7. Повышение финансовой самостоятельности муниципальных образований области.
Базовым документом, определяющим взаимоотношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований области, является Закон Саратовской области от 20 декабря 2005 г. N 137-ЗСО "О межбюджетных отношениях в Саратовской области". Он был принят в ходе реформы местного самоуправления и федеративных отношений в Российской Федерации и позволил упорядочить и формализовать межбюджетные отношения в области. Документом, в частности, определены:
участники межбюджетных отношений в области;
формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам;
порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
общие принципы распределения субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.
Данный закон заложил также правила расчета уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, благодаря которым стала возможна объективная сравнительная оценка возможностей органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В рамках реализации программы реформирования в указанный закон были внесены изменения в части установления порядка расчета на очередной финансовый год общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
В связи с планируемым переходом к формированию трехлетнего бюджета требуется разработать формализованный порядок определения общего объема указанных дотаций на очередной финансовый год и плановый период, а также порядок их распределения в плановом периоде.
Существенной проблемой для Саратовской области является высокая дифференциация муниципальных образований, прежде всего поселений, по бюджетной обеспеченности. Разрыв между поселениями по закрепленным Бюджетным кодексом Российской Федерации доходам в расчете на душу населения составляет по данным за 2009 год более 200 раз. Значительная разница имеется и между поселениями внутри отдельных муниципальных районов. На территории 13 из них разрыв превышает от 5 до 10 раз, двух - от 10 до 20 раз, двух - от 20 до 50 раз, одного - свыше 100 раз. Наиболее низкая обеспеченность характерна для преобладающих на территории области сельских поселений, на которые приходится 355 из 397 поселений и всего четверть населения области. Средняя численность населения сельских поселений не превышает двух тысяч человек, а в каждом седьмом из них она менее тысячи человек. При этом налоговые и неналоговые доходы их бюджетов в расчете на одного жителя составляют около 600 рублей в год, что в 2 раза меньше среднего уровня. Такой объем доходов зачастую даже не покрывает затраты на содержание местной администрации.
Таким образом, территориальное устройство местного самоуправления в Саратовской области несет в себе потенциал дальнейшего развития и повышения эффективности расходов местных бюджетов, в первую очередь, за счет преобразования ряда сельских поселений путем их объединения, что позволит существенно сократить расходы на содержание органов местного самоуправления (административно-управленческий персонал), повысить эффективность использования инфраструктурных объектов, внедрить реальные механизмы социально-экономического развития этих территорий.
Результатом реализации данных мероприятий станет обеспечение большей определенности относительно объемов финансовой помощи местным бюджетам, что создаст основу для долгосрочного прогнозирования расходных обязательств муниципальных образований и будет способствовать повышению финансовой самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления. За счет укрупнения сельских поселений будет достигнута экономия в расходах местных бюджетов на содержание органов местного самоуправления.
Риски могут быть вызваны возможным недостатком средств областного бюджета для исполнения принятых расходных обязательств по предоставлению межбюджетных трансфертов местным бюджетам. Трудности при реализации мероприятия по укрупнению муниципальных образований связаны, прежде всего, с преодолением традиционного подхода к существованию сельских поселений как преемников прежних сельсоветов. Кроме того, переустройство границ поселений повлечет за собой определенные финансовые затраты на установление новых границ и их оформление в установленном порядке.