ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 1998 года N 325
О начале составления бюджетного послания Губернатора Ярославской области Государственной Думе Ярославской области на 1999 год
В целях составления бюджетного послания Губернатора Ярославской области Государственной Думе Ярославской области на 1999 год, а также руководствуясь положениями статьи 26 Закона Ярославской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области" и постановлением Губернатора Ярославской области от 21.01.98 г. N 36 "Об утверждении плана разработки бюджетного послания Губернатора Ярославской области Государственной Думе Ярославской области на 1999 год"
постановляю:
1. Утвердить основные направления бюджетной политики Ярославской области на 1999 финансовый год (приложение 1). Департаменту финансов Администрации Ярославской области (Федоров А.П.) в срок до 15.10.98 г. разработать и представить на утверждение Губернатору Ярославской области проект плана мероприятий по реализации основных направлений бюджетной политики Ярославской области на 1999 финансовый год.
2. Утвердить сценарные условия социально-экономического развития Ярославской области на 1999 финансовый год (приложение 2).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Ярославской области
А.И.Лисицын
Основные направления бюджетной политики
Ярославской области на 1999 финансовый год
Основные направления бюджетной политики Ярославской области на 1999 финансовый год составлены в соответствии с требованиями Закона Ярославской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области" (ст.26) и определяют цели, приоритеты и направления деятельности Администрации Ярославской области на 1999 год в сфере бюджетно-налоговой политики.
Настоящий документ составлен с учетом "Приоритетов социально-экономической политики на 1996-2000 годы", а также с учетом Основных направлений бюджетной политики Ярославской области на 1996, 1997 и 1998 годы. При разработке данного документа также были учтены следующие документы:
- основные положения Программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах",
- Послание Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации "О бюджетной политике на 1999 год",
- Основные направления бюджетной политики на 1999 годи до 2001 года, разработанные Правительством Российской Федерации,
- Указы Президента Российской Федерации: "О мерах по оздоровлению государственных финансов" N 1278 от 11.12.97 г. и "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов" N 495 от 05.05.1998 г. Основными целями бюджетной политики Ярославской области на 1999 финансовый год являются проведение бюджетной реформы, а также разработка и исполнение реального бюджета на 1999 и 2000 год.
I. При этом политика формирования доходов государственного бюджета Ярославской области должна быть ориентирована на реализацию следующих приоритетов:
1. Совершенствование региональной налоговой системы.
2. Разрешение проблемы задолженности организаций в бюджет по налоговым и другим платежам путем ее реструктуризации.
3. Полная ликвидация к концу 1999 года всех видов зачетов, бартера и денежных суррогатов по платежам в бюджет области.
II. Политика расходов государственного бюджета Ярославской области должна ориентироваться на:
1. Сокращение государственных расходов и внедрение режима экономии государственных средств.
2. Реальный переход к адресной социальной защите населения и реализацию комплекса мер по борьбе с бедностью.
3. Совершенствование межбюджетных отношений Ярославской области с федеральными органами власти и муниципальными образованиями.
III. Политика в сфере управления дефицитом должна предполагать стремление к значительному снижению уровня дефицита государственного бюджета Ярославской области.
IV. Политика в сфере совершенствования бюджетного процесса предполагает:
1. Совершенствование нормативной базы и осуществление реформы бюджетного процесса.
2. Постепенный переход на казначейскую систему исполнения государственного бюджета области.
3. Проведение инвентаризации бюджетной сети.
В соответствии с указанными приоритетами Администрации Ярославской области необходимо обеспечить реализацию следующих направлений бюджетной политики.
I. Политика формирования доходов.
1. Совершенствование региональной налоговой системы.
Принятие в 1998 году Налогового кодекса на федеральном уровне и реализация его положений на региональном уровне позволит по-новому выстроить взаимоотношения государства с налогоплательщиками, создать стимулы для роста производства и инвестиций. Принятие Налогового кодекса позволит определить доходную базу бюджета области на 1999 год на основе нового налогового законодательства, снижающего налоговое бремя для добросовестных налогоплательщиков и создающего равные условия налогообложения для всех хозяйствующих субъектов.
Ослабление налогового пресса несколько уменьшит размеры поступлений в областной бюджет, но в дальнейшем, за счет оживления легальной экономической деятельности, можно рассчитывать на рост налоговых доходов. Кроме этого, увеличение налоговых поступлений может быть достигнуто, как путем введения налога с продаж, так и более активным применением муниципальными образованиями налога на рекламу и сбора на уборку территорий.
2. Разрешение проблемы задолженности организаций в бюджет по налоговым и другим платежам путем ее реструктуризации.
Самостоятельной проблемой в сфере налоговой политики является разрешение проблемы задолженности хозяйствующих субъектов перед бюджетами всех уровней. Рост недоимки по платежам в бюджет необходимо прекратить уже в 1998 году. С 1999 года должно начаться ее постепенное сокращение.
Одним из основных механизмов разрешения этой проблемы является активная политика финансового оздоровления предприятий и организаций, включающая в себя механизмы банкротства и реструктуризации предприятий. В 1999 году следует усовершенствовать и серьезно расширить работу созданного в 1998 году Центра реструктуризации предприятий. Наряду с этими мерами, реструктуризация задолженности может проводиться путем предоставления отсрочки и (или) рассрочки по платежам в государственный бюджет области на условиях, определенных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год" (ст.24) и Указом Президента РФ N 495 от 05.05.1998 г., Законом Ярославской области от 13 мая 1998 г. N 12-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Ярославской области "О государственном бюджете Ярославской области на 1998 год".
К предприятиям, не принимающим меры по реструктуризации своих налоговых обязательств, должны более решительно применяться механизмы обращения взыскания задолженности на имущество и процедуры банкротства. Требуется организовать и наладить эффективную работу центров по реализации арестованного имущества неплательщиков. Наконец, необходимо шире применять и меры экономического воздействия: ограничение доступа неплательщиков к государственным заказам, бюджетным ассигнованиям, инвестиционным ресурсам. Одновременно следует укреплять налоговую дисциплину, перекрывать каналы ухода от налогообложения.
3. Полная ликвидация к концу 1999 года всех видов зачетов, бартера и денежных суррогатов по платежам в бюджет области. Стимулирование денежных расчетов между предприятиями в противовес бартерным операциям, а также существенное снижение доли зачетов и векселей в общей сумме доходов должно стать ключевым направлением бюджетной политики области. Необходимо уже до начала 1999 финансового года решительно отказаться от проведения зачетов с предприятиями, не решающими вопросы реструктуризации своей задолженности по платежам в бюджет. К 2000 году бюджеты всех уровней должны быть полностью очищены от денежных суррогатов. Только так можно увеличить денежные поступления в бюджет. Однако без принятия соответствующих мер со стороны муниципальных образований эту проблему невозможно решить. Правительству Ярославской области необходимо обеспечить координацию этой работы с муниципальными органами власти.
II. Политика расходов.
1. Сокращение государственных расходов и внедрение режима экономии государственных средств.
К началу 1999 года Правительство Ярославской области должно принять Программу экономии государственных расходов и заложить ее в проект бюджета на 1999 год. Программа должна включить такие направления сокращения расходов:
- на основе результатов инвентаризации бюджетной сети -обеспечение сокращения бюджетных обязательств на 20% путем снижения числа организаций, финансируемых из государственного бюджета области, и численности работников, занятых в бюджетной сфере;
- приведение условий оплаты труда государственных служащих Ярославской области в соответствие с нормативными правовыми актами, регулирующими денежное содержание федеральных государственных служащих (Указ Президента Российской Федерации N 310 от 09.04.1997 г.);
- установление лимитов потребления электро- и теплоэнергии (в натуральном и стоимостном выражении) для юридических лиц, содержание которых финансируется из бюджета области; контроль за соблюдением бюджетными организациями лимитов потребления электро- и теплоэнергии, обеспечение этих лимитов реальными бюджетными ресурсами за счет всех уровней бюджетов;
- поэтапное снижение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство на основе реализации региональной программы реформирования ЖКХ, приведение уровня тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и оплаты этих услуг населением в соответствие с федеральными стандартами и учетом уровня доходов населения муниципальных образований;
- поэтапное снижение уровня бюджетных расходов на финансирование отраслей материального производства за счет сокращения дотаций, предоставляемых отдельным отраслям и предприятиям; сокращение дотаций отдельным отраслям промышленности, сельскому хозяйству, транспорту. Сельскому хозяйству следует помогать с учетом ресурсов фонда льготного кредитования и лизингового фонда сельскохозяйственной техники. Бюджетное финансирование транспорта следует снизить в связи с переходом этой отрасли на самоокупаемость;
- выделение средств из бюджетов субъектов Российской Федерации на закупку товаров (работ, услуг), финансирование инвестиционных программ, приобретение оборудования и служебного автотранспорта осуществлять исключительно при условии финансирования в полном объеме расходов на заработную плату и социальные выплаты;
- оказание финансовой поддержки из бюджета области производить только тем хозяйствующим субъектам, которые не имеют задолженности по налоговым платежам перед бюджетами всех уровней;
- руководителям отраслевых департаментов и других структурных подразделений Администрации области ежеквартально (одновременно с отчетом департамента финансов об исполнении бюджета за соответствующий период) отчитываться на заседаниях Правительства об использовании бюджетных средств с обязательным анализом эффективности их расходования.
2. Реальный переход к адресной социальной защите населения, реализация комплекса мер по борьбе с бедностью. Реформа социальной сферы в 1999 году должна, наконец, стать реальностью. В нынешнем виде реформа крайне неэффективна.
Денег выделяется немало, а острота проблем не спадает. Необходимо разработать и начать реализацию программы по борьбе с бедностью.
В первоочередном порядке адресную поддержку должны получать наименее защищенные категории населения, которые имеют реальные доходы ниже прожиточного минимума и не в состоянии обеспечить себя самостоятельно. Такой подход требует введения комплексной и достоверной системы учета доходов населения. Выделение средств следует осуществлять на основе государственных минимальных социальных стандартов и на основе местного законодательства о прожиточном минимуме. Кроме того, нужно упорядочить систему социальных льгот населению, которые пока не обеспечены реальным бюджетным финансированием.
Для этого следует составить перечень затратных законов о предоставлении различных социальных льгот и пособий, которые невозможно будет профинансировать в 1999 году. Данный перечень необходимо опубликовать в средствах массовой информации. Также необходим мораторий на принятие новых законодательных актов, устанавливающих подобные льготы. 3. Совершенствование межбюджетных отношений Ярославской области с федеральными органами власти и муниципальными образованиями.
В 1999 году необходимо начать новый этап реформы межбюджетных отношений. Важнейшая задача этой реформы - создание сбалансированной системы взаимных прав и ответственности Российской Федерации и Ярославской области, а также Ярославской области и органов местного самоуправления. Реформа межбюджетных отношений должна, в первую очередь, реализовываться на основе соглашений между разыми уровнями власти об оздоровлении государственных (муниципальных) финансов и условиях оказания финансовой помощи из вышестоящего бюджета. Кроме того, при совершенствовании отношений между бюджетами муниципальных образований и государственным бюджетом Ярославской области необходимо решить следующие проблемы:
- урегулирование отношений между государственным бюджетом Ярославской области и бюджетами муниципальных образований на долгосрочной основе с помощью Закона Ярославской области о межбюджетных отношениях;
- сокращение уровня дотационности и количества дотационных территорий, благодаря расширению доходной базы муниципальных образований и сокращению сети бюджетных учреждений;
- стимулирование заинтересованности местных органов власти в увеличении производственного и налогового потенциала территорий, в оздоровлении своих финансов;
- минимизация встречных финансовых потоков;
- избирательная инвестиционная поддержка территорий;
- проведение внешнего аудита бюджетов муниципальных образований органами исполнительной власти Ярославской области как обязательного условия выделения финансовой помощи из областного бюджета;
- обеспечение целевого характера передаваемых местным бюджетам средств (увеличение доли субвенций в составе финансовой помощи.
III. Политика в сфере управления дефицитом бюджета
- необходимо продолжить линию на последовательное снижение дефицита бюджета с целью достижения бюджетной сбалансированности;
- требуется изменение структуры и стоимости обслуживания внутреннего долга путем пролонгации привлеченных кредитных ресурсов, отказа от направления вновь привлекаемых денежных средств на потребление и направление их на обслуживание уже существующего внутреннего долга, новые заимствования следует проводить только для реструктуризации имеющейся задолженности;
- нужна система эффективного управления государственным долгом, позволяющая максимально снизить затраты на его обслуживание. Это касается не только областных, но и муниципальных займов.
IV. Совершенствование бюджетного устройства и бюджетного процесса.
1. Совершенствование нормативной базы и осуществление реформы бюджетного процесса.
Необходимо до начала разработки бюджетного послания Губернатора на 2000 год провести работу по совершенствованию нормативной базы бюджетного устройства и бюджетного процесса в связи с предстоящими изменениями в законодательстве на федеральном уровне, с принятием Налогового и Бюджетного кодексов.
С 1999 года, после принятия на федеральном уровне Бюджетного кодекса, необходимо перейти на составление среднесрочного проекта государственного бюджета области. Начиная с 1999 года проект бюджета должен быть честным и предельно жестким. Его доходную часть надо строить на основе пессимистических прогнозов развития экономики. При этом нельзя принимать решения, которые влекут за собой расходы, не предусмотренные законом о бюджете. Если такое решение все же появится, то финансирование его реализации должно быть автоматически перенесено на следующий год и только при условии, что в будущем году эти расходы окажутся в законе о бюджете. Формирование проекта государственного бюджета Ярославской области на 2000 год необходимо провести в строгом соответствии с изменениями и дополнениями в федеральном и областном бюджетном законодательстве.
2. Постепенный переход на казначейскую систему исполнения государственного бюджета области.
В 1999 году должен быть завершен переход на казначейскую систему исполнения областного бюджета. Исполнение местных бюджетов и внебюджетных фондов рекомендуется также реформировать.
3. Проведение инвентаризации бюджетной сети, численности работников организаций, финансируемых из бюджета.
До начала 1999 финансового года следует закончить проведение инвентаризации бюджетной сети, численности, условий труда и социального обеспечения работников организаций, содержание которых финансируется из средств государственного бюджета области, а также внебюджетных источников их финансирования. На основании результатов инвентаризации следует составить полный перечень получателей средств областного бюджета, а также определить целесообразность и социально-экономическую эффективность содержания бюджетных учреждений с целью уменьшения общей массы бюджетных расходов и сокращения бюджетной сети и штатов.
Сценарные условия социально-экономического развития
Ярославской области на 1999 финансовый год