рабочей силы, особенно для отраслей материального производства. Основу этого резерва составляет молодежь в возрасте от 16 до 25 лет. Численность представителей данной возрастной категории, проживающих в Ярославской области, на начало 1997 года составила 178621 чел. и имеет тенденцию к росту.
Число выпускников всех типов учебных заведений в нашей области растет. В 1997 году 9,1 тыс. школьников получили аттестат, 4,4 тыс.чел. получили дипломы вузов, 5,3 тыс.чел. - ССУЗов. Тем не менее, при высоком образовательном цензе молодежи, возможность реализации полученных знаний на практике не велика. Распад системы распределения в структуре высшего и среднего специального образования привел к тому, что в прошедшем году только 47% выпускников учреждений высшего профессионального и 27% выпускников учреждений среднего профессионального образования получили направления на работу по месту учебы.
Несоответствие предлагаемых образовательных услуг рыночному спросу и низкая самостоятельная активность на рынке труда молодежи, не имеющей специального образования, ведут к увеличению доли молодых людей среди граждан, не имеющих работы.
В 1997 году доля молодых людей в общей численности безработных граждан, обратившихся в службу занятости области по вопросу трудоустройства, составила 33,3%. Особые опасения внушает рост численности молодых людей, ищущих работу впервые. Если в 1996 их доля составляла 16,0% от числа обратившихся, то в 1997 году уже 23,2%. К концу 1997 года в области было зарегистрировано в качестве безработных 3674 чел. в возрасте от 16 до 25 лет, что составило 19% общей численности безработных. В качестве безработных было зарегистрировано 1165 выпускников всех типов учебных заведений. Особые опасения внушает рост доли !%'` !.b-ke девушек указанной возрастной группы, в которой на них приходится 73,5%, а среди выпускников - 82,6%. При этом не следует забывать, что приведенные данные охватывают лишь официально регистрируемую часть "молодежного" рынка труда.