РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой программе "Развитие лесного хозяйства Саратовской области" на 2009-2013 годы
(с изменениями на 27 декабря 2013 года)
принят Саратовской областной Думой
22 октября 2008 года
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 431-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 429-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2010 N 530-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.03.2011 N 159-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.10.2011 N 588-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 27.12.2011 N 751-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2011 N 769-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 799-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 27.12.2011 N 751-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 13.07.2012 N 406-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 13.08.2012 N 484-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.10.2012 N 635-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 21.05.2013 N 249-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.06.2013 N 280-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 27.12.2013 N 754-П.
_______________________________________________________________
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Развитие лесного хозяйства Саратовской области" на 2009-2013 годы согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 года.
Губернатор Саратовской области
П.Л.Ипатов
г.Саратов
31 октября 2008 г.
N 284-ЗСО
Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе "Развитие лесного
хозяйства Саратовской области" на 2009-2013 годы"
_______________________________________________________________
В тексте Программы слова "ГУ "Лесничества Саратовской области" заменены
словами "ГКУ СО "Лесничества Саратовской области" -
постановление Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 799-П.
_______________________________________________________________
Наименование Программы | - областная целевая программа "Развитие лесного хозяйства Саратовской области" на 2009-2013 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | - Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года N 69-р; - распоряжение Правительства Саратовской области от 19 августа 2008 года N 301-Пр "О разработке проекта областной целевой программы "Развитие лесного хозяйства Саратовской области" на 2009-2013 годы" |
Государственный заказчик Программы | - министерство лесного хозяйства области, министерство природных ресурсов и экологии области |
Основные разработчики Программы | - министерство лесного хозяйства области, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И.Вавилова" |
Исполнители Программы | - министерство лесного хозяйства области, министерство природных ресурсов и экологии области, Главное управление МЧС России по Саратовской области (по согласованию), лица, осуществляющие использование лесов (по согласованию), комитет охотничьего хозяйства и рыболовства области (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 25.10.2011 N 588-П, см. предыдущую редакцию) |
Цели Программы | - обеспечение охраны лесов от пожаров и лесонарушений; - повышение лесистости области; - сохранение и усиление защитных функций и экологического потенциала лесов; - повышение эффективности использования лесов |
Задачи Программы | - техническое перевооружение ведомственной пожарной охраны лесхозов; - организация выполнения всего комплекса противопожарных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда, и лесах, расположенных на землях иных категорий; - организация эффективной природоохранной пропаганды и экологического воспитания; - совершенствование системы обнаружения лесонарушений и их пресечения; - модернизация питомнического и лесосеменного хозяйства; - сохранение объемов лесовосстановления и увеличение объемов лесоразведения в рамках создания "лесов Киото"; - лесоразведение путем создания лесных насаждений на непродуктивных, подверженных эрозии землях сельскохозяйственного назначения, рядом с населенными пунктами и для защиты объектов водоснабжения; - создание системы управления лесами, отвечающей критериям устойчивого управления ими и устойчивого развития лесного хозяйства; - обеспечение санитарной безопасности в лесах, организация современной, эффективной защиты лесов от вредных организмов; - формирование устойчивых, разновозрастных лесов и повышение продуктивности лесов; - реконструкция малоценных лесных насаждений; - совершенствование системы конкурсного выполнения лесохозяйственных работ; - внедрение современных технологий в организацию отвода лесосек, заготовку и переработку древесины; - создание производств по переработке низкокачественной древесины и развитие лесопользования без изъятия лесных ресурсов - обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области охоты на территории области (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 25.10.2011 N 588-П, см. предыдущую редакцию) |
Сроки реализации Программы | - 2009-2013 годы |
Объем и источники финансирования Программы | общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования планируются в сумме 583671,0 тыс. рублей, в том числе за счет: федерального бюджета (прогнозно) - 268254,6 тыс. рублей; областного бюджета - 73977,3 тыс. рублей; внебюджетных источников (прогнозно) - 241439,1 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - сокращение до одного часа времени от получения сообщения о возгорании до начала его тушения; - снижение размера экологического ущерба от лесных пожаров и лесонарушений в 1,5 раза; - воспроизводство лесов на площади 8 тыс. га и увеличение в соответствии с зональными почвенно-климатическими условиями лесистости области до шести целых шести десятых процента; - повышение биологической устойчивости лесов и защитных насаждений области, увеличение видового разнообразия и продуктивности лесов на площади 30 тыс. га; - увеличение объемов использования лесных участков без изъятия лесных ресурсов, создание производств по переработке низкокачественной древесины с увеличением дохода с 1 га лесов с 5 рублей до 21 рубля; - комплексное развитие лесного хозяйства области; - обмен охотничьих билетов и членских охотничьих билетов, которые выданы до 1 июля 2011 года и срок действия которых не истек, на охотничьи билеты единого федерального образца (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 27.12.2011 N 751-П, см. предыдущую редакцию) |
Система организации контроля за исполнением Программы | - контроль за выполнением Программы осуществляют министерство лесного хозяйства области, министерство природных ресурсов и экологии области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ" (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 431-П, см. предыдущую редакцию) |
1.1. Леса Саратовской области
Леса - возобновляемый природный ресурс, требующий не просто разумного потребления, но и обеспечения научно обоснованной, долгосрочной системы охраны и воспроизводства. Вместе с тем сложившаяся высокая степень экологической опасности на территории области предусматривает постоянное внимание к устойчивому управлению лесными экосистемами.
Саратовская область, располагаясь на общей площади более 10 млн. га, имеет в настоящее время 722 тыс. га лесов. Лесистость области составляет 6,5 процента (рисунок 1). Площадь лесов уменьшилась в 19 веке на 200 тыс. га из-за активного сельскохозяйственного освоения и интенсивного лесопользования и в 20 веке на 100 тыс. га из-за строительства ГЭС.
Рисунок 1
Более 90 процентов лесов на территории области расположены на землях лесного фонда. Земли лесного фонда по состоянию на 1 июля 2008 года занимают площадь 666,4 тыс. га (таблица 1). Покрытая лесом площадь лесов на всех категориях земель составляет 629 тыс. га.
Таблица 1
Распределение площади лесов Саратовской области по категориям
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 27.12.2013 N 754-П, см. предыдущую редакцию).
Леса Саратовской области | Площадь лесов, тыс. га |
1 | 2 |
ГКУ СО "Заволжские лесничества", ГКУ СО "Западные лесничества", ГКУ СО "Северо-Восточные лесничества", ГКУ СО "Центральные лесничества", подведомственными Леса, расположенные на землях лесного фонда, закрепленные за министерству природных ресурсов и экологии области | 666,4 |
Леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий (ФГУ "Национальный парк "Хвалынский") | 25,5 |
Леса на землях обороны | 20,2 |
Леса на землях поселений | 9,9 |
Итого | 722,0 |
В лесах области произрастает более 30 древесных и столько же кустарниковых пород. Преобладают твердолиственные породы - 58 процентов, мягколиственные - 26 процентов, хвойные - 14 процентов, кустарников и неосновных лесообразующих пород - 2 процента. Средний возраст насаждений - 55 лет. Средний бонитет насаждений составляет 3,4. Средняя полнота насаждений близка к оптимальной - 0,64.
Запас лесных насаждений на землях лесного фонда - 50,3 млн. м3. Средний запас на 1 га - 113 м3. Наивысшей продуктивностью до 10 м3 на 1 га на территории области обладают искусственные насаждения тополей, сосны обыкновенной и лиственницы. Семенные дубравы обладают продуктивностью до 5 м3 на 1 га. Средняя продуктивность лесов в области составляет 2,5 м3 на 1 га в год.
На пяти процентах лесных насаждений на землях лесного фонда нет материалов первичного лесоустройства. Повторные лесоустроительные работы на площади около 500 тыс. га не были проведены своевременно в 2002-2004 годах. Недостаточное обеспечение проектной документацией осложняет назначение лесохозяйственных мероприятий и принятие иных управленческих решений.
1.2. Охрана лесов от пожаров и лесонарушений
Одной из особенностей природно-климатических условий Саратовской области является установление высокой пожарной опасности в большинстве районов области на период до семи месяцев. Около 20 процентов лесных земель (хвойные молодняки, сенокосы, гари и др.) имеют максимальную пожарную опасность и относятся к 1-2-му классу пожарной опасности. Средний класс пожарной опасности лесов области составляет 3,1.
Лесным пожаром считается неконтролируемое горение на лесных землях на площади свыше 0,1 га (меньшая площадь считается возгоранием). Ежегодно в лесах области и рядом с лесом ликвидируется около 100 лесных пожаров и от 700 до 2000 возгораний. Часть возгораний благодаря системе профилактических противопожарных мероприятий имеет незначительную вероятность перехода в лесной пожар и ликвидируется мобильными группами пожаротушения на начальной стадии.
Борьба с лесными пожарами на территории области обеспечивается только наземными службами. В силу территориального размещения значительно больше возгораний и пожаров происходит в лесах рядом с населенными пунктами и в придорожных лесополосах.
Общая площадь придорожных лесных полос составляет 17 тыс. га. Площадь придорожных лесных полос вдоль автомобильных дорог областного значения составляет 10 тыс. га. Ежегодно пожары от придорожных лесополос приходят в лесные массивы. Неоднократное повреждение лесополос пожарами привело к ухудшению их санитарного состояния, в них развиваются очаги вредных организмов.
Более чем в 20 районах области в границах населенных пунктов имеются леса. Регулярно противопожарные профилактические мероприятия проводятся только на территории городов Саратова, Энгельса и Петровска. Полный комплекс противопожарных мероприятий в лесах на землях поселений не проводится ни в одном муниципальном образовании.
Лесные пожары возникают в большинстве случаев по вине граждан (из-за неосторожного обращения с огнем - 50 процентов случаев, в результате проведения сельскохозяйственных палов - 40 процентов случаев). Ежегодно от пожаров в лесах погибает до 260 га лесных насаждений.
Средняя площадь одного пожара за последние пять лет составила 4,5 га, что больше на 0,4 га, чем в предыдущем пятилетии. Это связано с объективными факторами: старением материально-технической базы пожаротушения, увеличением площади хвойных лесов, увеличением площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.
Обеспеченность лесхозов средствами пожаротушения находится на уровне 30 процентов от установленных норм. Износ тракторов и других механизмов составляет более 80 процентов, из-за чего ручной труд при тушении стал основным и в среднем по лесхозам составляет 70 процентов (таблица 2).
Таблица 2
Доля механизации работ при тушении лесных пожаров на территории области
Средства, используемые при тушении | 2007 год, процентов | 2008 год (прогноз), процентов |
Пожарные автомобили | 1 | 1 |
Автомобили патрульные | 10 | 11 |
Тракторы | 12 | 13.5 |
Воздуходувки | 2 | 3,5 |
Ранцевые огнетушители | 1 | 1 |
Ручной инвентарь | 74 | 70 |
Ежегодные средние затраты на тушение лесных пожаров не превышают 1 млн. рублей. При этом затраты на тушение лесных пожаров на землях поселений, в придорожных лесных полосах и возгораний на всех категориях земель не учитываются.
Ущерб непосредственно лесному хозяйству от гибели лесных насаждений и низовых пожаров, приводящих к снижению продуктивности насаждений, составляет от 3 до 4 млн. рублей ежегодно. Экологический ущерб от лесных пожаров с учетом выброса СО2 оценивается в сумму 150 млн. рублей за год.
Наиболее распространенными нарушениями в области использования лесов на территории области является самовольная рубка лесных насаждений. В 2007 году было выявлено 14 случаев, а за 1-е полугодие 2008 года 23 случая самовольной рубки.
Ущерб от всех видов лесонарушений на территории области, обнаруженных в 2007 году, составляет 9,9 млн. рублей. Экологический ущерб от лесонарушений оценивается в сумме 49,5 млн. рублей.
Основными направлениями в обеспечении охраны лесов от лесонарушений являются:
- профессиональная подготовка кадров наземной охраны лесов;
- обеспечение наземной охраны лесов транспортом и средствами связи;
- взаимодействие с правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления;