На территории Саратовской области монопрофильным населенным пунктом является г.Вольск. Ситуация на рынке труда г.Вольска не критичная. На 10 декабря 2009 года на учете в службе занятости зарегистрировано 660 безработных, проживающих на территории г.Вольска (на 1 января 2009 года -390 человек). Напряженность на рынке труда на 10 декабря 2009 года составляет 0,9 незанятых на 1 вакансию.
Градообразующее предприятие ОАО "Вольскцемент" (численность сотрудников - 1235 человек) работает достаточно стабильно, заработная плата выплачивается в полном объеме, в установленные законодательством сроки. В 2009 году по сокращению штатов было уволено 30 человек.
В 2010 году перевода сотрудников на режим неполной занятости, а также массовых сокращений не планируется. Кроме того, ОАО "Вольскцемент", несмотря на кризисное время, принимает активное участие в финансировании большинства социально значимых проектов Вольского муниципального района. Таким образом, дополнительного финансирования за счет средств субсидии федерального бюджета для ОАО "Вольскцемент" не требуется.
Результаты мониторинга, проводимого министерством занятости, труда и миграции области, показывают, что в структуре высвобождаемых работников с предприятий и организаций области около 49 процентов составляют работники, имеющие рабочие профессии (слесарь, разнорабочий, водитель, токарь, шлифовщик, сборщик, сварщик и прочие). Специалисты и служащие составляют около 43 процентов (инженер, менеджер, мастер, инспектор, экономист, врач и прочие). На руководителей структурных подразделений всех уровней (управленцев) приходится 8 процентов.
Структура высвобождаемых работников по уровню образования показывает, что более половины высвобождаемых составляют граждане, имеющие начальное профессиональное образование. Около 30 процентов приходится на высвобождаемых с высшим профессиональным образованием, 20 процентов -со средним специальным образованием.
В целях сохранения кадрового потенциала работодатели по-прежнему будут использовать режим неполной занятости работников. Ожидается, что к концу 2010 года объемы неполной занятости могут составить 27-40 тыс. человек в зависимости от варианта развития ситуации. Причем ее структура в территориальном и отраслевом разрезах существенно не изменится. Более 60 процентов работающих в режиме неполной занятости будут сосредоточены в 3 крупных города области: Саратове. Энгельсе и Балаково. Наиболее сложная ситуация сохранится на предприятиях обрабатывающих производств. Доля работников этой отрасли может составить около 70,0 процентов от общего количества работающих в режиме неполной занятости.
Неполная занятость отрицательно скажется на уровне заработной платы и станет одной из причин высокой текучести кадров с предприятий по прогнозным оценкам численность граждан, уволенных с прежнего места работы по собственном) желанию с целью поиска более эффективных вариантов занятости, будет колебаться в пределах 130-150 тыс. человек. На регистрируемом рынке труда их доля останется преобладающей. Причем если учесть, что при стабильном развитии экономики искал работу при содействии органов службы занятости лишь каждый четвертый, уволенный по собственном}' желанию, так как большинство уже имели варианты трудоустройства, то в условиях снижения спроса на рабочую силу их доля может увеличиться до 35 процентов.
Оптимизация организационной и финансовой структур вынуждает работодателей не только сокращать численность работников, но и ограничивать спрос на рабочую силу. В 2010 году тенденция уменьшения потребности в кадрах сохранится. К концу 2010 года она не превысит 12,5 тыс. единиц. Наибольшее снижение потребности ожидается на специалистов по экономике, управлению, бухучету, финансам, менеджменту, то есть тех, чьи профессиональные группы являются наиболее многочисленными на регистрируемом рынке труда. Это обострит проблему дисбаланса спроса и предложения рабочей силы.
На сельском рынке труда ситуация останется сложной. В результате проведенного в 2009 году социального картографирования в области выявлено 120 критических (с точки зрения занятости) зон рынка труда, из которых в 38 населенных пунктах с численностью населения в трудоспособном возрасте свыше 100 человек отсутствовали работодатели. Таким образом, на территории области в 2010 году сохранятся неравномерные условия для обеспечения занятости населения.
В 2010 году выпуск из учреждений профессионального образования составит около 40 тыс. человек, из них на рынок труда может выйти 30-31 тыс. выпускников (в зависимости от вариантов прогноза), причем 2,7 тыс. человек имеют риск быть нетрудоустроенными и могут обратиться в областную службу занятости населения. Как показывает практика, доля выпускников в числе незанятых граждан, обратившихся в органы службы занятости по вопросу трудоустройства, возросла с 2,5 до 4 процентов. В 2,5 раза возросла численность обращений выпускников учреждений высшего профессионального образования. Найти работу выпускникам в рыночных условиях достаточно сложно, поскольку работодатели требуют от них не только высокой квалификации, но и практического опыта работы.
Данные анализа состава безработных выпускников свидетельствуют, что на рынке труда отмечается существенный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы среди выпускников. Поскольку большинство из них имеют экономические, бухгалтерские и юридические специальности, напряженность на регистрируемом рынке труда в разрезе данных специальностей является одной из самых высоких.
В процессе трудоустройства, в том числе организации специальных программ по содействию занятости выпускников образовательных учреждений существует проблема нежелания работодателей принимать выпускников на работу. Одной из основных причин этого является отсутствие на предприятиях области системы наставничества, позволяющей эффективно организовать рабочий процесс для молодых специалистов, не имеющих опыта работы по полученной специальности.
Кроме того, рост цен на товары и услуги, в том числе жилищно-коммунальные, обусловит снижение жизненного уровня населения, в результате на рынок труда выйдут лица, длительное время не работавшие в экономике и в связи с этим утратившие свою квалификацию. По прогнозам, численность данной категории в 2010 году составит 24 тыс. человек.
Официальная статистика не учитывает количество жителей области, работающих на предприятиях других регионов. Ожидается, что в 2010 году в службу занятости населения обратится более 2 тыс. человек, вернувшихся в область из других регионов.
Таким образом, несмотря на стабилизацию ситуации в сфере занятости, влияние финансового кризиса на рынок труда в 2010 году продолжится. Ожидается, что по первому варианту прогноза общая численность безработных (в среднегодовом исчислении) в 2010 году составит 112 тыс. человек, уровень общей безработицы на конец года составит 7,9 процента при численности экономически активного населения 1275,8 тыс. человек, по второму варианту - общая численность безработных (в среднегодовом исчислении) составит 105 тыс. человек, уровень общей безработицы на конец 2010 года - 7,4 процента.
Численность безработных, зарегистрированных в органах занятости населения, к концу 2010 года может составить 29 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы в этом случае составит 2,3 процента от экономически активного населения. При более благоприятном развитии ситуации в сфере занятости численность зарегистрированных безработных на конец 2010 года составит 26,0 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 2,0 процента.
Напряженность на рынке труда области на конец 2010 года может составить 2,3 незанятых на 1 вакансию (по второму варианту - 2,1). Кроме того, финансовый кризис приведет к усилению дифференциации районов области по напряженности на рынке труда в связи с возможным снижением потребности экономики в кадрах.
Финансово-экономический кризис оказывает негативное влияние не только на ситуацию на рынке труда в целом, но и на занятость отдельных категорий лиц, испытывающих трудности в поиске работы, к которым относятся лица с ограниченными возможностями.
Данные статистического наблюдения свидетельствуют о росте в 2009 году обращений инвалидов за содействием в трудоустройстве в органы областной службы занятости населения и численности безработных граждан, относящихся к указанной категории. Так, за период с января по ноябрь 2009 года в органы службы занятости обратилось 3411 инвалидов, что на 30 процентов больше показателя соответствующего периода 2008 года.
Следует отметить, что даже в условиях экономической стабильности, возможности для трудоустройства инвалидов ограничены. Одной из причин отказа работодателей в приеме на работу лиц с ограниченными возможностями является отсутствие достаточного количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также отсутствие у работодателей экономической заинтересованности в использовании труда инвалидов.
Оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов требует дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения рабочих мест техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов и сопровождается дополнительными затратами.
По данным мониторинга проблем трудоустройства и профессиональных возможностей лице ограниченными возможностями 29,0 процентов инвалидов, состоящих на учете в областной службе занятости населения, нуждаются в специальных рабочих местах.
Реализация областной целевой программы "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы, утвержденной Законом Саратовской области от 4 декабря 2008 года N 330-ЗСО позволит в 2010 году:
- трудоустроить при содействии органов службы занятости населения 70,0 тыс. человек;
- направить на профессиональное обучение - 7,3 тыс. человек;
- организовать общественные работы для 8,0 тыс. безработных граждан и граждан, ищущих работу;
- оказать содействие самозанятости безработных граждан (информационно-консультационные услуги не менее 4,5 тыс. гражданам, финансовую помощь -2500 гражданам).
Наряду с этим, положительные результаты реализации областной целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год", направленной в первую очередь на содействие трудоустройству работников, находящихся под угрозой увольнения, свидетельствуют о необходимости разработки программы дополнительных мероприятий на 2010 год по следующим направлениям: