Потенциально опасные для населения и территории Саратовской области предприятия действуют, как правило, на проектном пределе уровня безопасности, либо с его превышением. Внедрение на большинстве предприятий технологий, снижающих степень опасности действующих производств, не осуществляется из-за больших финансовых затрат. Часть затрат на восстановление нормальных условий жизнедеятельности на объектах повышенной опасности и возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций финансируются, в основном, за счет средств областного бюджета. Имеет место большая недокомпенсация ущерба от чрезвычайных ситуаций природного характера (величина некомпенсированного ущерба составляет 96-100 процентов от суммы причиненного ущерба). В 1998-2000 годах средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации на компенсацию ущерба от чрезвычайных ситуаций в Саратовской области не выделялись. Выделяемые средства на предупредительные мероприятия по объему незначительны и не могут существенно повлиять на снижение рисков.
Сложившаяся ситуация неопровержимо свидетельствует о необходимости создания экономической системы для защиты жизни и здоровья населения, имущества физических и юридических лиц, окружающей природной среды от аварий и катастроф техногенного характера. В условиях рыночной экономики именно страхование может обеспечить решение этой задачи. В связи с этим необходимо проведение государственной политики, направленной на поддержку и развитие регионального рынка страховых услуг, стимулирование развития социально важных видов, таких как: страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов, страхование гидротехнических сооружений, экологическое страхование, страхование в сфере сельскохозяйственного производства, в сфере инвестиционной деятельности, обязательное и добровольное медицинское страхование и другие. Организация страховой защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера имеет своей целью организацию внебюджетного финансирования мероприятий по ликвидации последствий (в том числе компенсации ущерба) чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС).
Реализация Концепции основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, других федеральных нормативных правовых актах, регулирующих страховую деятельность, Федеральных законов “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, “О безопасности гидротехнических сооружений” и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 11 мая 1999 года № 261 “О мероприятиях по совершенствованию и развитию в субъектах Российской Федерации страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций”.
Настоящая Концепция развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Концепция) отражает экономический механизм внедрения страховой защиты на территории Саратовской области и направлена на проведение государственной политики по обеспечению гарантированного уровня защиты населения и территорий от ЧС через механизм изыскания местных ресурсов и развитие страхования.