Приложение
к постановлению
Правительства области
N 172 от 28.06.95
КОНЦЕПЦИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
в 1995 - 1997 годах
1. Общие положения
Настоящая Концепция является развитием и дополнением Положения "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области", утвержденного постановлением Губернатора Ярославской области N 462 от 16.09.94. Необходимость в концепции связана с новым этапом развития экономики, который предполагает значительное повышение инвестиционной активности в регионе.
Концепция разработана в соответствии с Законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ в области инвестиций и инвестиционной деятельности, рекомендациями Аналитического центра Администрации Президента РФ, Министерства экономики РФ, Государственной Думы РФ, Института структурной и инвестиционной политики, "Промстройбанка", "Инкомбанка", банка "Столичный", Российского Союза промышленников и предпринимателей, Российского Центра Приватизации.
2. Сценарные условия развития экономики
и роль правительства области в
инвестиционным процессе
2.1. Инвестиционная политика Правительства области предполагает одновременное решение ряда задач:
- поддержка основных систем жизнеобеспечения и социальной сферы;
- развитие инфраструктуры, вложения в которую не привлекательны для частных инвесторов, но которая необходима для повышения предпринимательской и инвестиционной активности;
- обеспечение поддержки производств, перспективных с точки зрения внутреннего и внешнего рынка, но неспособных в короткие сроки добиться успеха самостоятельно (это необходимо для формирования новой прогрессивной структуры экономики региона);
- стимулирование высокоэффективных частных инвестиций.
Задача возобновления экономического роста в регионе требует, чтобы в ближайшие годы приоритет был отдан последнему направлению. При этом задача повышения эффективности инвестиций несравнимо более важна, чем даже наращивание их объема, поскольку в нынешней ситуации только высокоэффективные инвестиции, приносящие отдачу в минимальные сроки, способны переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета,увеличивая платежеспособный спрос и не вызывая усиление инфляции.
2.2. Вместе с тем, проблема не может быть решена путем наращивания бюджетных инвестиций, как в силу ограниченности средств областного и федерального бюджетов (*), так и, главным образом, из-за их низкой эффективности. Поэтому речь идет не об увеличении объемов государственных вливаний и финансирования за счет областного бюджета. Решающее значение Правительство области придает частным инвестициям, которым будет обеспечена всесторонняя поддержка. Значительные усилия Правительство области направит на содействие привлечению иностранных инвестиций.
2.3. Согласно современным представлениям, инвестиционный процесс характеризуется взаимодействием ряда субъектов (предприятия, консалтинговые компании, страховые компании, инвесторы) в определенной среде, характеризующейся инфляционным окружением, налоговым окружением, законодательно-нормативной базой, совокупностью рисковых факторов и т.д. Поэтому, регулирующие и управляющие воздействия, предполагается направить на:
- предприятия, включая их инвестиционные проекты;
- консалтинговые и страховые компании;
- банки и финансовые компании;
- факторы, формирующие инвестиционный климат (среду).
_____________________________
(*) - в федеральном бюджете на 1995 г. общая сумма государственных инвестиций снижена вдвое по сравнению с 1994 г.
За три последние года наблюдалось устойчивое снижение доходов областного бюджета. Фактическое исполнение дохода областного бюджета в отношении к планируемым доходам составило: на 01.1993 г. - 188,4%, на 01.1994 г. - 134,9%, на 01.1995 г. - 99,7%.
_________________________
2.4. Ситуация осложняется тем, что в результате развития экономики по худшему сценарию, мотивы деятельности предприятий и инвесторов меняются и перестают соответствовать инвестиционным задачам. Это обстоятельство, учитывая низкий уровень инвестиционной и деловой активности субъектов инвестиционного процесса (предприятий с инвестиционными проектами, инвесторов, страховых и консалтинговых компаний) позволяет сделать вывод об их не готовности к взаимодействию, даже при условии создания благоприятной среды.
2.5. Отсюда следует, что проблема повышения эффективности инвестиционной деятельности и инвестиционной активности в регионе имеет два взаимосвязанных аспекта:
1) преодоление отставания институциональных преобразований и неразвитости рынка капиталов в регионе;
2) формирование благоприятного климата для частных инвесторов, способствующего росту реальных накоплений и ускорения их эффективной трансформации в инвестиции.
Эта проблема не может быть решена посредством усиления прямого вмешательства Правительства области в инвестиционный процесс, но роль Правительства не должна быть пассивной, что предполагает выполнение функций прогнозирования, планирования, координации, регулирования и контроля. При регулировании инвестиционной деятельности Правительство области будет исходить из следующих принципов:
1) всякое управляющее решение должно способствовать повышению ценности региона. В качестве признаков роста ценности предполагается использовать: