Органы государственной власти Саратовской области в целях повышения эффективности и качества управления региональными финансами на территории области проводят целенаправленную политику, связанную с внедрением на региональном уровне основных направлений проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы. Этот процесс носит планомерный характер и осуществляется в соответствии с целями и задачами по управлению региональными финансами, определенными на федеральном уровне.
Основные направления в области бюджетной политики изложены в таких директивных документах федерального уровня, как бюджетные послания Президента Российской Федерации, Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249, и Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 года N 467-р.
Саратовская область уже имеет успешный опыт реформирования региональных финансов. Так, в 2002 году область на конкурсной основе стала одним из субъектов Российской Федерации - получателей субсидий из Фонда реформирования региональных финансов. В результате реализации программы реформирования системы управления финансами Саратовской области, утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 17 июля 2002 года N 70-2932, была создана основанная на казначейской технологии система предварительного контроля исполнения областного и местных бюджетов, упорядочена система межбюджетных отношений, внедрены в практику работы отдельные элементы управления по результатам, в том числе методика оценки результативности и эффективности расходов областного бюджета, разработаны и реализованы мероприятия по развитию налоговой базы и совершенствованию системы управления государственным имуществом области, системы управления государственным долгом, начат процесс по предоставлению доступа негосударственных поставщиков на рынок государственных услуг.
Совершенствование системы региональных финансов было продолжено и после завершения вышеуказанной программы, был реализован ряд мероприятий, направленных на создание новой организации бюджетного процесса и более детальное внедрение инструментов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат. В области систематически составляется реестр расходных обязательств области и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, оценивается правовая обоснованность расходов областного бюджета.
Проведена большая работа по разработке и внедрению объективных и прозрачных механизмов распределения межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, результатом стало формирование и внедрение новой системы межбюджетных отношений.
В целях обеспечения стабильности, предсказуемости и преемственности политики органов государственной власти области важным достижением стало внедрение новых подходов к среднесрочному бюджетному планированию с разработкой и утверждением наряду с принятием областного бюджета на очередной финансовый год среднесрочного финансового плана.
Проводятся мероприятия по определению критериев и показателей оценки докладов субъектов бюджетного планирования для достижения целевых значений показателей результативности и эффективности оказания государственных услуг, используемых в процессе бюджетного планирования. Совершенствуется нормативная база и механизм разработки и реализации целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета.
Кроме того, в рамках административной реформы была начата работа по упорядочению функций органов государственной власти области, формированию перечня государственных услуг, их стандартизации и регламентации. Продолжается реализация мероприятий по противодействию коррупции, повышению информационной открытости деятельности органов государственной власти области.
Процессы реформирования общественных финансов в области осуществляются в тесном взаимодействии органов государственной власти области с органами местного самоуправления.
Вместе с тем существует необходимость решения ряда проблем в сфере региональных финансов, связанных с учетом потребности и повышением качества предоставляемых государственных услуг, реструктуризацией бюджетного сектора и развития новых форм оказания государственных услуг, организацией мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета и качества управления финансами муниципальных образований области, стимулированием процессов реформирования на местном уровне. Кроме того, актуальность реформирования повышается в связи с вступлением в силу федерального законодательства, устанавливающего новые требования к качеству управления государственными и муниципальными финансами.
В условиях финансового кризиса, увеличивающего степень неопределенности в развитии финансово-экономической системы, повышение финансовой устойчивости региона становится одним из приоритетных направлений стратегического развития области В этих условиях первооче редное значение приобретает внедрение передовых методов управления современных технологий контроля, оценки и мониторинга, способствующих повышению эффективности бюджетных расходов, совершенствованию механизмов среднесрочной и долгосрочной бюджетной политики созданию эффективной системы государственного управления, ориентированной на предоставление высококачественных государственных услуг физическим и юридическим лицам.
Решение проблем возможно путем оптимизации финансово-экономической системы региона и перевода ее на качественно новый уровень управления в рамках программных мероприятий, представляющих собой комплексный план действий органов государственной власти области по реформированию региональных финансов и созданию стимулов для более качественного управления муниципальными финансами.
Система целей и задач социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу, в том числе в сфере общественных финансов, определена проектом Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2009-2011 годы). В соответствии с ним результатом налоговой политики, проводимой Правительством области, должно стать формирование достаточного объема финансовых ресурсов для финансирования расходных обязательств области. Для достижения данного результата необходимо:
- дальнейшее совершенствование законодательства области по региональным налогам;
- реформирование системы имущественного налогообложения, разработка и реализация мероприятий, необходимых для введения налога на недвижимость;
- стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности;
- расширение налогооблагаемой базы за счет создания благоприятных условий для эффективного хозяйствования налогоплательщиков, сокращения теневого оборота, легализации заработной платы и повышения официальных доходов работающего населения, снижения масштабов уклонения от налогообложения;
- создание нормативной правовой базы поселений по местным налогам;
- актуализация кадастровой оценки земельных участков;
- совершенствование налогового администрирования.
Бюджетная политика области будет направлена на содействие обеспечению финансовой стабильности, создание условий для оптимизации расходных обязательств и повышения результативности бюджетных расходов. Основными задачами являются:
- совершенствование системы управления государственными и муниципальными финансами с учетом новаций Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- повышение эффективности внутрирегиональных межбюджетных отношений.
Ключевым направлением бюджетной реформы определен переход на систему организации бюджетного процесса и государственного управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.
Будет продолжена работа по таким важным направлениям реформирования бюджетного процесса, как:
- совершенствование среднесрочного финансового планирования;
- использование реестра расходных обязательств как инструмента бюджетного планирования;
- совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;