ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2011 года N 728-П


Об утверждении комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Вольск Саратовской области на период 2011-2020 годов



На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Вольск Саратовской области на период 2011-2020 годов.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П. Л. Ипатов

     

     
Приложение
к постановлению
 Правительства области
от 21 декабря 2011 года N 728-П

     
Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Вольск Саратовской области на период 2011-2020 годы

     

Паспорт комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Вольск Саратовской области на период 2011-2020 годов

Наименование плана

Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Вольск Саратовской области на период 2011-2020 годы

Основание для разработки плана

Протокол поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Жукова А.Д. от 10 августа 2009 года.

Протокол заседания Президиума Коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации и Общественного совета при Минрегионразвития от 18 декабря 2009 года. Протокол заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики N 25 от 22 декабря 2009 года.

Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2020 года.

Программа социально-экономического развития муниципального образования город Вольск до 2025 года.

Национальные приоритетные проекты и целевые программы Российской Федерации.

Программы и планово-экономические документы Вольского муниципального района и муниципального

образования город Вольск.

Постановление главы администрации муниципального образования город Вольск от 20 декабря 2010 года N 378-П "О создании Рабочей группы при администрации муниципального образования город Вольск по формированию Комплексного плана модернизации моногорода Вольск".

Основные разработчики

плана

Администрация муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области;

ОАО "Вольскцемент" (по согласованию).

Цели,

стратегические направления и задачи плана

Цель плана: Вывод города Вольск из зоны неуправляемых рисков с целью его последующего устойчивого социально-экономического развития. Направления: поддержка градообразующей отрасли;

диверсификация экономики города (уход от монозависимости); повышение качества жизни населения, создание пространства комфортного для проживания. Задачи (для достижения главной цели КИП):

1. Реализация комплексной программы развития инженерно-технической инфраструктуры;

2. Реализация программы модернизации градообразующих предприятий;

3. Реализация программы диверсификации экономики города (создание новых производств и услуг);

4. Реализация программы развития малого бизнеса;

5. Реализация комплексной программы модернизации социальной инфраструктуры.

Сроки и этапы реализации плана

Реализация комплексного плана модернизации г. Вольск предусматривается в период 2011-2020 годы поэтапно:

- до 2020 года - выход на уровень регистрируемой безработицы 0,85%;

- до 2020 года - снижение доли градообразующих предприятий в общем объеме промышленного производства (до 33%)

- 2013-2020 годы - устойчивое экономическое развитие, согласно параметров "Программы СЭР муниципального образования город Вольск до 2025 г."

Ожидаемые конечные результаты реализации плана

- создание к 2020 году 4 748 новых рабочих мест (и дополнительно 1221 временных), в т.ч. в 2011

году 281 новых постоянных рабочих места и 723 временных;

- объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в 2020 году составит 23,71 мрд. руб.;

- среднемесячная заработная плата работников предприятий в 2020 г. составит 26294 руб.

Участники основных мероприятий плана

Администрация муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области (по согласованию);

ОАО "Вольскцемент" (по согласованию) и другие заинтересованные хозяйствующие субъекты г. Вольск (по согласованию).

Предполагаемые объемы и источники финансирования плана

Консолидировано за период 2011-2020 годов:

общий объем - 18938,91 млн. руб., в т.ч.:

внебюджетные источники или собственные средства организаций - 17 569,67 млн. руб. (прогнозно);

бюджетные средства:

- средства федерального бюджета - 758,91 млн. руб.

- средства областного бюджета - 417,57 млн. руб.

- средства муниципального бюджета - 192,76 млн. руб. (прогнозно)

Система организации и контроля исполнения плана

Предусматривается специальная организационная схема управления реализацией КИП и его мониторинга с участием ключевых субъектов - участников инвестиционных договоров, профессиональных менеджеров и консультантов, представителей организаций гражданского общества. Контроль исполнения плана осуществляет глава администрации муниципального образования город Вольск, который отчитывается перед Советом муниципального образования город Вольск совместно с ответственными работниками администрации муниципального образования города Вольск. Отчеты (не реже чем раз в квартал) направляются в Рабочую группу по моногородам при Правительстве Саратовской области, и далее - в Минрегион России.

План может корректироваться на любом этапе. Обо всех изменениях сообщается в вышестоящие инстанции, согласно регламенту мониторинга (устанавливается Рабочей группой при Правительстве Саратовской области и согласовывается с Минрегионом России).


Введение


Настоящий документ является актуализированной версией разработанного в начале 2011 года администрацией муниципального образования город Вольск Саратовской области Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Вольск Саратовской области. Документ подлежал корректировке в соответствии с последними требованиями методологии Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) и текущими приоритетами федерального центра (встраивание в кластерное развитие, агломерационные "ареалы"), предъявляемыми к комплексным инвестиционным планам, и Протоколом Рабочей группы по модернизации моногород при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции N 4 от 15 ноября 2011 года (город Москва).

В соответствии с методическими подходами Минрегиона России, Комплексный инвестиционный план (далее КИП) модернизации моногорода - это, в первую очередь, инструмент управления рисками развития, и он не является "статичным" документом. Как любая современная технология управления сложной социально-экономической системой (город в его взаимодействии с внешней средой и внутренними процессами), комплексный инвестиционный план подлежит регулярной "тонкой настройке" в зависимости от ситуации (появление новых или "активация" выявленных в ходе диагностики КИП рисков, угроз, вызовов).

В качестве гипотезы такого влияния (с целью развития городской территории) было выдвинуто предположение о возможности и необходимости создания на территории города Вольск агропромышленного комплекса, промышленного инновационного комплекса (высоких технологий), а также производственного кластера жизнеобеспечения муниципального образования, формируемых на принципах разработки КИП по методологии Минрегиона России (многофакторная диагностика социально-экономического положения, финансовых потоков, производственно-техническое обследование, диагностика и ранжирование по максимальному ущербу рисков развития, создание системы мер парирования этих рисков через взаимоувязанные инвестиционные проекты города, эффективная реализация которых невозможна без софинансирования вышестоящими бюджетами и обязательным участием бизнеса, главным образом, на принципах государственно-частного партнерства).

В этом контексте новая редакция КИП города, строго отвечающая подходу к таким документам Минрегиона России (специальная методология и внедрение новых инструментов реализации региональной политики, основанных не на превалировании контроля, а на стимулирующем воздействии в интересах развития), стала актуальной и жизненно необходимой.

Настоящий КИП выполнен строго в соответствии с методикой Минрегиона России для моногородов, а также с использованием новых элементов*1 адаптированного подхода при разработке подобных управляющих устойчивым развитием технологий для немонопрофильных социально-экономических систем (муниципальных образований, агломерационных территорий и/или комплексных (распределенных) логистических комплексов (систем).

_____

*1 В настоящее время разрабатываются Минрегионом России и тестируются с участием консультационных компаний, отобранных министерством, исходя из практических результатов подготовки КИП, в рамках конкурса, в т.ч. компанией WYG International.

1. Исполнительное резюме


Город Вольск Саратовской области в соответствии с методологией Минрегиона России отнесен к моногородам по такому критерию как доля градообразующей отрасли в общем объеме городского производства*1, что создает высокие риски для населения и экономики города.

_____

*1 О соответствии критериям отнесения города Вольск к моногородам информация приведена в Главе 2

Согласно специальной методике Минрегиона России были проведены расчеты по динамике капитала и оценке экономического потенциала моногорода. Документ разработан в рамках реализации государственной программы поддержки монопрофильных муниципальных образований 2009-2011 годов*1.

_____

*1 См. списки в Главах 5 и 6, а также Приложение 5.

Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Вольск Саратовской области (далее КИПММ) разработан с учетом основных положений:

- стратегических и концептуальных документов, определяющих приоритетные направления развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу;

- Стратегии развития Саратовской области до 2020 г.;

- федеральных и республиканских целевых программ;

- национальных проектов;

- стратегических документов развития моногорода*1;

- программ (проектов) технического перевооружения и модернизации предприятий моногорода.

_____

*1 См. Приложение 5 "Нормативно-правовая база"

КИПММ представляет собой формализованный инструмент управления рисками и, по существу, является ресурсно-обеспеченным инвестиционным проектом (состоящим из комплекса мер) по парированию выявленных в ходе тщательной диагностики моногорода наиболее критических (находящихся в зоне неуправляемых) рисков*1, создающих препятствия для модернизации и развития экономики города.

_____

*1 См. Приложение 5.

Реализация КИПММ имеет конечную (широкую) цель перехода к расширенному воспроизводству, устойчивому социально-экономическому и экологическому развитию и обеспечению необходимого уровня качества жизни населения (приоритеты федерального уровня).

Необходимым требованием к мерам, предлагаемым в рамках КИПММ, является условие, что эти меры невозможно осуществить самостоятельно, в частности, без участия вышестоящих бюджетов.

Настоящий КИПММ подготовлен в соответствии с существующими вышеназванными и другими требованиями Минрегиона России в качестве инструмента управления рисками в интересах развития города Вольск, а также для представления в федеральные органы исполнительной власти с целью получения софинансирования из федерального бюджета и иных источников мероприятий, предусмотренных КИПММ.

План рассматривается как базовый для использования администрацией моногорода для согласования мер и финансовых источников его реализации. Он корректируется по ходу согласования с российскими министерствами и ведомствами, а также институтами развития и учитывает текущие требования федерального центра. КИПММ передается в Минрегион России и межведомственную рабочую группу по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах Российской Федерации*1, которая окончательно определяет уровень федеральной поддержки моногородам.

_____

*1 Деятельность и порядок работы в 2009-2011 гг. межведомственной рабочей группы Минрегиона России определены соответствующими нормативно-правовыми актами, которые приведены в Приложении 5 в главе "Нормативно-правовые акты для КИП"

Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Вольск включает ряд Приложений, куда вынесены основные данные аналитики, расчеты, обоснования и иные сведения, в частности, Журнал диагностики моногорода с аналитической и статистической информацией. Журнал диагностики моногорода строго соответствует методическим рекомендациям, выпущенным Минрегионом России. Также, в качестве Приложения 4, в отдельный том вынесены все паспорта основных инвестиционных проектов и программ, принятых органами местного самоуправления. Эти приложения могут обновляться и перегруппировываться в зависимости от меняющейся правовой, инвестиционной, финансовой и другой среды оказывающей влияние на развитие моногорода в конкретный промежуток времени.

Социально-экономическая и демографическая ситуация в городе Вольск оценивалась в соответствии с методологией Минрегиона России по имеющейся официальной информации администрации города, а также предприятий, федеральных и областных статистических и научно-исследовательских институтов, по результатам интервьюирования населения, руководителей административных и коммерческих структур, а также в процессе проведения семинаров и практических занятий по проведению диагностики моногорода с руководителями города и сотрудниками подразделений городской администрации.

Монопрофильность города Вольск определяется следующими объективными факторами:

- Продукция градообразующих предприятий (далее ГРОП) ОАО "Вольскцемент" и ЗАО "ВолгаЦемент" вместе с другими заводами, связанными с ними едиными технологическими цепочками, занимают более 62% в общем объеме товаров и услуг собственного производства города;

- Около 10% занятых в экономике города работают на вышеназванных ГРОП.

На основании проведенной диагностики*1 (Приложение 5) можно сделать следующие выводы:

- Социально-экономическая ситуация в городе, определенная по результатам расчета его сальдо в соответствии с методологией Минрегиона России, оценивается как "критическая"*2;

- технико-производственное состояние основных фондов имеет критические проблемы, которые создают высокие риски для жителей и экономики города;

- траектория дальнейшего развития моногорода под влиянием внешних и внутренних факторов, если не принимать мер, требующих концентрации усилий и средств, будет входить в зону критических рисков и неуправляемости, что позволяет сформулировать главную цель КИПММ.

_____

*1 См. Приложение 5.

*2 Типология разработана Минрегионом России и представлена в документе на сайте www.urc.ru и www.minregion.ru

Главной целью КИПММ является вывод города Вольск из зоны неуправляемых рисков с целью его последующего устойчивого социально-экономического развития.

Для возврата на траекторию устойчивого развития необходим КИПММ как корректирующий пакет инвестиционных мер (проектов), который направлен на парирование ряда сгруппированных по методике Минрегиона России наиболее критических рисков.

Основными направлениями модернизации моногорода являются:

- поддержка градообразующей отрасли;

- диверсификация экономики города (уход от монозависимости);

- повышение качества жизни населения, создание пространства комфортного для проживания. В связи с этим, задачами КИПММ определены:

- модернизация инженерно-технической инфраструктуры;

- модернизация ГРОП;

- создание новых производств и услуг;

- развитие малого и среднего бизнеса;

- модернизация социальной инфраструктуры.

Эти задачи решаются программно-целевым методом, поэтому в настоящем КИПММ они реализуются в рамках специальных одноименных программ развития (например, программа комплексной модернизации и развития инженерно-технической инфраструктуры). При этом учитываются императивы федерального центра по данным направлениям модернизации (например, утвержденная концепция "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы", национальные проекты, федеральные целевые программы и т.п.).

Проведенная диагностика позволила скорректировать существующие сценарии социально-экономического развития территории города Вольск и актуализировать единственно оптимальный для города, а именно: инновационный, социально-ориентированный сценарий.

Для обеспечения развития по вышеназванному сценарию необходимо устранить критические риски, т.е. вывести город из зоны неуправляемости, что достигается реализацией КИПММ. В этом контексте стратегия модернизации базируется на методически выверенной, активной, системной деятельности по парированию слабых сторон и использованию сильных сторон развития моногорода, его конкурентных возможностей.

Модернизация городской экономики будет включать высокую степень капитализации города как субъекта экономической деятельности, повышение его кредитного рейтинга, финансовой устойчивости (для этого разработана его финансовая модель), рост маркетинговой (инвестиционной) привлекательности.

В рамках реализации стратегии модернизации городской территории на сегодняшний день предусмотрены к реализации 11 программ и 52 проекта:

- 8 программ и 12 проектов в сфере развития ЖКХ;

- 12 проектов в сфере модернизации ГРОП;

- 17 проектов крупного и среднего бизнеса;

- 1 программа и 4 проекта поддержки и развития малого бизнеса, ориентированные на модернизацию территории;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»