ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2009 года N 503-П
Об областной программе "Развитие государственной гражданской службы Саратовской области на 2009-2013 годы"
(с изменениями на 5 декабря 2013 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 03.08.2012 N 462-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.12.2013 N 681-П.
_______________________________________________________________
В целях совершенствования системы государственной гражданской службы Саратовской области, повышения результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Саратовской области и в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную программу "Развитие государственной гражданской службы Саратовской области на 2009-2013 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы аппарат Губернатора Саратовской области.
Возложить на аппарат Губернатора Саратовской области осуществление функций по планированию, реализации и мониторингу мероприятий, предусмотренных Программой, а также по контролю и координации деятельности органов исполнительной власти Саратовской области -исполнителей указанных мероприятий.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и утвердить программы развития муниципальной службы.
4. Признать утратившими силу:
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
П.Л. Ипатов
Областная программа "Развитие государственной гражданской службы Саратовской области на 2009-2013 годы"
Наименование Программы | областная программа "Развитие государственной гражданской службы Саратовской области на 2009-2013 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)" |
Государственный заказчик Программы | аппарат Губернатора Саратовской области |
Основные | управление кадровой политики и государственной службы Правительства области; Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина (по согласованию); Общественная палата Саратовской области (по согласованию) |
Цели и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели | одной из основных целей Программы является формирование и развитие высококвалифицированного кадрового состава государственной гражданской службы области, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества. Достижение основной цели Программы позволит совершенствовать в области систему государственной гражданской службы, повысить оценку работы органов государственной власти области гражданами. В процессе достижения поставленной цели предстоит обеспечить выполнение приоритетных задач, среди них: обеспечение взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы; совершенствование правовой основы государственной гражданской службы области; формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной гражданской службы области и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих области; разработка и введение антикоррупционных стандартов в виде установления для государственной гражданской и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции; развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе области; создание системы контроля деятельности государственных гражданских служащих области со стороны институтов гражданского общества; выработка оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных гражданских служащих области; совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"; методологическое обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; разработка механизма принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного гражданского служащего области с государственной гражданской службы области; разработка процедуры, обеспечивающей проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений со стороны государственных гражданских служащих области; регламентация вопросов, касающихся повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих области; совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на государственной гражданской службе области; совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих области в целях повышения качества государственных услуг, оказываемых государственными органами области гражданам и организациям; внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных гражданских служащих области и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности; разработка системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной гражданской службы области и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной гражданской службы области на высоком профессиональном уровне; сокращение излишней численности государственных гражданских служащих области с одновременным привлечением на государственную гражданскую службу области наиболее квалифицированных специалистов и создание адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы государственных гражданских служащих области; формирование и реализация программ подготовки кадров для государственной гражданской службы области и профессионального развития государственных гражданских служащих области; развитие системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих области; совершенствование системы государственных гарантий на государственной гражданской службе области; внедрение современных механизмов стимулирования государственных гражданских служащих области |
Сроки и этапы реализации Программы | 2009-2013 годы (I этап- 2009-2010 годы; II этап- 2011-2013 годы) |
Исполнители основных мероприятий | органы исполнительной власти области; Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина (по согласованию); Поволжский институт управления имени П.А.Столыпина -филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | создание необходимых условий для профессионального развития государственных гражданских служащих области; разработка норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных гражданских служащих области, а также механизмов, обеспечивающих их соблюдение; обеспечение открытости государственной гражданской службы области и ее доступности общественному контролю; реализация антикоррупционных программ в системе государственной гражданской службы области; создание и внедрение системы показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих области, дифференцированных по направлениям деятельности государственных органов области; совершенствование порядка замещения вакантных должностей государственной гражданской службы области на основе конкурса, обеспечивающего равный доступ граждан к государственной гражданской службе области; совершенствование механизмов формирования кадрового резерва, проведения аттестации и ротации государственных гражданских служащих области; актуализация содержания программ подготовки и дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих области и внедрение современных образовательных технологий в процесс их обучения; разработка и внедрение в государственных органах области программ и индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих области; разработка и применение в государственных органах области современных механизмов стимулирования государственных гражданских служащих области к исполнению обязанностей государственной гражданской службы области на высоком профессиональном уровне; регламентация и реализация предусмотренных законодательством Российской Федерации дополнительных государственных гарантий жилищных прав государственных гражданских служащих области; разработка правовых основ защиты государственного гражданского служащего области и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных (служебных) обязанностей; совершенствование нормативной правовой базы по вопросам государственной гражданской службы области; создание материально-технических условий для эффективного исполнения государственными гражданскими служащими области должностных обязанностей; создание условий для открытости деятельности аппаратов государственных органов области и государственных гражданских служащих области; создание условий для обеспечения общественного взаимодействия в принятии решений по вопросам функционирования государственной гражданской службы области; повышение эффективности кадровой политики в системе государственной гражданской службы области в целях улучшения кадрового состава государственных гражданских служащих области; внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе области; совершенствование системы управления государственной гражданской службой области; развитие эффективного диалога между властью и обществом |
Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за ходом выполнения Программы осуществляет аппарат Губернатора Саратовской области |
Основные цели и задачи реформирования системы государственной службы Российской Федерации были сформулированы в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2001 году (далее -Концепция).
В соответствии с Концепцией созданы основы единой системы государственной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования.
В процессе реформирования государственной службы была сформирована государственная гражданская служба как вид государственной службы, выстроена система федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы.
Важным этапом реформирования государственной службы стало принятие в 2003 году Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", в 2004 году Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Во исполнение Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и с учетом нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации были приняты Закон области "О государственной гражданской службе Саратовской области", постановления Губернатора области и Правительства области.
Гражданским обществом к государственной гражданской службе области предъявляются значительно возросшие требования. Однако оценка профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих области еще слабо увязана с тем, насколько качественно оказываются в государственном органе области государственные услуги гражданам и организациям.
Современные методы планирования и регламентации труда государственных гражданских служащих области не получили широкого распространения, а предусмотренные законодательством Российской Федерации механизмы стимулирования государственных гражданских служащих области к исполнению обязанностей государственной гражданской службы области на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере, что снижает мотивацию государственных гражданских служащих области.
Недостаточная открытость государственной гражданской службы области способствует проявлениям бюрократизма и коррупции.
Необходимо достичь оптимального соотношения политико-правовых, деловых, нравственных, эстетических начал на государственной гражданской службе. При этом крайне важно, чтобы было престижно и выгодно служить государству честно, добросовестно, на благо области и в интересах человека.
В настоящее время государственной гражданской службе области присущи некоторые негативные тенденции в ее развитии:
нехватка квалифицированных кадров при наличии незаполненных вакансий;
недостаточно развитая система оценки эффективности и результативности деятельности государственных гражданских служащих области;
несоответствие социального и правового положения государственного гражданского служащего области степени возлагаемой на него ответственности;
несовершенства системы подготовки кадров для государственной гражданской службы области и профессионального развития государственных гражданских служащих области;
недостаточная ресурсная обеспеченность государственной гражданской службы области.
Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо обеспечить решение следующих проблем государственной гражданской службы области:
повысить уровень материального и социального обеспечения государственных гражданских служащих области в соответствии с должностью, ее значимостью в деятельности государственного органа области, степенью ответственности, возлагаемой на государственного гражданского служащего области;
совершенствовать систему подготовки и профессионального развития государственных гражданских служащих области;
создать единый информационный банк данных, объединяющий ведомственные информационные базы данных государственных органов области.
В целях усиления эффективности работы государственных гражданских служащих области акцент должен ставиться на целенаправленную и системную профессиональную переподготовку, повышение квалификации. Это позволит восполнить пробелы в образовании некоторых государственных гражданских служащих области, выявленные в ходе аттестации. Все обозначенные проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены в отдельности.
Опыт осуществления мероприятий областных программ "Развитие государственной гражданской службы Саратовской области (2003-2005 годы)", а впоследствии периодов 2005-2006 годов и 2007-2009 годов, выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной гражданской службы области, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной гражданской службы области.
Ряд направлений реформирования государственной гражданской службы остался нереализованным, в том числе положения Концепции и законодательства Российской Федерации о формировании системы управления государственной гражданской службой.
Реализация Программы позволит завершить качественное преобразование системы государственной гражданской службы области, оптимизировать ее организацию и функционирование на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрить на государственной гражданской службе области современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.
1. Успешность реформирования и развития системы государственной гражданской службы области зависит от разработки и реализации мероприятий, направленных на модернизацию государственной гражданской службы области как единой системы, а также на практическое применение новых технологий государственного управления. Современная государственная гражданская служба области должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность государственных гражданских служащих области по обеспечению исполнения полномочий государственных органов области, должна активно взаимодействовать с институтами гражданского общества.
2. Основная цель Программы - создание целостной системы государственной гражданской службы области посредством завершения ее реформирования и создания системы управления ею, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной гражданской службы области, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества.
При определении целей Программы необходимо акцентировать внимание на укреплении принципа профессионализма на государственной гражданской службе области, стимулировании государственных гражданских служащих области, а также на согласовании их с общими целями региональной политики.
Важной целью Программы является повышение доверия населения и деловых кругов к деятельности государственных гражданских служащих области.
Развитие государственной гражданской службы области включает комплекс организационно-экономических мероприятий по обучению государственных гражданских служащих области, их переподготовке и повышению квалификации. Эти мероприятия охватывают вопросы профессиональной адаптации, оценки кандидатов на вакантную должность, текущей периодической оценки кадров, планирования карьеры и служебно-профессионального продвижения кадров, работы с кадровым резервом. Осуществление мероприятий по развитию государственных гражданских служащих области связано с определенными затратами, которые, как показывает международный опыт, быстро окупаются и способствуют прогрессивному развитию организации.
Целями Программы являются:
совершенствование кадровой политики государственной гражданской службы области, усиление ее аналитического и профессионального содержания;
совершенствование и поддержка системы подготовки и переподготовки кадров;
оптимизация организационно-правового обеспечения государственной гражданской службы области.
3. Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих основных задач:
а) обеспечение взаимосвязи государственной гражданской службы федерального и областного уровня, а также государственной гражданской службы и муниципальной службы;
б) совершенствование правовой основы государственной гражданской службы области;
в) создание системы управления государственной гражданской службой области;
г) совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих области в целях повышения качества государственных услуг, оказываемых государственными органами области гражданам и организациям;
д) разработка антикоррупционных механизмов;
е) формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной гражданской службы области и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих области;
ж) внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности государственных гражданских служащих области, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности;
з) развитие системы полготовки кадров для государственной гражданской службы области и дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих области;
и) совершенствование системы государственных гарантий на государственной гражданской службе области;
к) внедрение современных механизмов стимулирования государственных гражданских служащих области.