Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2011 года N 477-П

О долгосрочной областной целевой программе "Патриотическое воспитание молодежи Саратовской области" на 2012-2015 годы

(с изменениями на 31 декабря 2013 года)

________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области от 09.04.2014 N 219-П.
________________________________________________

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 24.12.2011 N 734-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.10.2012 N 654-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 825-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 19.07.2013 N 348-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 783-П.

_______________________________________________________________

     

На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Патриотическое воспитание молодежи Саратовской области" на 2012-2015 годы согласно приложению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и утвердить соответствующие муниципальные целевые программы.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов

     

Приложение
 к постановлению
 Правительства области
 от 2 сентября 2011 года N 477-П

     

Долгосрочная областная целевая программа "Патриотическое воспитание молодежи Саратовской области" на 2012-2015 годы


Паспорт Программы
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 783-П, см. предыдущую редакцию).

Наименование Программы

долгосрочная областная целевая программа "Патриотическое воспитание молодежи Саратовской области" на 2012-2015 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Саратовской области от 31 мая 2011 года N 146-Пр "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Патриотическое воспитание молодежи Саратовской области" на 2012-2015 годы"

Государственный заказчик Программы

министерство образования области

Основной  разработчик Программы

министерство образования области

Цель и задачи Программы, важнейшие  оценочные показатели

целью Программы является развитие системы патриотического воспитания детей и молодежи Саратовской области, способствующей формированию социально активной личности, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовой к их защите.

Основными задачами Программы, направленными на достижение поставленной цели, являются:

воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Вооруженным Силам Российской Федерации;

повышение качества обучения молодежи основам военной подготовки с использованием материально-технической и спортивной базы образовательных учреждений, а также учреждений и клубов патриотической направленности.

К важнейшим оценочным показателям Программы относятся:


увеличение количества молодежных организаций, клубов патриотической направленности, поисковых отрядов, школьных музеев и уголков боевой славы с 1062 до 1080;

увеличение количества клубов военно-патриотической направленности с 116 до 140;

увеличение количества (доли) молодежных организаций, клубов патриотической и военно-патриотической направленности, поисковых отрядов, школьных музеев и уголков боевой славы, улучшивших свою учебно-наглядную и материально-техническую базу, с 2 (0,2 процента) до 340 (28 процентов);

увеличение количества (доли) молодых людей, принимающих участие в деятельности молодежных организаций, клубов патриотической и военно-патриотической направленности, поисковых отрядов, школьных музеев и уголков боевой славы, в общей численности молодежи области с 65420 человек (10 процентов) до 92214 человек (14,1 процента);

увеличение количества (доли) юношей допризывного возраста, принимающих участие в мероприятиях военно-патриотической направленности, в общей численности допризывной молодежи области с 10178 человек (14 процентов) до 25445 человек (35 процентов);

увеличение количества (доли) преподавателей, осуществляющих подготовку граждан по основам военной службы, прошедших переподготовку и повышение квалификации, с 682 человек (70,4 процента) до 826 человек (85 процентов);

увеличение количества (доли) кабинетов основ безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ), действующих при областных учреждениях начального и среднего профессионального образования, полностью оснащенных специальным учебно-наглядным оборудованием, с 9 (15,7 процента) до 42 (73,6 процентов)

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 24.12.2011 N 734-П, см. предыдущую редакцию)

Сроки реализации Программы

2012-2015 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

министерство образования области, министерство по развитию спорта и физической культуры области, министерство информации и печати области, министерство лесного хозяйства области, комитет по молодежной политике, охране культурного наследия и туризму области, министерство молодежной политики, спорта и туризма области, министерство социального развития области, министерство по делам территориальных образований области, комитет общественных связей и национальной политики области, государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Областной центр патриотического воспитания" (по согласованию), государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области дополнительного образования детей "Областной центр дополнительного образования для детей "Поиск" (по согласованию), управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства области, военный комиссариат области (по согласованию), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (по согласованию), Саратовская областная организация Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (по согласованию), региональное отделение ДОСААФ России по Саратовской области (по согласованию), государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" (по согласованию), государственное учреждение "Областной центр патриотического воспитания" (по согласованию), областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Саратовской области" (по согласованию), областное государственное учреждение "Вязовский учебно-опытный лесхоз" (по согласованию), государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Областной центр дополнительного образования для детей "Поиск" (по согласованию)

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 24.12.2011 N 734-П, см. предыдущую редакцию)

Объемы и источники обеспечения Программы

общий объем средств областного бюджета, необходимых для реализации Программы в 2012-2015 годах, составляет 14332,5 тыс. рублей, в том числе:

в 2012 году - 3199,7 тыс. рублей;

в 2013 году - 1998,1 тыс. рублей;

в 2014 году - 25242,6 тыс. рублей;

в 2015 году - 25692,1 тыс. рублей

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 825-П, см. предыдущую редакцию).

Ожидаемые конечные результаты  реализации Программы

ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются:

обеспечение координации и активизации деятельности государственных и общественных организаций по патриотическому воспитанию молодежи;

повышение качества допризывной подготовки молодежи (в том числе физическая подготовленность молодежи и подготовка по основам военной службы)

     

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Решение вопросов гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи является задачей общенационального характера.

О повышении внимания государства к военно-патриотическому воспитанию граждан, повышению качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям, восстановлению системы массовых занятий военно-прикладными и техническими видами спорта свидетельствует принятие Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 134-р, государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года N795, совместного Приказа Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 года N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах", Закона Саратовской области "О военно-патриотическом воспитании в Саратовской области".

Патриотизм является идеологической основой любого независимого государства. Поэтому развитие системы патриотического воспитания как полноценно действующего государственно-общественного института является одним из главных направлений в государственной политике Российской Федерации.

Надо отметить, что в Саратовской области накоплен большой опыт в организации патриотического воспитания различных групп населения, особенно детей и молодежи, в новых социально-экономических и политических условиях.

Опыт реализации областной целевой программы "Патриотическое воспитание детей и молодежи" на 2003-2005 годы и подпрограмм "Патриотическое воспитание детей и молодежи" в составе областных целевых программ "Молодежь Саратовской области" на 2006-2008 годы и на 2009-2011 годы позволил достичь определенных положительных результатов в развитии инфраструктуры учреждений и организаций, осуществляющих патриотическое воспитание молодежи, увеличить охват молодых людей, принимающих участие в мероприятиях патриотической направленности.

Только в 2009 и 2010 годах в рамках реализации программы организовано: 129 встреч молодежи с участниками локальных военных конфликтов, ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, посвященных 65-летию Победы и другим памятным датам военной истории;

12 патриотических конкурсов для учащихся и педагогов образовательных учреждений области;

в 2010 году организовано проведение комплекса мероприятий, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в которых приняло участие более 28 тысяч студентов средних специальных учебных заведений, 16 тысяч учащихся учреждений начального профессионального образования и 200 тысяч учащихся общеобразовательных учреждений.

В целях расширения возможности молодежи лучше узнать историю Великой Отечественной войны и вклад Саратовской области в Победу при поддержке министерства образования подготовлен интерактивный сайт "Одна на всех..." (www.pobeda65.su). На страницах сайта собрана уникальная информация о военной истории области, предприятиях области в годы войны, данные о ветеранах и подвигах жителей Саратовской области, памятниках и мемориальных комплексах, молодежных патриотических объединениях, школьных музеях и другая информация. У каждого муниципального района области на сайте есть персональная страница. За 2010 год сайт посетило более 20 тысяч человек.

Продолжалась работа по увековечению памяти погибших воинов. Ежегодно в рамках акции "Никто не забыт, ничто не забыто" учащиеся образовательных учреждений и члены молодежных организаций благоустраивают 331 памятник и обелиск, 47 братских и 124 индивидуальных воинских захоронения.

В настоящее время в тимуровском добровольческом движении (шефской помощи) по оказанию ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, локальных войн и конфликтов и вдовам погибших и умерших участников войн участвуют более 25000 учащихся и студентов образовательных учреждений, членов патриотических объединений и волонтерских отрядов (в 2009 году - 18 тысяч человек).

Традиционным стало участие членов Саратовской областной общественной организации "Союз поисковых отрядов "Искатель" во Всероссийской "Вахте Памяти". В 2010 году при поддержке министерства образования области была организована поисковая экспедиция в Парфинский район Новгородской области. Поисковики прошли по местам боев 214 стрелковой дивизии, сформированной в Саратовской области, и подняли 15 останков воинов одного из полков дивизии.

В финальных соревнованиях областной Спартакиады допризывной молодежи, традиционно проводимой в мае на базе Регионального учебного центра ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил Российской Федерации, ежегодно принимают участие около 200 молодых людей из муниципальных районов области и г.Саратова. Общий охват участников всех этапов Спартакиады составляет более 17 тысяч человек ежегодно.

На повышение действенности военно-патриотического воспитания направлено внимание к молодым людям, призванным на службу в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Ежегодно организуется проведение областных и районных Дней призывника. В 2009 и 2010 годах для 340 призывников, направляемых для прохождения срочной военной службы, сформированы комплекты подарков.

Проведенная работа показала положительные результаты в повышении уровня патриотизма в молодежной среде. На основании социологического исследования, проведенного на территории области Балашовским институтом (филиалом) Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, в настоящее время свой уровень патриотизма оценили как "высокий" - 24,8 процента (2009 год - 22 процента) молодых людей, "средний" - 65,4 процента (2009 год - 58,7 процента), "низкий" - 9,8 процента (2009 год - 19,3 процента). Вместе с тем считают себя патриотами 76,2 процента опрошенных, ответ "не совсем" дали 18,3 процента, не считают себя таковыми - лишь 2,1 процента.

В целях сохранения и улучшения данных показателей работа, проводимая органами государственной власти области и органами местного самоуправления, требует дальнейшего продолжения и развития.

Это, прежде всего, поддержка областных организаций и учреждений патриотической направленности, проведение традиционных конкурсных мероприятий по патриотической тематике.

Вместе с тем, учитывая государственные приоритеты, особое внимание необходимо уделить работе по подготовке молодежи к службе в армии.

К характерным недостаткам в вопросах организации и ведения подготовки обучающихся к военной службе необходимо отнести:

1. Отсутствие должного внимания к вопросам организации преподавания курса ОБЖ, основ военной подготовки, военно-патриотического воспитания учащихся, недостаточная профессиональная подготовка контингента преподавателей ОБЖ и допризывной подготовки, низкое и часто неудовлетворительное состояние материальной базы курса ОБЖ и допризывной подготовки большинства учебных заведений области. Большинство элементов спортивных комплексов, полос препятствий требуют ремонта или полного восстановления.

В 2009-2010 учебном году в образовательных учреждениях области обучалось 72701 юноша допризывного возраста (в 2008-2009 учебном году -66991 человек), в том числе в 9-11 классах средних общеобразовательных школ - 43202 человека, в учреждениях начального профессионального образования -5985 человек, в учреждениях среднего профессионального образования -23514 человек.

Подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляют 968 педагогов-организаторов курса ОБЖ (922 штатных работника и 46 по совместительству), из них офицеры запаса - 295 человек (30 процентов), прапорщики, сержанты и солдаты - 311 человек (32 процента).

Из общего числа педагогических работников, реализующих программу военно-патриотического воспитания, 70,4 процента прошли аттестацию по предмету ОБЖ или курсы повышения квалификации. Необходимо увеличение указанного значения до 100 процентов.

В 46 из 49 областных учреждений профессионального образования в настоящее время действуют 54 кабинета по ОБЖ (в 3 учреждениях таких кабинетов нет). Из них полностью оснащены специальным учебно-наглядным оборудованием (защитные комплекты, противогазы, приборы радиационной и химической разведки) только 9 учреждений, частично оснащены - 19 учреждений, не оснащены - 26 учреждений. Вместе с тем более 50 процентов имеющегося оснащения требует обновления.

Учитывая наблюдаемое в последние годы увеличение количества юношей допризывного возраста, обучающихся в образовательных учреждениях, необходимо решение проблемы модернизации материально-технической базы патриотического воспитания.

2. Недостаточное количество мероприятий военно-спортивной направленности, необходимых для физического развития допризывной молодежи, низкая доля молодежи, принимающей участие в данных мероприятиях.

В настоящее время в области действует 116 клубов и объединений военно-патриотической направленности, в деятельности которых занято более 4500 человек (в 2009-2010 учебном году - 3116 человек). Самой крупной организацией является региональное отделение ДОСААФ России по Саратовской области, которое на базе 9 образовательных учреждений осуществляет подготовку специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации по 9 военно-учетным специальностям. В 2009-2010 годах подготовлено 1692 человека. В перспективе на 2011-2014 годы планируется открытие 4 новых военно-учетных специальностей.

Подготовка кадров массовых технических профессий для народного хозяйства в организациях ДОСААФ осуществляется по 11 специальностям. За 2010 год было подготовлено 9819 человек для народного хозяйства.

Оборонная организация развивает 14 авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, проводит работу по массовому привлечению школьников и допризывной молодежи к занятиям авиационными, техническими и военно-прикладными видами спорта.

Ряд мероприятий военно-спортивной направленности ежегодно проводится Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, военным комиссариатом области, министерством по развитию спорта и физической культуры области. Однако, указанные мероприятия носят точечный характер и требуют обновления материально-технического обеспечения.

Вместе с тем доля молодых людей допризывного возраста, принимающих участие в мероприятиях военно-патриотической направленности, в общей численности молодежи области остается достаточно низкой - 14 процентов (в 2009 году - 13,5 процента).

3. В большей степени негативное отношение молодежи к военной службе. Как показывает анкетирование, проведенное государственным учреждением "Областной центр патриотического воспитания" в сентябре-ноябре 2010 года (респонденты - 4000 юношей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях области, учреждениях начального, среднего профессионального образования и высших учебных заведениях), 47 процентов молодых людей не планируют идти в армию, относятся к службе отрицательно, служба представляется им трудной и неинтересной. При этом на отношение юношей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации в 43 процентах повлияли знакомые и друзья, в 25 процентах - семья, в 24 процентах -средства массовой информации.

Среди групп учащейся молодежи - потенциальных призывников -стремление служить в армии чаще всего высказывают учащиеся начального профессионального образования (33 процента), реже всего - студенты (16 процентов), школьники (26,5 процента). В стремлении любыми путями избежать службы в армии наибольшую потенциальную активность готовы проявить школьники и студенты (30-32 процента), а наименьшую - учащиеся начального профессионального образования.

Результаты исследования подтверждаются трудностями, возникающими в ходе призыва молодежи на военную службу. В 2010 году для прохождения срочной военной службы было призвано 9886 человек (в 2009 году - 12014 человек), что составило 100 процентов нормы, предусмотренной на Саратовскую область. Однако достижение указанных показателей стало возможным только после продления сроков призыва на 2-3 месяца. При этом более 60 процентов призывников являются жителями сельской местности (необходимо учесть, что доля сельской молодежи в общем числе молодежи области не более 25 процентов).

Желание или нежелание служить имеет определенную связь с наличием или отсутствием у молодых людей патриотических чувств. Среди тех, кто считает себя патриотами России, доля желающих служить в армии в 1,5 раза больше, чем среди тех, кто не относит себя к патриотам (33 процента против 20 процентов). Необходимо отметить, что даже среди молодых людей, называющих себя патриотами, половина (49 процентов) не хотят служить в армии. К этому следует добавить, что молодежь не склонна обвинять своих сверстников, уклоняющихся от службы в армии, в отсутствии патриотизма.

Сложившаяся ситуация требует комплексного, программного решения.

В основу работы по допризывной подготовке молодежи должны быть положены массовость, системность и единство организационной деятельности.

II. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации


Целью Программы является развитие системы патриотического воспитания детей и молодежи Саратовской области, способствующей формированию социально активной личности, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовой к их защите.

В ходе реализации программы предполагается решение следующих задач:

воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Вооруженным Силам Российской Федерации;

повышение качества обучения молодежи основам военной подготовки с использованием материально-технической и спортивной базы образовательных учреждений, а также учреждений и клубов патриотической направленности.

Срок реализации Программы - 2012-2015 годы.

III. Система программных мероприятий

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»