Недействующий

О среднесрочной программе социально-экономического развития Саратовской области на 1997-2000 годы (утратил силу на основании постановления Правительства области от 13.04.2000 № 34-П)

5.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

       В рамках среднесрочной программы развития Саратовской области   ключевой задачей является создание условий наибольшего благоприятствования процессу реализации сферы инвестиционной деятельности. Активная региональная инвестиционная политика является основой глубокой структурной перестройки экономики области.

       Региональная политика в сфере инвестиций должна быть   сконцентрирована на следующих направлениях:

       - реализация высокоэффективных проектов в наукоемких отраслях   промышленности;

       - развитие производственной инфраструктуры (магистральный   транспорт, связь, энергетика);

       - дальнейшее развитие социальной сферы (жилье, образование,   здравоохранение, наука, культура).

       Выбор приоритетов был обусловлен следующими причинами:

       - невозможностью массового обновления технологической базы   без предварительного развития специализированного инвестиционного машиностроения как технологического ядра;

       - необходимостью первоочередного перехода к   ресурсосберегающим технологиям в базовых отраслях экономики, направленных на повышение конкурентоспособности регионального хозяйства, привлечение "чистых" производств, обеспечивающих экологическую безопасность;

       - необходимостью восстановления на основе современных   технологий массового производства потребительских благ длительного пользования в отраслях конечного потребления;

       - необходимостью обеспечения эффективной занятости населения.

       Надежность и эффективность вложения средств будет достигнута   путем реализации принципа проектного финансирования. Его обязательным условием является вложение инвестором определенной части собственных финансовых ресурсов, одновременно Правительство области за счет средств бюджета развития будет предоставлять коммерческим банкам гарантии финансирования данного проекта в определенных размерах. Другим принципом финансирования инвестиционных программ должен стать принцип многоканальности: привлечение собственных средств предприятий, средств частных инвесторов, банков, населения и иностранных инвестиций.

       Снижение участия государства в финансировании инвестиционных   проектов будет возмещаться повышением доли банковского капитала и собственных средств предприятий. При этом Правительство области будет оказывать влияние на выбор структурно-инвестиционных приоритетов используя следующие механизмы:

           - применение налоговых  льгот;

            - регулирование цен и тарифов;

            - региональный (или государственный) заказ на продукцию;

            - создание технопарков и инкубаторов малого бизнеса.

            В ближайшие    годы    необходимо   также   решить   проблему  трансформации сбережений населения в инвестиции путем  привлечения  их  к  реализации  социальных  программ  через  систему пенсионных  фондов и паевых инвестиционных фондов.

            Исходной базой механизма реализации региональной инвестиционной политики и формирования благоприятного инвестиционного климата является реализация Программы привлечения инвестиций в экономику Саратовской области на 1997 год, которая предусматривает:

- завершение формирования правового поля принятием отправных актов к Закону Саратовской области "О гарантиях частных инвестиций", Законов "О стимулировании инвестиций в Саратовской области", "О лизинге в Саратовской области", "О конкурсах (тендерах) в Саратовской области", "О территориальнопроизводственных зонах в Саратовской области";

            - создание Центра  содействия  инвестиций  при  Правительстве  области как органа,  координирующего усилия министерств и ведомств  по привлечению инвестиций.

            Программа предполагает также составление единого каталога и формирование банка данных проектов, рассчитанных по методике ЮНИДО, разработку положения о порядке проведения конкурсов инвестиционных проектов, разработку Целевой комплексной программы "Развитие инфраструктуры инвестиционного рынка", разработку ряда законодательных актов по страхованию инвестиций, ипотечному кредитованию, развитию лизинговой деятельности, разработку инвестиционного паспорта региона.

            Для реализации региональной инвестиционной политики формируется организационный механизм управления инвестиционными проектами, поступающими в Правительство области. Он включает отработку процедуры принятия, оценки, утверждения инвестиционной заявки и формирование реестра бизнес-планов и инвестиционных проектов. Для проектов, включенных в реестр и получивших наивысшую экспертную оценку, а также имеющих приоритетное значение для развития экономики области могут быть предоставлены следующие формы поддержки Правительства области:

            - представление на  включение  в  федеральные  инвестиционные  программы;

            - представление   от   имени    Правительства    области    в  негосударственные и зарубежные инвестиционные институты;

            -  предоставление льготных тарифов на энергоносители;

            - предоставление    права   долгосрочной   аренды   земельных  участков;

            - оказание  поддержки  в рамках действующего законодательства  через сеть своих представительств в России и за рубежом;

            - предоставление    гарантий    Правительства   области   для  российских и зарубежных инвесторов (с предварительным страхованием  риска, связанного с реализацией проекта).

            Другим элементом   организационного   механизма    управления  реализацией   проектов   является   формирование   новых  структур  долгосрочного   кредитования   по   подпрограммам    и    проектам  (финансово-промышленных    групп,    холдингов)    и   активизация  деятельности ранее  созданных  структур  (финансово-инвестиционной  корпорации).