Областная целевая программа "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы | областная целевая программа "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа) |
Государственный заказчик | министерство занятости, труда и миграции области |
Основные | министерство занятости, труда и миграции области, министерство образования области |
Цель и задачи | Цель Программы - повышение эффективности использования трудовых ресурсов области и оптимизация системы управления занятостью как основы устойчивости и динамичного развития области. Задачи Программы: - обеспечение защиты от безработицы и повышение эффективности занятости населения области; - обеспечение дальнейшего совершенствования системы развития трудовых ресурсов области; - создание правовых, организационных и экономических условий, обеспечивающих комплексное развитие кадрового потенциала области, с учетом перспектив экономического развития области; - создание условий для обеспечения соответствия образовательных результатов областной системы начального и среднего профессионального образования требованиям регионального рынка труда. Важнейшие оценочные показатели Программы: - уровень регистрируемой безработицы в области на конец года; - уровень трудоустройства граждан, состоявших на учете в органах службы занятости населения; - численность граждан, трудоустроенных на квотируемые (резервируемые) рабочие места; - доля граждан, трудоустроенных после окончания профессионального обучения; - количество предприятий, заявивших о вакантных рабочих местах в органы службы занятости населения; - численность иностранных работников, предполагаемых к привлечению на территорию области из стран с визовым режимом; - доля работников учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры, физической культуры и спорта, повысивших квалификацию; - доля учащихся в возрасте от 15 до 18 лет, обучающихся в областных государственных учреждениях профессионального образования по программам начального профессионального образования; - степень отклонения численности приема учащихся в областные государственные образовательные учреждения профессионального образования от дополнительных прогнозных потребностей рынка труда на среднесрочную перспективу; - коэффициент обновления структуры приема в учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования (доля вновь введенных образовательных программ (профессий); - доля выпускников областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, обучавшихся по программам повышенного уровня; - доля выпускников областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших сертификацию профессиональных квалификаций с участием работодателей области; - доля выпускников областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности), в общей численности выпускников; - доля выпускников областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, зарегистрированных в качестве безработных в органах службы занятости населения; - качественный состав педагогических кадров областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования; - доля областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществляющих профессиональную подготовку молодежи с ограниченными возможностями здоровья |
Сроки реализации Программы | 2009-2011 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | министерство занятости, труда и миграции области, министерство образования области, министерство социального развития области, министерство здравоохранения области, министерство промышленности и энергетики |
области, министерство по развитию транспортного комплекса области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство сельского хозяйства области, комитет по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог области, Союз товаропроизводителей и работодателей области (по согласованию), торгово-промышленная палата области (по согласованию), комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, Главное управление МЧС России по области (по согласованию) | |
Перечень подпрограмм | "Содействие занятости населения Саратовской области"; "Развитие кадрового потенциала Саратовской области"; "Формирование эффективной системы подготовки рабочих кадров и специалистов для экономики Саратовской области" |
Объемы и источники | общий объем средств, необходимых для реализации Программы, составляет 1353,359 млн. рублей, в том числе: - за счет средств федерального бюджета (прогнозно) -377,078 млн. рублей, из них: 2009 год - 111,033 млн. рублей; 2010 год - 113,039 млн. рублей; 2011 год - 153,006 млн. рублей; - за счет средств областного бюджета - 308,581 млн. рублей, из них: 2009 год - 176,234 млн. рублей; 2010 год - 8,353 млн. рублей; 2011 год - 123,994 млн. рублей; - из внебюджетных источников (прогнозно) - 667,700 млн. рублей, из них: 2009 год - 177,200 млн. рублей; 2010 год - 213,700 млн. рублей; 2011 год - 276,800 млн. рублей |
Ожидаемые | - снижение уровня регистрируемой безработицы с 2,5 процента в 2009 году до 2,3 процента в 2011 году; - повышение сбалансированности спроса на рабочую силу и ее предложения на рынке труда путем заполнения вакансий: в 2009 году - 95 тыс., в 2010 году - 100 тыс., в 2011 году - 105 тыс.; - осуществление целенаправленного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов различных отраслей; - улучшение профориентационной работы по привлечению молодежи в областные государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования; - формирование плана-задания на подготовку специалистов для отраслей экономики с охватом 15 процентов крупных и средних предприятий области; - повышение квалификации и профессиональной переподготовки не менее 8 процентов работников учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры, физической культуры и спорта; - увеличение доли трудоустроенных на постоянную работу по специальности выпускников образовательных учреждений, в том числе из учреждений среднего профессионального образования - до 60 процентов, из учреждений начального профессионального образования -до 75 процентов; - повышение степени информированности населения и работодателей о ситуации на рынке труда и проводимых мероприятиях по развитию кадрового потенциала области; - создание современной инфраструктуры областной системы начального и среднего профессионального образования; - внедрение новых образовательных технологий на основе компетентного подхода, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания профессионального образования; - внедрение новых форм и механизмов оценки и контроля качества профессионального образования с привлечением профессиональных объединений; - рост экономической самостоятельности образовательных учреждений, усиление их ответственности за конечные результаты деятельности; - увеличение доступности начального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Система | контроль за исполнением Программы осуществляется министерством занятости, труда и миграции области, министерством образования области, министерством экономического развития и торговли области, министерством финансов области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ" |
Введение
Программа является средством реализации согласованной политики органов исполнительной власти области по обеспечению социальной защиты от безработицы, созданию условий для эффективной занятости населения, развитию кадрового потенциала, обеспечению квалифицированными кадрами экономики области.
Программа включает в себя три подпрограммы: "Содействие занятости населения области", "Развитие кадрового потенциала области", "Формирование эффективной системы подготовки рабочих кадров и специалистов для экономики области".
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
В последние годы в Саратовской области сложился достаточно стабильный рынок труда. Основные показатели занятости и безработицы свидетельствуют о положительной динамике трудовых процессов. В результате активной деятельности органов службы занятости населения и других социальных партнеров рынка труда сократились масштабы общей безработицы, повысилась активность граждан в поиске работы, развились позитивные тенденции занятости, сформировавшиеся в период экономического роста.
Под воздействием позитивных перемен в экономике среднегодовая численность занятых увеличилась с 1169,5 тыс. человек в 2005 году до 1197,5 тыс. человек в 2007 году.
Расширение занятости способствовало сокращению общей численности безработных (рассчитанной по методологии МОТ) с 121,4 до 107,5 тыс. человек. При этом уровень общей безработицы снизился с 9,1 процента до 8 процентов от численности экономически активного населения.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, уменьшилась с 22736 человек на 1 января 2006 года до 20170 человек на 1 января 2008 года. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,7 до 1,5 процента.
При сохранении в течение 9 месяцев 2008 года положительной динамики социально-экономических показателей, в 4 квартале под влиянием финансового кризиса произошел спад объемов производства товаров и услуг. В результате среднесписочная численность работников, занятых на предприятиях и в организациях области, уменьшилась по отношению к декабрю 2007 года на 3 процента и составила 740,5 тыс. человек.
Значительное снижение показателя наблюдалось в организациях, занятых обработкой древесины (на 59,2 процента), химическим производством (на 26,1 процента), текстильным и швейным производством (на 20,9 процента), металлургическим производством (на 19,9 процента), производством машин и оборудования (на 17,8 процента), гостиничным и ресторанным бизнесом (на 16,2 процента), операциями с недвижимым имуществом (на 15,2 процента).
Оставалась сложной ситуация с занятостью сельского населения. Число ликвидированных организаций в 3,5 раза превысило число вновь зарегистрированных (449 против 129), что привело к снижению среднесписочной численности работников, занятых в сельском и лесном хозяйстве, с 40,8 до 36,2 тыс. человек.
Спад производства обусловил увеличение объемов массовых высвобождений и неполной занятости, сокращение спроса на рабочую силу, что привело к росту безработицы на официальном рынке труда. Если за 9 месяцев 2008 года уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,5 процента до 1,2 процента, то к концу декабря он вырос до 1,4 процента. При этом численность безработных граждан увеличилась на 14 процентов и составила на конец 2008 года 18033 человека.
Значительные изменения произошли в структурном составе безработных.
На 1 января 2009 года 67,1 процента безработных - женщины (в сравнении, в 2006 году женщины составляли 70,8 процента), 22,7 процента - молодежь в возрасте 16-29 лет (в 2006 году - 25,5 процента).
Доля граждан, имеющих высшее профессиональное образование, повысилась с 16,1 процента до 17,2 процента от численности безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, со средним профессиональным образованием снизилась - с 24,6 процента до 22,2 процента. Наиболее многочисленная группа - граждане со средним (полным) общим образованием (27,3 процента от численности зарегистрированных безработных на 1 января 2009 года).
Основной причиной обращения незанятых граждан в органы службы занятости населения являлось увольнение работников по собственному желанию. По отношению к 2006 году доля граждан, относящихся к данной категории, увеличилась с 40,2 процента до 40,8 процента.
На 43,6 процента снизилось количество безработных, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников, и в 2008 году их доля составила 8,3 процента от численности поставленных на учет ищущих работу граждан. Однако в 2009 году в результате финансового кризиса и увеличения объемов сокращений работников возможно увеличение показателя до 17 процентов.
Численность граждан, не работавших длительное время, снизилась по сравнению с 2006 годом на 18 процентов, и на 1 января 2009 года их доля составляла 18,8 процента от числа поставленных на учет ищущих работу граждан.
Доля инвалидов в числе обратившихся за содействием в трудоустройстве увеличилась с 2,8 процента в 2006 году до 3,1 процента в 2008 году.
Доля граждан, уволенных из Вооруженных Сил и поставленных на учет в органах службы занятости населения, составляла в 2006-2008 годах 0,3 процента.
Таким образом, основными клиентами органов службы занятости населения продолжают оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу в связи с низкой квалификацией, отсутствием трудового стажа, ограничениями по состоянию здоровья, а также граждане, неспособные справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями.
Ключевыми проблемами, с которыми сталкиваются безработные граждане в процессе поиска подходящей работы, являются:
1) существенные различия между условиями найма и требованиями соискателей.