Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 января 2000 года № 4-П


О целевой программе
 "Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000-2002 годы"


_______________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства области
от 11.05.2004 № 118-П
_______________________________

       В целях дальнейшего развития земельной реформы, создания   условий для повышения эффективности использования земли Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

       1. Одобрить прилагаемую целевую программу "Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000-2002 годы".

       2. Представить в установленном порядке на утверждение в Саратовскую областную Думу целевую программу "Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000-2002 годы".

       3. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству области и министерству финансов области при формировании проектов областного бюджета на последующие годы предусматривать финансирование целевой программы за счет средств от платы за землю, зачисляемых в областной бюджет.

       4. Рекомендовать администрациям муниципальных образований области разработать и принять программы развития земельной реформы на 2000-2002 годы и ежегодно при формировании местных бюджетов предусматривать их финансирование за счет средств от платы за землю.

       5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства, министра экономики области Шувалова С.А.


  Председатель
  Правительства области
 П.П.Камшилов

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"Развитие земельной реформы
в Саратовской области на 2000-2002 годы"


ПАСПОРТ

целевой программы "Развитие земельной реформы в Саратовской области
на 2000-2002 годы"


Наименование программы:

целевая программа "Развитие земельной реформы
в Саратовской области на 2000-2002 годы".

Основания для разработки программы:

постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года № 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы".

Государственный заказчик:

комитет по земельным ресурсам и землеустройству области.

Основной разработчик программы:

комитет по земельным ресурсам и землеустройству области.

Исполнители программы:

комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, министерство сельского хозяйства области, министерство финансов области, министерство леса
и природопользования области, администрации муниципальных образований области.

Цели и задачи программы:

повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли и превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста.

Сроки и этапы реализации программы:

2000-2002 годы:
I этап - 2000 год;
II этап - 2001-2002 годы.

Перечень основных
мероприятий программы:

разработка и совершенствование нормативной базы регулирования земельных отношений;
создание механизма, реализующего права собственников земельных долей;
создание механизма, обеспечивающего приватизацию городских земель при приватизации государственных
и муниципальных предприятий, и развитие оборота земель в городах и поселениях;
разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности области и муниципальной собственности;
создание инфраструктуры рынка земли;
развитие механизма ипотечного кредитования;
ведение государственного земельного кадастра;
совершенствование системы земельных платежей;
зонирование территорий;
проведение массовой оценки земель;
картографическое, геодезическое и землеустроительное
обеспечение земельной реформы;
ведение мониторинга земель;
техническое оснащение службы государственного контроля за использованием и охраной земель;
проведение информационно-разъяснительной работы среди населения;
создание специализированного информационно-консультационного центра;
организация в высших и средних специальных учебных заведениях лабораторий современных геоинформационных технологий;
подготовка и переподготовка кадров.

  

  

(млн рублей)

Объемы и источники финансирования:


2000-2002 годы


2000 год

Всего:

130,9

38,2

в том числе

  

  

федеральный бюджет

29,9

10,2

бюджет области

101

28

Ожидаемые конечные
результаты реализации     
программы:

закрепление конституционных прав граждан свободно распоряжаться участком земли и земельной долей под контролем государства;
разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности области
и муниципальной собственности;
создание рынка земли и недвижимости как единого имущественного комплекса;
развитие ипотеки земли и создание благоприятных условий для инвестиций;
эффективное и рациональное использование земельных ресурсов на всех уровнях управления ими;
повышение поступлений от платежей за землю
в доходную часть бюджета.

     
Сводный расчет прямой экономической эффективности проведения земельной реформы в Саратовской области ( 2000-2002 гг.)

Наименование мероприятий

Экономический эффект
(млн рублей)

1.     Дальнейшая приватизация земель государственных и муниципальных предприятий.
2.     Обеспечение гражданам - собственникам свободы права распоряжения земельными долями.
3.     Переход на аукционный и конкурсные методы предоставления (продажи) земельных участков.
4.     Дифференциация ставок земельного налога в городских поселениях.
5.     Существенное сокращение льгот за пользование земельными участками в городских поселениях.
6.     Развитие ипотеки сельскохозяйственных земель (рассматривается как источник инвестиций)


161,75

8,2

8,4

142,12


54,6

6,06

     Итого:

381,13

Система организации       
контроля за исполнением программы:

устанавливается в соответствии с действующим порядком.



Введение


Саратовская область располагает огромными земельными ресурсами - 10124,1 тыс. га, в том числе 8572,4 тыс. га сельхозугодий, однако часть земель используется неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не завершена, осуществленные земельные преобразования проводились форсированно с нарушением их последовательности, комплексности по объективным, а нередко и субъективным причинам. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу.

Накопленный практический опыт показывает, что дальнейшие земельные преобразования должны носить регулируемый характер и проводиться более углублено с правовым, экономическим и экологическим обоснованием. Выходом из такого положения является определение основных направлений областной политики в области земельных правоотношений и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в области.

Перед областью стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.


I. Основные положения программы

1. Основные итоги земельных преобразований в Саратовской области
в 1991-1999 годах


Завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность тысячи гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

В ходе земельной реформы к январю 1999 года в области произошли значительные преобразования. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлена приватизация около 6,8 млн га их земель. В итоге 322 тыс. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (8,2 тыс. хозяйств), в распоряжение которых передано более 1 млн га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади около 982 тыс. га.

Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено 300 земельных участков под такими предприятиями и объектами.

Органам местного самоуправления передано в ведение 563,3 тыс. га земель.

Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными участками. 999,5 тыс. граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится около 108,9 тыс. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,12 до 0,2 га, а для садоводства - с 0,06 до 0,08 га.

Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 838 тыс. граждан и 9,3 тыс. юридических лиц и крестьянских хозяйств.

Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.

Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней:

в 1995 году - 50,1 млн рублей, в 1996 году - 78,4 млн рублей, в 1997 - 165,4 млн рублей, в 1998 году - 158,1 млн рублей. Из них комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области и его территориальными подразделениями использовано соответственно по годам 27, 13, 8, 6, 7 процентов.

Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает и в настоящее время достигло более 30 тыс. в год. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. Проводится массовая оценка земель и ценовое зонирование территорий.

Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.

В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства на уровне Российской Федерации и область была вынуждена создавать собственную законодательную базу. С ноября 1997 года действует Закон Саратовской области "О земле".

Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения.

Принятые в 1992 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению.

До настоящего времени не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, областной собственности и в муниципальной собственности.

В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач:

собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению;

переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно;

новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий;

не работает система ипотечного кредитования.

Медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов.

Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ (особенно в 1997 и 1998 годах) осуществляется крайне плохо: в 1997 году финансирование земельной реформы из федерального бюджета составило менее 20 процентов, из областного и местных бюджетов - менее 15 процентов от бюджетных назначений. В итоге в 1997-1998 годах были практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ.

2. Цели и задачи программы


Целью программы является:

повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста;

обеспечение выполнения комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в основном завершить осуществление земельной реформы

и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений

и государственного управления земельными ресурсами.

Задачами программы является:

осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации;

вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;

перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам;

повышение плодородия почв и охрана земель;

создание реальных условий для реализации конституционных прав на владение, пользование и распоряжение землей;

разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, собственности области и муниципальной собственности;

создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок

с ними, проведение массовой оценки земли на большей части территории области.

Выделяются два этапа реализации программы.

На I этапе (2000 год) в основном должны быть осуществлены меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского

и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требующим значительных финансовых затрат, и обеспечить экономическую базу проведения II этапа.

На II этапе (2001-2002 годы) должны быть проведены ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»