Ярославская область является неблагополучной по природно-очаговым инфекциям. Обширный и достоверный фактический материал, полученный на протяжении последних 30 лет специалистами отдела особо опасных инфекций областного центра ГСЭН и характеризующий эпидемическую ситуацию на территории области в целом, ставит нас перед необходимостью привлечь внимание Правительства области к важным вопросам обеспечения здоровья населения.
В соответствии с Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 1991 г., Санитарными правилами СП 3.1. 084-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных" санитарно-эпидемиологическая служба должна и обеспечивает постоянное, систематическое наблюдение за развитием эпидемического и эпизоотического процессов, вызываемых возбудителями природно-очаговых инфекций.
В последние годы совершенно отчетливо проявляется тенденция к ухудшению ситуации по Российской федерации, в том числе по Ярославской области.
Так за последние 6 лет в области зарегистрировано 54 случая туляремии, 212 случаев лептоспироза, 392 случая ГЛПС, 1445 клещевого боррелиоза, что значительно больше, чем за предшествующие 15 лет. В РФ наибольшая заболеваемость регистрировалась в 1995 году: туляремией - 0,25 на 100 тыс., в Ярославской же области 3,42 на 100 тыс., лептоспирозом - 1,0, в Ярославской обл. - 1,85; ГЛПС - 3,2, в Ярославской обл.- 4,4; клещевым боррелиозом - 2,5, в Ярославской обл. - 11,1, а в 1996 году заболеваемость клещевым боррелиозом составила 30,9 на 100 тыс.
Многолетний опыт борьбы с этими инфекциями показал, что оздоровление природных очагов на больших территориях нереально. Своевременность же проведения санитарно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний населения, оперативное прогнозирование эпидситуации и проведение мероприятий по локализации природного очага в случае активизации эпизоотического процесса, возможно при проведении систематических работ по наблюдению за динамикой численности, генеративным состоянием и уровнем инфицированности мелких млекопитающих - источников и переносчиков возбудителей инфекции.
Эффективное эпизоотологическое обследование невозможно без своевременного и качественного выполнения лабораторных исследований, являющихся сигналом для оперативного проведения комплекса необходимых профилактических и противоэпидемических мероприятий.
В связи с вышеизложенным возникает необходимость оснащения лаборатории ООИ оборудованием и приборами, позволяющими осуществлять лабораторную диагностику на более современном уровне. Отсутствие вакцины при таких инфекциях, как клещевой боррелиоз и ГЛПС приводят к неэффективности проводимых профилактических мероприятий без достаточной осведомленности населения о проявлениях и последствиях заболевания, условиях заражения и индивидуальных мерах защиты, в связи с чем возрастает значение санитарно-разъяснительной работы, проводимой через средства массовой информации (радио, телевидение, печать, памятки населению).
Проведение плановых исследований в условиях недостаточного бюджетного финансирования службы не обеспечивает выполнения комплексных мероприятий, гарантирующих достоверный мониторинг эпидемического и эпизоотического процессов природно-очаговых инфекций, что создает предпосылки выхода ситуации из-под контроля с возможными непредсказуемыми медицинскими и экономическими последствиями.
Выполнение предложенных программой мероприятий, направленных на стабилизацию процесса экономически более выгодно, чем ликвидация вспышек заболеваний.
Основные цели и задачи:
Основная цель программы - предупреждение массовых случаев заболевания природно-очаговыми инфекциями.
Задачи программы:
- оценка степени пораженности грызунов и объектов внешней среды возбудителями природно-очаговых инфекций;
- проведение истребительных мероприятий в отношении грызунов на эпидемиологически значимых объектах; на эндемичных территориях;
- проведение разъяснительной работы с населением по профилактике заражений природно-очаговыми инфекциями;
- организация проведения противоэпидемических мероприятий в очагах.
Сроки выполнения программы: с 1.01.98 г. по 31.12.98 г.
Финансирование программы производится за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.