_______________________
Утратило силу на основании
постановления Администрации Ярославской области
от 10 января 2006 года N 1
_______________________
В целях стимулирования эффективных инвестиций и деловой активности, принимая во внимание складывающуюся социально-экономическую обстановку и поддерживая усилия федеральных органов исполнительной и законодательной власти по ее оздоровлению, Правительство Ярославской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую "Концепцию совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности на территории Ярославской области в 1995-1997 гг" (приложение).
2. Всем областным структурам органов исполнительной власти Ярославской области, к чьей компетенции относится прилагаемый "Комплекс мероприятий по совершенствованию государственного регулирования инвестиционной деятельности на территории Ярославской области", проанализировать состояние дел по ним и в 2-х месячный срок представить в административный департамент Правительства области данные о включении мероприятий в свои планы работ, уточнив сроки выполнения и конкретизировав содержание. Рекомендовать органам местного самоуправления самоуправляющихся территорий, заинтересованным в осуществлении данного "Комплекса мероприятий", провести аналогичную работу на своих территориях, предоставив информацию об этом в Правительство области в 2-х месячный срок.
3. Административному департаменту Правительства области (Кошонин В.М.) в 3-х месячный срок подготовить предложения по изменению и дополнению плана работы Правительства области на 2 полугодие 1995 года и по формированию плана на 1996 г.
4. Департаменту инвестиций и инвестиционной политики (Абросимова И.В.) в срок до 1 октября 1995 г разработать методику контролинга инвестиций в Ярославской области и, начиная с 4 квартала 1995 года, организовать проведение этих работ.
5. Областным структурам органов исполнительной власти Ярославской области, к чьей компетенции относится прилагаемый "Комплекс мероприятий по совершенствованию государственного регулирования инвестиционной деятельности на территории Ярославской области", сформировать предложения по организационному и материально-техническому обеспечению мероприятий для определения возможности включения в проект бюджета на 1996 г.
6. Управлению финансов Правительства области (Федоров А.П.) при формировании проекта бюджета на 1996 год предусмотреть возможность финансирования работ, указанных в "Комплексе мероприятий".
7. Контроль за исполнением и координацию исполнения настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора области Баракина А.А.
Губернатор
Ярославской области
А.И.Лисицын
Приложение
к постановлению
Правительства области
N 172 от 28.06.95
КОНЦЕПЦИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
в 1995 - 1997 годах
1. Общие положения
Настоящая Концепция является развитием и дополнением Положения "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области", утвержденного постановлением Губернатора Ярославской области N 462 от 16.09.94. Необходимость в концепции связана с новым этапом развития экономики, который предполагает значительное повышение инвестиционной активности в регионе.
Концепция разработана в соответствии с Законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ в области инвестиций и инвестиционной деятельности, рекомендациями Аналитического центра Администрации Президента РФ, Министерства экономики РФ, Государственной Думы РФ, Института структурной и инвестиционной политики, "Промстройбанка", "Инкомбанка", банка "Столичный", Российского Союза промышленников и предпринимателей, Российского Центра Приватизации.
2. Сценарные условия развития экономики
и роль правительства области в
инвестиционным процессе
2.1. Инвестиционная политика Правительства области предполагает одновременное решение ряда задач:
- поддержка основных систем жизнеобеспечения и социальной сферы;
- развитие инфраструктуры, вложения в которую не привлекательны для частных инвесторов, но которая необходима для повышения предпринимательской и инвестиционной активности;
- обеспечение поддержки производств, перспективных с точки зрения внутреннего и внешнего рынка, но неспособных в короткие сроки добиться успеха самостоятельно (это необходимо для формирования новой прогрессивной структуры экономики региона);
- стимулирование высокоэффективных частных инвестиций.
Задача возобновления экономического роста в регионе требует, чтобы в ближайшие годы приоритет был отдан последнему направлению. При этом задача повышения эффективности инвестиций несравнимо более важна, чем даже наращивание их объема, поскольку в нынешней ситуации только высокоэффективные инвестиции, приносящие отдачу в минимальные сроки, способны переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета,увеличивая платежеспособный спрос и не вызывая усиление инфляции.
2.2. Вместе с тем, проблема не может быть решена путем наращивания бюджетных инвестиций, как в силу ограниченности средств областного и федерального бюджетов (*), так и, главным образом, из-за их низкой эффективности. Поэтому речь идет не об увеличении объемов государственных вливаний и финансирования за счет областного бюджета. Решающее значение Правительство области придает частным инвестициям, которым будет обеспечена всесторонняя поддержка. Значительные усилия Правительство области направит на содействие привлечению иностранных инвестиций.
2.3. Согласно современным представлениям, инвестиционный процесс характеризуется взаимодействием ряда субъектов (предприятия, консалтинговые компании, страховые компании, инвесторы) в определенной среде, характеризующейся инфляционным окружением, налоговым окружением, законодательно-нормативной базой, совокупностью рисковых факторов и т.д. Поэтому, регулирующие и управляющие воздействия, предполагается направить на:
- предприятия, включая их инвестиционные проекты;
- консалтинговые и страховые компании;
- банки и финансовые компании;
- факторы, формирующие инвестиционный климат (среду).
_____________________________
(*) - в федеральном бюджете на 1995 г. общая сумма государственных инвестиций снижена вдвое по сравнению с 1994 г.
За три последние года наблюдалось устойчивое снижение доходов областного бюджета. Фактическое исполнение дохода областного бюджета в отношении к планируемым доходам составило: на 01.1993 г. - 188,4%, на 01.1994 г. - 134,9%, на 01.1995 г. - 99,7%.
_________________________
2.4. Ситуация осложняется тем, что в результате развития экономики по худшему сценарию, мотивы деятельности предприятий и инвесторов меняются и перестают соответствовать инвестиционным задачам. Это обстоятельство, учитывая низкий уровень инвестиционной и деловой активности субъектов инвестиционного процесса (предприятий с инвестиционными проектами, инвесторов, страховых и консалтинговых компаний) позволяет сделать вывод об их не готовности к взаимодействию, даже при условии создания благоприятной среды.
2.5. Отсюда следует, что проблема повышения эффективности инвестиционной деятельности и инвестиционной активности в регионе имеет два взаимосвязанных аспекта:
1) преодоление отставания институциональных преобразований и неразвитости рынка капиталов в регионе;
2) формирование благоприятного климата для частных инвесторов, способствующего росту реальных накоплений и ускорения их эффективной трансформации в инвестиции.
Эта проблема не может быть решена посредством усиления прямого вмешательства Правительства области в инвестиционный процесс, но роль Правительства не должна быть пассивной, что предполагает выполнение функций прогнозирования, планирования, координации, регулирования и контроля. При регулировании инвестиционной деятельности Правительство области будет исходить из следующих принципов:
1) всякое управляющее решение должно способствовать повышению ценности региона. В качестве признаков роста ценности предполагается использовать:
- рост доходов бюджета области;
- повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности;
- снижение производственного и финансового риска;
2) управляющие решения ни при каких обстоятельствах не должны иметь обратной силы.
3. Деятельность правительства области по преодолению отставания институциональных
преобразований, проведению структурной и инвестиционной политики
3.1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности на территории Ярославской области предполагается осуществлять по ряду направлений:
- преодоление отставания институциональных преобразований;
- стимулирование эффективных частных инвестиций;
- стимулирование иностранных инвестиций;
- осуществление инвестиций на поддержку систем жизнеобеспечения и социальной сферы, развитие инфраструктуры, в перспективные отрасли и предприятия, бюджетная политика;
- налоговая политика;
- ценообразование;
- внешнеэкономическая деятельность;
- развитие фондового рынка;
- правовое обеспечение инвестиционной деятельности;
- информационное обеспечение.
Предполагается в основном использовать механизмы регулирования инвестиционной деятельности, стимулирования инвестиционной и деловой активности, указанные в постановлении Губернатора Ярославской области N 462 от 16.09.94. Вместе с тем, в процессе преодоления отставания институциональных преобразований, неразвитости рынка капиталов и формирования более благоприятного инвестиционного климата будут создаваться условия для разработки новых механизмов государственного регулирования инвестиционной деятельности на территории области. Формированию таких механизмов Правительство области также будет уделять большое внимание. Конкретные меры по совершенствованию государственного регулирования инвестиционной деятельности на территории области приведены в Комплексе мероприятий (приложение к "Концепции"), который является неотъемлемой частью "Концепции". Данный комплекс мероприятий предполагается также дополнять и совершенствовать по мере формирования новых условий развития инвестиционного процесса в области.
3.2. Преодоление отставания институциональных преобразований и развитие рынка капиталов.
3.2.1. Предусматривается содействие становлению, организация и стимулирование деятельности специализированных государственных, коммерческих и общественных инвестиционно-финансовых структур, оказывающих квалифицированные аудиторские и консалтинговые услуги и образующих сеть рыночных агентов, действующих по поручению Правительства области и по согласованию с ним.
3.2.2. Важная роль в проведении институциональных преобразований отводится содействию в развитии и совершенствовании банковской системы, повышению ее устойчивости, стимулированию инвестиционной активности банков. При этом Правительство области будет исходить из необходимости развития банковской системы не только как основного звена системы денежных расчетов в регионе. Весьма актуальным является приближение экономических нормативов и требований по ведению банковских операций, бухгалтерского учета и учетности в коммерческих банках к международным стандартам. Особое внимание будет обращено на наращивание капитала, диверсификацию кредитных рисков и создание резервов под возможные потери по ссудам и под обеспечение ценных бумаг.
Учитывая, что подавляющая часть финансовых средств не только государственных, но и частных, концентрируется в Москве, Правительство области намерено способствовать развитию в регионе филиальной сети крупнейших банков России.
3.2.3. Координирующая и регулирующая деятельность Правительства области будет заключаться в том, чтобы непосредственно с агентами Правительства и банками выявлять и поддерживать "точки роста", развивать конкурентоспособный сектор, определяющий перспективный облик экономики региона.
Это позволит создать основы для последовательного приведения деятельности предприятий в соответствие с требованиями международных стандартов, а инвестиционных проектов (инвестиционных документов) - в соответствие с рекомендациями ЮНИДО.
3.2.4. Одновременно будет продолжено формирование в регионе целостной системы объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, оказывающих информационную, имущественную поддержку малым предприятиям и лицам, желающим заниматься предпринимательской деятельностью. Ресурсы бюджета будут в максимально возможной степени переключаться с поддержки старых бесперспективных производств на стимулирование роста предпринимательства, частных инвестиций.
Параллельно из хозяйственного оборота будут выводиться неэффективные, не имеющие перспектив предприятия и производства. При этом будут учитываться возможности сохранения или создания новых рабочих мест, условия поддержания социальной сферы и жизнедеятельности конкретных городов и районов области.
3.2.5. Предусматривается активная подготовка и поддержка деятельности профессиональных антикризисных управляющих, причем их обучение предполагается производить не только для предприятий-должников, но и для оказавшихся в кризисном состоянии кредитно-финансовых организаций.
Особое внимание будет уделено проблеме подготовки кадров не только инвестиционных и финансовых менеджеров, но и технических специалистов нового уровня. В этой связи предполагается создание в области базовых Центров высоких технологий.
Для решения этих задач предполагается разработка с участием ведущих российских консалтинговых и промышленно-финансовых компаний схем финансирования, которые будут включать бюджетные и внебюджетные источники.
3.2.6. В целом деятельность по преодолению отставания институциональных преобразований позволит создать в Ярославской области основы подготовки субъектов инвестиционного процесса, налаживания взаимодействия между ними, контролинга инвестиций (системы инвестиционного планирования, координации и контроля).
3.3. Стимулирование эффективных частных инвестиций
3.3.1. Предусматривается расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования эффективных проектов. При этом предполагается совершенствование конкурсной основы отбора проектов для финансирования.
3.3.2. Правительство области будет содействовать мобилизации средств мелких вкладчиков институциональными инвесторами - надежными инвестиционными фондами и банками, пенсионными фондами, страховыми компаниями.
3.3.3. Предполагается содействовать расширению финансовой базы инвестиций за счет широкого применения на втором этапе приватизации инвестиционных торгов и привлечения к ним стратегических инвесторов.
3.3.4. Будут рассмотрены меры государственной поддержки лизинговых операций. С помощью лизингового механизма планируется ускорение технического перевооружения предприятий, укрепление рыночных отношений в сельском хозяйстве и развитие фермерских хозяйств, привлечение для этих целей капитала коммерческих структур.
3.3.5. Деятельность Правительства области по защите интересов частных инвесторов будет заключаться в том, чтобы:
а) осуществлять государственные гарантии по эффективным проектам, либо государственную поддержку проектов;
б) содействовать развитию системы страхования инвестиций от инвестиционных рисков, созданию страховых пулов и т.д.
3.3.6. Поддержка Правительства области частных инвесторов будет сопровождаться жестким контролем за использованием выделяемых средств.
3.4. Стимулирование иностранных инвестиций
3.4.1. Предусматривается на основе создания и развертывания системы информационной и консультативной поддержки администраций городов и районов области, организаций по вопросам привлечения иностранных инвестиций.