ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 апреля 2000 года N 230
О Концепции научной и научно-технической политики Ярославской области на 2000-2004 годы
_______________________
Утратило силу на основании
постановления Губернатора Ярославской области
от 28 мая 2007 года N 465
_______________________
Постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию научной и научно-технической политики Ярославской области на 2000-2001 годы.
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
А.И.Лисицын
КОНЦЕПЦИЯ
научной и научно-технической политики Ярославской области на 2000-2004 годы
Концепция научно-технической политики Ярославской области (далее Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 года N 453 "О Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 годов" и Законом Ярославской области "О научно-технической политике Ярославской области".
Научно-техническая политика является составной частью социально-экономической политики Ярославской области, выражающей отношение органов государственной власти к научной и научно-технической деятельности. Концепция определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти, предприятий и организаций, научных учреждений Ярославской области в сфере науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Концепция ставит своей целью создание условий для сохранения и развития научного потенциала, его эффективного использования для подъема экономики, повышения уровня и улучшения качества жизни населения области.
Основными целями научно-технической политики Ярославской области являются:
- развитие, рациональное размещение и повышение эффективности использования научно-технического потенциала;
- увеличение вклада науки и техники в экономику, реализацию важнейших социальных задач;
- обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями Ярославской области;
- улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов Ярославской области;
- содействие укреплению обороноспособности государства, национальной безопасности и безопасности личности;
- упрочение взаимосвязи науки и образования.
Научно-техническая политика Ярославской области базируется на следующих основных принципах:
признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил Ярославской области;
гласность и использование различных форм общественного обсуждения и выявления общественного мнения при выборе приоритетных направлений развития науки и техники, и экспертизе научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
гарантия приоритетного развития прикладных и поддержка фундаментальных научных исследований;
интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности;
поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности;
развитие международного научного и научно-технического сотрудничества.
Концепция включает в себя перечень приоритетных направлений научно-технической политики Ярославской области. Она не подменяет собой конкретные научно-технические программы, а определяет стратегию реализации Закона Ярославской области "О научно-технической политике".
Ярославская область обладает значительным научно-техническим потенциалом, представляющим во многих случаях научные школы не только общероссийского, но и международного уровня.
В число организаций, выполняющих научные исследования и разработки, входят 6 высших учебных заведений, 3 института Российской Академии наук. Центр научно-технической информации, 11 отраслевых научно-исследовательских институтов, около двух десятков промышленных предприятий и их подразделений.
По данным Ярославского областного комитета государственной статистики численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, составила в 1998 году 8843 человека (для сравнения: в 1997 году этот показатель составлял 10037 человек).
Ассигнования на науку из средств федерального бюджета составили в 1998 году 25 млн. 205 тыс.рублей (в 1997 году - 21 млн. 44 тыс.рублей). Инвестиции в отрасль "Наука и научное обслуживание" - 6 млн. 204 тыс.рублей (в 1997 году - 7 млн. 529 тыс.рублей). Средняя заработная плата работников отрасли равнялась в 1998 году 799 рублям (в 1997 году - 801 рубль). Общий объем научно-технических работ составил в 1998 году 219 млн.рублей.
Большая часть научных кадров сосредоточена в высших учебных заведениях. Общая численность профессорско-преподавательского состава составила на 1 сентября 1999 года 2309 человек. Из них 1225 человек имеют ученую степень кандидата наук, 298 человек - доктора наук.
Высшими учебными заведениями Ярославской области ведется подготовка специалистов по большинству отраслей наук. В перечне направлений и специальностей государственного университета им.П.Г.Демидова есть математика, физика, информатика, биология, экономика, юриспруденция, история. Педагогический университет ведет подготовку по специальностям: география, филология, культурология, иностранные языки, психология. Технический университет готовит специалистов в области химических технологий, машиностроения, промышленного и гражданского строительства. Среди специальностей Рыбинской авиационной технологической академии - авиационные двигатели, радиоэлектроника, литейное производство, обработка металлов давлением, сварочное производство, экономика, программное обеспечение электронно-вычислительных систем, управление качеством, технология машиностроения. Медицинская академия выпускает врачей по специальностям: лечебное дело, педиатрия, фармация. Сельскохозяйственная академия ведет подготовку по специальностям агрономия, зоотехния, механизация сельского хозяйства, экономика.
С каждым годом в высших учебных заведениях области расширяется подготовка научных работников высшей квалификации. В вузах работают аспирантуры и докторантуры, советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. На 1 сентября 1999 года общая численность аспирантов очной формы обучения и молодых преподавателей составила 836 человек.
Имеющийся научный потенциал может и должен быть более эффективно использован в решении региональных социально-экономических задач, в частности, в реализации промышленной политики.
Промышленность области представляют в основном предприятия обрабатывающих отраслей - машиностроения и металлообработки, химии и нефтехимии, легкой и пищевой промышленности. Топливно-энергетический комплекс составляют электро- и теплоэнергетика и нефтепереработка.
Добывающие отрасли практически отсутствуют. На формирование такой структуры повлияли следующие факторы: отсутствие природных ресурсов, удобное транспортное расположение области, наличие квалифицированной рабочей силы. Научные разработки для промышленных предприятий выполняются рядом отраслевых институтов и охватывают проблематику, связанную с оборудованием для шинной промышленности, асбесто-техническими изделиями, промышленной очисткой газов, техническим углеродом, лаками и красками, техническими тканями и так далее.
В 1998 году инновационной деятельностью занималось 18 промышленных предприятий области (для сравнения в 1997 году их было 23), из них 7 предприятий химической и нефтехимической промышленности, 5 машиностроительных предприятий, по 2 предприятия лесной и пищевой промышленности, по одному - топливной и легкой промышленности.
