РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой программе "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы"
(с изменениями на 31 декабря 2013 года)
принят Саратовской областной Думой
22 октября 2008 года
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 03.03.2009 N 74-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2009 N 223-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 451-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.04.2010 N 149-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.06.2010 N 267-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.04.2011 N 234-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 02.11.2011 N 612-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.03.2012 N 146-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.07.2012 N 385-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.11.2012 N 684-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 19.11.2012 N 683-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 813-П.
_______________________________________________________________
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы" согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 года.
Губернатор Саратовской области
П.Л.Ипатов
г.Саратов
31 октября 2008 г.
N 292-ЗСО
Наименование Программы | - областная целевая программа "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | - комитет охраны окружающей среды и природопользования области, министерство природных ресурсов и экологии области |
Основные разработчики Программы | - комитет охраны окружающей среды и природопользования области, министерство промышленности и энергетики области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство по развитию транспортного комплекса области, министерство здравоохранения области, министерство сельского хозяйства области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию), СГУ им.Н.Г.Чернышевского (по согласованию), общественные объединения (по согласованию) |
Цели и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели | - цели Программы: - создание благоприятной окружающей среды для жителей области; - сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций; - повышение качества жизни, улучшение здоровья населения и демографической ситуации; - обеспечение экологической безопасности региона. Основные задачи Программы: - осуществление мер по постепенному сокращению и полной последующей ликвидации поступления в окружающую среду опасных для здоровья человека химических и биологических веществ; - охрана атмосферного воздуха, снижение загрязнения воздушного бассейна, сохранение и развитие зеленого фонда; - рациональное и экологически эффективное обращение с отходами производства и потребления на территории области, создание отходоперерабатывающей отрасли; - защита от негативного воздействия вод, охрана водных объектов; - сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий, сохранение биологического разнообразия; - осуществление мониторинга окружающей среды; - эффективное ведение государственного экологического контроля и осуществление государственного управления в сфере экологии; - проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области охраны окружающей среды; - своевременное и объективное информирование населения области о состоянии окружающей среды, пропаганда экологических знаний, экологическое образование и формирование экологической культуры. Важнейшие оценочные показатели: - снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух до 478,5 т/год; - увеличение площади озеленения территорий общего пользования до 11,4 мІ/чел.; - увеличение объема переработки отходов на 424,4 тыс. т/год; - снижение объемов сброса загрязненных сточных вод в водные объекты до 170 млн. куб. м/год; - увеличение площади особо охраняемых территорий регионального и местного значения в 1,6 раза (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 22.04.2010 N 149-П, см. предыдущую редакцию) |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2009-2013 годы;
|
Исполнители основных мероприятий Программы | - комитет охраны окружающей среды и природопользования области, министерство природных ресурсов и экологии области, министерство промышленности и энергетики области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, комитет капитального строительства области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области, комитет транспорта области, министерство сельского хозяйства области, администрации муниципальных районов области (по согласованию), общественные объединения (по согласованию), предприятия и организации (по согласованию) (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 22.04.2010 N 149-П, см. предыдущую редакцию) |
Объемы | общий объем финансового обеспечения Программы составляет 10261177,5 тыс. рублей, из них: I этап - 2009 год - всего 2894810,0 тыс. рублей, в том числе: - федеральный бюджет (прогнозно) - 447140,0 тыс. рублей; - областной бюджет - 129500,0 тыс. рублей; - местный бюджет (прогнозно) - 600390,0 тыс. рублей; - внебюджетные средства (прогнозно) - 1717780,0 тыс. рублей; II этап - 2010 год - всего 2 630 878,2 тыс. рублей, в том числе: - федеральный бюджет (прогнозно) - 694 574,4 тыс. рублей; - областной бюджет - 136 173,8 тыс. рублей; - местный бюджет (прогнозно) - 810 010,0 тыс. рублей; - внебюджетные средства (прогнозно) - 990 120,0 тыс. рублей; III этап - 2011 год - всего 2657070,9 тыс. рублей, в том числе: - федеральный бюджет (прогнозно) - 269345,0 тыс. рублей; - областной бюджет - 190885,9 тыс. рублей; - местный бюджет (прогнозно) - 1113120,0 тыс. рублей; - внебюджетные средства (прогнозно) - 1083720,0 тыс. рублей; IV этап - 2012 год - всего 1509404,8 тыс. рублей, в том числе: - федеральный бюджет (прогнозно) - 623956,3 тыс. рублей; - областной бюджет - 219481,8 тыс. рублей; - местный бюджет (прогнозно) - 179790,0 тыс. рублей; - внебюджетные средства (прогнозно) - 425030,0 тыс. рублей; V этап - 2013 год - всего 624090,0 тыс. рублей, в том числе: - федеральный бюджет (прогнозно) - 11640,0 тыс. рублей; - областной бюджет - 500,0 тыс. рублей; - местный бюджет (прогнозно) - 179260,0 тыс. рублей; - внебюджетные средства (прогнозно) - 432690,0 тыс. рублей (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.07.2012 N 385-П, см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух до 423,2 тыс. тонн; - сокращение до минимума ущерба окружающей среде, наносимого в результате размещения отходов производства и потребления, а также очистка территории области от мусора, обеспечение решения вопроса размещения отходов в объеме 3 млн. кв. м в год; - защита территории области от негативных явлений, вызванных функционированием Саратовского и Волгоградского водохранилищ, предотвращение потенциального ущерба в объеме 12915,47 тыс. рублей (прогнозно); - защита территории области от вредного воздействия вод, снижение объемов сброса загрязненных сточных вод в водные объекты до 170 млн. куб. м/год; - привлечение средств из федерального бюджета на природоохранные водохозяйственные мероприятия в объеме 2039822,4 тыс. рублей (прогнозно); - обеспечение инвестирования на природоохранные мероприятия по предприятиям области в объеме более 4649340 тыс. рублей (прогнозно); - получение объективной информации о состоянии окружающей среды для своевременного принятия управленческих решений; - повышение уровня экологической культуры населения (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 22.03.2012 N 146-П, см. предыдущую редакцию) |
Система организации контроля за исполнением Программы |
В условиях реформирования экономики и подъема производства вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение. Экологическая ситуация в области остается напряженной, а уровень загрязнения окружающей среды - высоким. По мнению ВОЗ здоровье человека на 18-20 процентов зависит от состояния окружающей среды.
В связи с этим возрастает актуальность проведения мониторинга окружающей среды, изучения динамики ее изменения, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, по рациональному использованию природных ресурсов, проведения воспитательной и образовательной работы с населением области.
Атмосферный воздух - важнейший компонент окружающей среды, подвергающийся интенсивному антропогенному воздействию. Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников на территории области в 2006 году составили 188,2 тыс. т, в 2007 году - 161,5 тыс. т (Воронежская область - 69,0 тыс. т, Тамбовская области - 27,3 тыс.т). Валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта в 2006 году - 262,1 тыс. т, в 2007 году -316,4 тыс.т. На одного жителя области приходится 191 кг загрязняющих веществ в год.
Проведенный анализ вредного воздействия атмосферных загрязнений на состояние здоровья населения подтверждает, что структура заболеваний зависит от состава выбросов. На заболевания дыхательных путей в большей степени влияют выбросы предприятий теплоэнергетики. Выбросы предприятий химической и нефтехимической промышленности обуславливают рост аллергических заболеваний. Проживание в городах с высоким уровнем комплексного загрязнения приводит к снижению неспецифической сопротивляемости организма. Установлено увеличение заболеваемости органов дыхания детей, в том числе бронхиальной астмой и бронхитами.
Одной из серьезных экологических проблем на территории области является проблема обращения с отходами производства и потребления. На территории области скопилось более 35 млн. т промышленных отходов, ежегодно образуется около 3 млн. мі твердых бытовых отходов (далее - ТБО).
Сложившаяся в области система обезвреживания ТБО основана на их захоронении на полигонах и свалках. На эти же объекты поступает и значительная часть промышленных отходов. В 2007 году на свалках и полигонах размещено более 3725 тыс. мі ТБО и малоопасных промышленных отходов, что на 628 тыс. мі больше, чем в 2006 году.
Характерным является неудовлетворительное состояние большинства объектов размещения отходов, а также крайне низкий уровень их вторичного использования. Общее количество полигонов и свалок ТБО, расположенных на территориях муниципальных районов области, составляет 723, из них санкционированных - лишь 479. Общая площадь мест захоронения бытовых отходов составляет 2050 га, отмечается тенденция к увеличению. Из всего количества свалок, существующих в настоящее время на территории области, большинство не отвечает санитарным требованиям, что создает значительную экологическую и эпидемиологическую опасность, влечет за собой нарушение природного ландшафта, загрязнение почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха.
Низкий уровень экологической культуры населения приводит к захламлению отходами территорий в местах массового отдыха жителей области, вокруг садовых и дачных участков, вдоль автомобильных и железных дорог и т.д.
Негативное воздействие вод. Основные проявления негативного воздействия вод следующие:
- затопление и подтопление территорий в период весеннего половодья;
- берегообрушение водохранилищ;
-подтопление подземными водами.
Количество жителей, проживающих на территории, подверженной негативному воздействию вод, - 1780 тыс. человек. Протяженность береговой линии рек в пределах поселений, подверженных затоплению во время половодья, - 975 км.
С целью защиты от негативного воздействия вод требуется проведение работ по берегоукреплению Саратовского и Волгоградского водохранилищ, строительству и реконструкции инженерных защитных сооружений.
Для снижения последствий прохождения весеннего половодья необходимо выполнять мероприятия по расчистке русел рек с целью увеличения их пропускной способности.
Планируемые мероприятия по расчистке, углублению и спрямлению русел рек позволят увеличить пропускную способность водотоков, будут способствовать улучшению грунтового питания подземными водами, повышению водности рек.
Площадь территории области, подверженной подтоплению грунтовыми водами, составляет около 56000 га.
В области эксплуатируется более 3000 гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ, из них около 60 процентов требуют проведения ремонтных работ. Потенциально опасных гидротехнических сооружений на территории области - 88, из них на 22 требуется капитальный ремонт. От технического состояния гидротехнических сооружений во многом зависит безопасность населения, проживающего в зоне их влияния. Ежегодно из областного бюджета выделяются средства на проведение работ по подготовке сооружений к безаварийному пропуску весеннего половодья (около 10 млн. руб.). Выполнение данных работ во многом способствует снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и предотвращению возможного ущерба от аварийного разрушения гидротехнических сооружений.
Серьезной проблемой является низкое качество воды в поверхностных водных объектах (реки, водохранилища, пруды). Чрезвычайно важным в связи с этим является проведение мероприятий по охране водных ресурсов. В первую очередь это снижение объемов поступления в водные объекты загрязненных сточных вод от предприятий жилищно-коммунального хозяйства, промышленных предприятий, поверхностного стока с загрязненных территорий.
Объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты составил в 2007 году 292,41 млн. м3, в том числе: без очистки - 33,12 млн. м3, недостаточно очищенных - 217,88 млн. м3.
Основная доля объема загрязненных сточных вод приходится на предприятия жилищно-коммунальной отрасли. Около 45 процентов населенных пунктов области не имеют канализационных очистных сооружений, сточные воды сбрасываются без очистки в водные объекты или в пруды-накопители, загрязняя подземные водоносные горизонты. Многие действующие очистные сооружения имеют недостаточную мощность или неэффективно работают ввиду физической изношенности, морально устаревшего оборудования.
В 2007 году объем загрязненных сточных вод увеличился по сравнению с 2006 годом на 9,44 млн. м3, или на 3,9 процента, и составил 251,00 млн.м3.
Для решения данной проблемы необходимо предусмотреть проектирование и строительство новых очистных канализационных сооружений, модернизацию и реконструкцию существующих.
На территории области расположено 79 особо охраняемых природных территорий регионального значения, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Общая площадь особо охраняемых природных территорий составляет 137,20 тыс. га, или 1,37 процента от площади области. В среднем этот показатель по Приволжскому федеральному округу составляет 6,3 процента от общей площади.
Недостаток финансовых средств не позволяет в полной мере обеспечить должную охрану и функционирование уникальных природных комплексов, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучение естественных процессов в биосфере.
Крайне низкий уровень озеленения территорий населенных пунктов, особенно гг.Саратова и Балаково, не соответствует действующим нормативам. Площадь зеленых насаждений общего пользования на одного жителя области составляет ,4 м2 (г.Волгоград - 1,4 м2, г.Пенза - 1,8 м2, г.Самара - ,7 м2).
Существует проблема бездомных животных на территории крупных городов. Бездомные животные представляют собой угрозу безопасности населения городов: они являются переносчиками различных заболеваний, в том числе бешенства; отдельные стаи собак регулярно нападают на прохожих, пугают детей, уничтожают редкие виды диких животных; ухудшают видеоэкологию городов.
Следует отметить ограниченное бюджетное финансирование мероприятий по охране окружающей среды. В 2007 году на природоохранные мероприятия за счет средств консолидированного бюджета области затрачено 69 млн. руб., что составляет 0,03 процента ВРП. По оценкам специалистов, чтобы скомпенсировать ущерб от техногенной деятельности, государству необходимо затрачивать на природозащитные программы не менее 20 процентов от ВНП. Евросоюз намерен к 2010 году довести затраты на охрану окружающей среды до трех процентов от ВВП. Таким образом, ориентируясь на развитые европейские страны, годовые затраты на охрану окружающей среды целесообразно увеличить в 100 раз.
Низкий уровень привлечения инвестиций и частного капитала в природоохранную сферу. Рациональное использование природных ресурсов, особенно в сфере вторичного использования отходов, имеет высокую инвестиционную привлекательность, в значительных объемах инвестируется как государственными, так и частными структурами в развитых странах запада и практически не используются в нашем регионе.
Решение проблемы оздоровления среды обитания жителей области, обеспечения здорового образа жизни населения требует консолидированных действий государственных структур, органов местного самоуправления, предприятий всех форм собственности, жителей области. Решить указанные проблемы невозможно без системного подхода на основе программно-целевого метода путем реализации настоящей Программы.
Целями Программы являются: создание благоприятной окружающей среды для жителей области; сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций; повышение качества жизни, улучшение здоровья населения и демографической ситуации; обеспечение экологической безопасности региона (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 03.03.2009 N 74-П, см. предыдущую редакцию).
Задачами Программы являются:
- осуществление мер по постепенному сокращению и полной последующей ликвидации поступления в окружающую среду опасных для здоровья человека химических и биологических веществ;
- охрана атмосферного воздуха, снижение загрязнения воздушного бассейна, сохранение и развитие зеленого фонда;
- рациональное и экологически эффективное обращение с отходами производства и потребления на территории области, создание отходоперерабатывающей отрасли;
- защита от негативного воздействия вод, охрана водных объектов;
- сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий, сохранение биологического разнообразия;
- осуществление мониторинга окружающей среды;
- эффективное ведение государственного экологического контроля и осуществление государственного управления в сфере экологии;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области охраны окружающей среды;
- своевременное и объективное информирование населения области о состоянии окружающей среды, пропаганда экологических знаний, экологическое образование и формирование экологической культуры.
Предусматривается 5 этапов по годам реализации Программы: I этап - 2009 год; II этап - 2010 год; III этап - 2011 год; IV этап - 2012 год; V этап - 2013 год.
Система программных мероприятий предусматривает комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных целей и решение задач по охране окружающей среды (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 03.03.2009 N 74-П, см. предыдущую редакцию).
Основными направлениями государственной региональной политики в области экологии являются: