Государственная политика в сфере потребительского рынка предусматривает реализацию основных положений Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", содействие развитию эффективной товаропроводящей инфраструктуры области, формированию конкурентной среды на рынке товаров и услуг, обеспечение соблюдения баланса интересов всех заинтересованных участников рынка.
Приоритетные задачи:
повышение эффективности отраслей потребительского рынка;
стимулирование развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания в малых городах и сельских населенных пунктах;
обеспечение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров и услуг.
Пути реализации:
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей процессы в области торговли, общественного питания и предоставления бытовых услуг;
повышение роли ассоциаций, союзов и других саморегулируемых образований в решении отраслевых проблем и обеспечении прав потребителей;
содействие реализации инвестиционных проектов, направленных на строительство новых объектов торговой инфраструктуры (логистических центров поставок, распределительных центров) и реконструкцию существующих объектов;
реализация комплекса мер по обеспечению продвижения на внутренний рынок товаров и услуг отечественного производства;
обеспечение условий для создания в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания новых рабочих мест;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в отраслях потребительского рынка;
развитие информационного обеспечения в сфере торговли.
Ожидаемые результаты:
положительная динамика оборота оптовой и розничной торговли, оборота общественного питания, объемов бытовых услуг, увеличение оборота розничной торговли, общественного питания, объемов бытовых услуг на душу населения;
достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в расчете на одну тысячу жителей (приложение 2 "Норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по муниципальным районам Саратовской области и г.Саратову"), в том числе за счет размещения нестационарных торговых объектов;
функционирование сезонных продовольственных, тематических и презентационных ярмарок в муниципальных районах и городских округах области;
обеспечение доступности населению области сельхозпродукции через сеть розничных рынков и торговых комплексов по розничной продаже сельхозпродукции и продовольственных товаров предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;
увеличение доли современных форматов предприятий розничной торговли (гипермаркетов, супермаркетов) в общем количестве предприятий торговли;
увеличение количества посадочных мест в общедоступных предприятиях общественного питания;
увеличение доли продовольственных товаров местного производства в объеме розничных продаж по основным товарным группам;
сохранение стабильной ценовой ситуации на продовольственном рынке области;
повышение уровня культуры обслуживания в сфере потребительского рынка.
Ответственный исполнитель - министерство экономического развития и инвестиционной политики области.
Индикаторы потребительского рынка области
Показатели | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Достижение норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, в процентах | 97,6 | 98,5 | 99,4 | 100,0 |
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. рублей | 91,0 | 100,3 | 112,4 | 120,8 |
Оборот общественного питания на душу населения, рублей | 3555 | 3875 | 4193 | 4263 |
Объем бытовых услуг на душу населения, рублей | 2864 | 3242 | 3675 | 3717 |
Количество розничных рынков и торговых комплексов по розничной продаже сельхозпродукции и продовольственных товаров предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности | 45 | 45 | 45 | 45 |
Охват муниципальных районов и городских округов области сезонными продовольственными, тематическими и презентационными ярмарками, в процентах | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Доля современных форматов предприятий розничной торговли в общем количестве предприятий торговли, в процентах | 16 | 18 | 19 | 20 |
Количество посадочных мест в общедоступных предприятиях общественного питания, тыс.ед. | 61 | 63 | 63 | 65 |
Доля продовольственных товаров местного производства в объеме розничных продаж по основным товарным группам, в процентах | 58 | 59 | 60 | 60 |