Мощным научным потенциалом обладает аграрный сектор. В области имеется два научно-исследовательских института, занимающихся сельскохозяйственной тематикой, и одно высшее учебное заведение. Научные и образовательные учреждения АПК располагают современными лабораториями, опытными полями и фермами. В сельскохозяйственной науке работает 20 докторов наук и 154 кандидата наук.
В отраслевых институтах и организациях Российской Академии наук численность работников, выполнявших научно-исследовательские разработки в 1998 году, составила около 2,5 тысяч человек, из них 311 кандидатов наук, 38 докторов наук. Общий объем затрат на науку превысил в них 57 млн.руб., из которых около 16 млн.руб. - средства федерального бюджета.
Неотъемлемой частью научно-технического потенциала области стали общественные академии. Более 20 из них имеют ярославские филиалы (технологическая, транспортная, инженерная, энергетическая, академия проблем качества и др.). В области - более 100 академиков и членов-корреспондентов этих академий.
Промышленные предприятия области аккумулируют значительный научный и научно-технический потенциал, главным образом сосредоточенный в конструкторских бюро и конструкторских отделах предприятий, представляющих собой существенную часть научной инфраструктуры области.
Главными направлениями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализуемых при участии промышленных предприятий, являются: проектирование, разработка и научно-техническое сопровождение производства сложной машиностроительной продукции в авиационном и автомобильном двигателестроении, судостроении, среднем машиностроении, приборостроении и производстве систем управления, машиностроении для химической и нефтехимической промышленности; исследования и разработки в области энергетики, электрификации и энергосбережения; исследования и разработки в области синтеза органических соединений.
Научная и научно-техническая деятельность предприятий осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и областных программ, и в инициативном порядке.
Правительством Российской Федерации определены основные приоритетные направления фундаментальных исследований, развития техники и технологии. В данной главе зафиксирована важнейшая для Ярославской области проблематика в рамках этих приоритетных направлений.
В рамках фундаментальных исследований по направлению "Гуманитарные и общественные науки": совершенствование методологии анализа и прогнозирования уровня качества жизни населения области.
В рамках направления "Информационные технологии и электроника":
- программно-информационный комплекс для разработки стратегии устойчивого развития региона;
- создание единого информационного пространства по земле и недвижимости;
- развитие средств электронного обмена информацией. В рамках направления "Производственные технологии":
- перенесение высоких технологий ВПК в производство изделий двойного и гражданского назначения;
- снижение энерго-, материало- и трудоемкости производства промышленной продукции, повышение ее конкурентоспособности, организация импортозаменяющих производств;
- технологии производства автомобильных и авиационных двигателей, разработки в области судостроения;
- разработка электронных блоков систем оборонного назначения и космической техники;
- выпуск конкурентоспособной продукции высоких технологий и потребительских качеств, обеспечивающих наполнение внутреннего и восполнение внешнего рынков;
- прекращение спада и переход к устойчивому росту объемов промышленного производства за счет комплекса мер по реформированию предприятий;
- оснащение технологических процессов и производств автоматизированными системами на базе микропроцессорной и вычислительной техники.
В рамках направления "Новые материалы и химические продукты":
- экологически безопасные материалы, технологии и изделия;
- разработка технологии и организация производства долговечных дорожных покрытий, в т.ч. асфальтобетонных, для условий Ярославской области.
В рамках направления "Технологии живых систем": разработка и изготовление медицинской техники.
В рамках направления "Транспорт": создание, оптимизация и внедрение новых интегрированных технологий изготовления высоконагруженных узлов и деталей авиационной техники.
В рамках направления "Топливо и энергетика": энергосберегающие технологии.
В рамках направления "Экологии и рациональное природопользование":
- утилизация промышленных отходов;
- обеспечение экологической безопасности региона;
- производство оборудования, предназначенного для улучшения экологической обстановки.
Разработка приоритетов научно-технической политики базируется на целях социально-экономического развития региона с учетом структуры его хозяйственного комплекса, историко-культурных и научных традиций. При этом особое внимание уделяется согласованности концепций научно-технической и промышленной политики в рамках планов социально-экономического развития области.
Одно из перспективных направлений научно-технической политики - формирование государственного заказа науке. При этом основным механизмом становится конкурсный отбор предложений ученых, товаропроизводителей и потребителей продукции.
Конкурсный отбор производится открыто, на основе научной экспертизы, определяющей обоснованность предложений и их соответствие следующим критериям: перспективность исследований, эффективность использования бюджетных ассигнований, потребности рынка и т.п. В области прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ основным является принцип межотраслевого решения задач в рамках проектов, ориентированных на использование результатов исследований в экономике.
Администрация Ярославской области привлекает научные коллективы и отдельных ученых к разработке и реализации стратегии социально-экономического развития области. Особое внимание уделяется созданию моделей и программно-информационных комплексов для разработки стратегии устойчивого развития региона.
Следует повысить роль экспертных советов, созданных при Администрации области, а также межрегиональных и межотраслевых координационных советов и фондов в разработке и реализации стратегии социально-экономического развития области.
Сохраняется и подлежит дальнейшему совершенствованию процедура научной экспертизы в случаях:
- выбора приоритетных направлений научно-технической политики Ярославской области, развития науки, техники и реализации достижений науки и техники;
- формирования научных и научно-технических программ и проектов;
- проведения конкурсов на участие в научных и научно-технических программах и проектах;
- в иных случаях.
Порядок проведения экспертизы в сфере научной и научно-технической деятельности в Ярославской области, порядок формирования и деятельности экспертных советов при Губернаторе Ярославской области определяется положением, утверждаемым постановлением Губернатора Ярославской области.